a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр и творческих заданий по технологии ТРИЗ

Автор: Шаталова Наталья Николаевна Опубликовано: 2021-03-14 11:02:54

Документы для скачивания

Картотека творчески х заданий по технологии ТРИЗ ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение. Название и цель Содержание Обучение составлению сравнений «Какой объект? » Учить детей выделять разные признаки в объекте. Ведущий называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета. «Цепочка». Учить детей выделять разные признаки у объектов. Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передаётся другому ребёнку, который должен назвать один из признаков объекта и передать её следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. «Угадай по описанию». Учить детей по названным признакам определять объект. Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному ребёнку. Он описывает его( не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идёт речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. «Выбери признак, который есть у других объектов». Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный( очки круглые, солнечные) . «Давай поменяемся». Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Ведущий раздаёт картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком и как его можно будет использовать( игра проводится с подгруппой в 4 – 5 человек. «Необычный подарок». Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребёнок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребёнка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак. «Невпопад». Учить детей объяснять несвойственные объекту действия. Ведущий называет предмет и бросает мяч ребёнку. Он называет любое действие невпопад — несвойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь( расчёска пищит) в реальной жизни. «Что такое же у другого объекта? » Учить детей выявлять признаки объекта( функция, части) . Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» Ведущий называет объект( самовар) . Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой? », и перечисляют признаки объекта( блестящий, дымящийся, пыхтящий) . К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен( блестящий — монета, дымящийся — вулкан, пыхтящий — ёжик) . Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ёжик». Обучение рифмованию « Складушки — ладушки». Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова. Ведущий предлагает детям набор картинок( не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран — тюльпан, кошка — ложка и т. д. Дети подбирают картинки и объявляют их как « Складушки — ладушки». В среднем и старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово( существительное, глагол, наречие, прилагательное) , а ребёнок должен подобрать рифмующееся слово. «Составь рифму». Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения. Ведущий называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка — синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку». «Составь четыре строчки смешного стихотворения». Учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения. Ведущий называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. Например, олень — тюлень, плыл — ныл. Возможное рифмование: Удивительный олень И внимательный тюлень По морю плыли И совсем не ныли. В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети. «Придумаем разные стишки про один предмет». Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок. Ведущий предлагает выбрать какой–либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил — был…». Например, объект — кошка; подбирается рифма — кошка- ложка; складывается начало: «Жила — была пушистая кошка, совсем не похожая на ложку». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто- то, то они чего- то». Например, «Если бы пушистая кошка была похожа на ложку, то она не бежала, а только лежала». Обучения приёмам фантазирования «Волшебные предметы и их хозяева». Учить анализировать знакомый сказочный предмет, находить в нем волшебные свойства. Побуждать детей к объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем. Ведущий предлагает набор картинок с изображением волшебных предметов( чёрный плащ, волшебная палочка, ступа и т. д. ) . Детям необходимо выбрать картинки, соответствующие тому или иному сказочному персонажу. Усложнения игры: Превращения в сказочного персонажа и показ действиями его образа. Представление возможных волшебных преобразований окружающего мира. Изобразительная деятельность: рисование волшебного предмета и его хозяина. «Фантастический рассказ». Учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей. В начале игры обсудить отдельных сказочных героев и их атрибутику. Обдумать и предсказать их изменённый образ жизни в связи с потерей этой атрибутики. Дети составляют сказку( фантастический рассказ) , учитывая произведённые в сказочном герое изменения. Один из вариантов усложнения — волшебный объект есть у героя, но из другой сказки( у девочки Жени из сказки «Цветик — семицветик » появилась летающая ступа от Бабы- Яги «Кто внимательный? » Закрепить представления о принципах действия приёмов ТФ. Ведущий показывает картинки с изображением объектов с явно выраженными признаками «действия Волшебников»( Большого и Маленького размеров; Оживления — Окаменения и др. ) и символы этих Волшебников. Дети, увидев схематическое изображение Волшебника, например, Великана, должны встать( или поднять руки вверх) , а, увидев схематическое изображение Волшебника Крохи, – присесть( опустить руки вниз) . Один и тот же Волшебник может быть изображён по–разному( схемой, рисунком, лепка или просто объявлен по имени) . «Что стало большим, что стало маленьким». Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера. Ведущий предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно( огромные пуговицы и маленькое пальто) . Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с изменённым по размеру объектом, например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. «Какого Волшебника ты должен пригласить». Учить детей использовать приём преобразования размера для решения проблемной ситуации. Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить( увеличения или уменьшения) , чтобы её решить( каким лучше быть, чтобы быстро ходить; доесть невкусную кашу и т. д. ) . Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера «Волшебник Дробления — Объединения проводит чудесные преобразования». Учить определять части и целое у объекта и менять их местами. Ведущий предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка — сам объект, а у неё есть часть — сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект — лепесток, на котором находится цветок. Детям поясняют, что такие преобразования делает Волшебник Дробления — объединения. «Замри — отомри». Закрепить представления о многообразии мира, о том, что есть объекты подвижные и статичные. Ведущий называет объекты динамичные и статичные. Играющие показывают( жестом, мимикой, движением) , когда они могут быть подвижны( динамичны) , а когда нет( статичны) . Воспитатель объясняет возможности Волшебника Оживления — Окаменения. «Приглашаем Волшебника Могутолько ». Учить детей ограничивать функции объекта Ведущий предлагает детям картинки с изображением различных объектов. Обсуждается основное назначение объекта. Приглашается Волшебник Могутолько и он ограничивает функции данного объекта. Например: шапка удерживает тепло головы; шапка, которая удерживает тепло головы только с восьми до девяти часов утра или удерживает тепло головы мальчика пяти лет. «К нам пришёл Волшебник Всемогу ». Учить детей расширять функцию объекта, делая его многофункциональным и объяснять полезность новой функции Ведущий называет какой- либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Всемогу. Дети описывают результаты воздействия на объект( из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть( практическое применение многофункциональной части объекта — ножка стула удерживает любой вес, проводит воду) . Дают название новому объекту. «Волшебник Наоборот просит выполнить задание». Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений. Ведущий( ребёнок) показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта. «Меняем порядок». Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени. Обсуждение хода какого- либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий. Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать к составлению фантастических рассказов. «В гостях у Волшебника быстрых минут( Волшебник замедления) ». Учить представлять результаты ускорения процессов, протекающих как в самом объекте, так и в его окружении. В гости к детям пришёл Волшебник быстрых минут. Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию, которая может возникнуть, если течение времени в группе ускорится( у всех один день, а в групповой комнате — 10 лет) или замедлится( у всех это — один день, а групповой комнате прошло всего 10 минут) . Дети описывают, что произойдёт с ростом детей, какие изменения произойдут с живыми и нежимыми объектами, находящимися в группе( цветы, мебель, книги) , что будут делать родители в такой ситуации и т. д. «В гостях у Волшебника, умеющего останавливать время». Закрепить представления детей об однонаправленности, непрерывности и однозначности времени для всех объектов материального мира. Ведущий напоминает детям, что каждый объект развивается во времени, и вместе с ним изменяется и его окружение( головастик превращается во взрослую лягушку, и в это же время изменяется само болото и живущие там жители — комары, цапли, рыбы) . Далее воспитатель предлагает детям выбрать объект, описать его окружение и пригласить Волшебника, умеющего останавливать время. Детям предлагается описать, что произойдёт, если Волшебник коснётся выбранного объекта( объект навсегда останется в таком же возрасте, а все вокруг будет меняться) . Обсуждение данной ситуации с позиции «хорошо — плохо». Обучение умению сужать поля поиска «Да — нет» на загаданный объект рукотворного мира. Учить детей классифицировать объекты рукотворного мира по заданным признакам. Ведущий загадывает предмет рукотворного мира. Дети его отгадывают. Для создания собственных классификаций( по функциональному назначению, по месту назначения, по материалу, по форме, по времени создания и т. д. ) признак выбирает ребёнок. Базовый алгоритм: — Определение принадлежности к рукотворному и природному миру. — Назначение объекта( функция или функциональная принадлежность к какой- либо классификационной группе) ; — Материал; — Форма, размер, цвет; — Наличие частей; — Местонахождение; — Время создания; — Звук, запах, вкус; — Вес, и другие признаки загаданного объекта. Например: ведущий загадал стол. Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить «Да»: – Объект относится к рукотворному миру? – Это относится к мебели? – Это удерживает человека? – Этот объект сделан из дерева? – В нём есть прямоугольная форма? – Этот предмет ниже девочки? – Он находится в группе? – У него есть части? – У него одна часть больше остальных? – Это стол? «Да — нет» на неизвестное слово. Продолжать учить выявлять признаки объекта и отсекать несущественные. Развивать познавательный интерес и желание узнать значение неизвестного слова. В основании игры лежит тот же принцип вопросов и ответов. Ведущий называет слово, заведомо неизвестное детям, и просит угадать, что это такое. Например: ведущий загадывает слово «острец»( сорняк на хлебных полях) . Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить «Да»: – Объект относится к природному миру? – Живая природа? – Живёт больше на земле? – Это растение? – Оно растёт в поле? – Оно приносит вред для деятельности человека? Обучение основным мыслительным действиям диалектического характера «Маятник». Учить выделять противоречивые свойства объекта. Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. «Перевертыш». Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «хорошо — плохо». Ведущий называет какое–либо событие и спрашивает у первого ребёнка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребёнок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребёнок объясняет, почему это так. Игра продолжается. «Хорошо — плохо дружит с много- мало». Продолжать учить детей находить взаимосвязи и причинно- следственные отношения объектов на основе перехода количественных изменений в качественные. Педагог предлагает детям обсудить тот или иной объект материального мира с точки зрения количества и выполнения им своей основной функции( увеличение или уменьшение количества приводит к невозможности выполнения функции объекта) . Например: тысяча пылесосов в доме — не хватит электричества и ковров; тысяча пылесосов на весь мир тоже не смогут выполнить своё дело в полной мере. «Что произойдёт? ». Учить детей формулировать причины и выводить следствие Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос( например: «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая? ») , дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определённую тему( например, природа, сказки и т. д. ) , и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. «Учимся у сказки». Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приёмами. Ведущий читает или рассказывает часть сказки или рассказа, содержащую проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приёмы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. Обучение установлению системных связей «Мои друзья». Упражнять детей в умении выделять у объекта заданный признак. Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего–либо или кого–либо. Дети определяют, кто они( берут на себя роль объекта материального мира) . Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят( подбегают) к ведущему. «Что было — что будет». Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи. Ведущий раздаёт детям большие карточки, разделённые на три части( в средней части изображён предмет настоящего, первая и третья — пустые) ; а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берёт какую–либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. «Из прошлого в будущее». Ориентировать детей в эволюции современных предметов рукотворного мира. Детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребёнок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался. «Пирог для великана». Учить детей соотносить предметы по заданным параметрам, использовать ресурсы. Ведущий предлагает проблемную ситуацию, разрешение которой требует произведения измерения на основе сравнения с использованием ресурсов( чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, дом, палец) . Обучение детей составлению рассказов по картине Игры с «подзорной трубой». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине( дробление, моделирование, группировка по какому–либо признаку, выявление главных объектов) . Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы( правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его) . Детям предлагается перечислить все объекты на картине «Ищу родственников». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине( дробление, моделирование, группировка по какому–либо признаку, выявление главных объектов) . Ведущий предлагает детям найти «родственника» конкретному объекту по принципу: природный мир — рукотворный мир; живая — неживая природа; целое — частное; по месту нахождение; по выполняемой функции. Результат: объединение объектов в группы по разным основаниям. «Сравни по форме». Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков. Ведущий предлагает детям назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки( описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок) . «Загадочные части». Учить детей выявлять признаки объекта( функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. Ведущий называет объект. У объекта выделяются части и перечисляются другие объекты, у которых имеются названные части( «Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны») . Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не луны». К нам пришёл волшебник «Я только слышу». Учить представлять возможные звуки, передавать свои представления в законченном рассказе Дети сосредоточены на объектах картины. Воспитатель предлагает заняться поиском предполагаемых звуков и слов, имитация их. Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине, и составить связный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на этой картине К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах». Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в законченном рассказе. Ведущий предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается заняться поиском предполагаемых запахов и обозначить их словами. Игровые правила: представить запахи, присущие объектам, изображённым на картине, и составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». К нам пришёл волшебник «Я ощущаю лицом и руками». Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их специфические признаки. Обозначать словами эти признаки и составлять законченный рассказ. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с ними и составить описательный рассказ. Игровые правила: представить ощущения, возникшие от предполагаемого касания руками или лицом объектов на картине; составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками». К нам пришёл волшебник «Я пробую на вкус». Учить детей разделять объекты на съедобные — несъедобные с точки зрения человека и объектов, изображённых на картине. Уточнить представления о способах и продуктах питания. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. Дети сосредоточены на объектах картины с точки зрения способов и продуктов их питания. Воспитатель предлагает подыскать слова, обозначающие отношения к продуктам питания данного объекта( любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный) и разных способов питания( способы питания растительного и животного мира различны) . Игровые правила: разделить имеющиеся объекты на растительный и животный мир; объяснить, кто, как и чем питается. «В гости пришли Волшебники Времени». Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ. Ведущий предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Например: пришёл Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце — хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию с позиции «хорошо — плохо». «Найди самое удачное название картины». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины. Учить составлять разные варианты рассказов — рассуждений. Детям предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну или две самых подходящих и объяснить, почему, на их взгляд, это так. Особое внимание уделить логическим связкам текста. В результате должен получиться рассказ — рассуждение. Обучение созданию связных текстов сказочного содержания «Найди героя». Учить детей определять основного положительного героя сказки. Предлагается рассмотреть героя какой- либо сказки и определить его действие. Назвать, каким был герой в начале произведения, и каким стал. Например, Гадкий утёнок был беззащитным, слабым, стеснительным; стал смелым и решительным. «Сказка переехала». Учить определять место и время происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев. Ведущий предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку( её героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать её или изобразить схематично. Например: Жили старик со старухой у синего моря… в наши дни. Что будет просить старуха? Колобок живёт на 10 этаже с лифтом… «Закончи сказку». Учить придумывать различные варианты окончания сказок. Ведущий рассказывает детям начало какой–либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его. К онспект занятия по технологии ТРИЗ в старшей группе ДО У «Путешествие в Город загадок» Этап НОД Содержание этапа Задачи Совершенствовать умения детей находить оригинальные варианты решения проблемы и отсеивать невыполнимые. Закрепить знания: о сказках, их схематическом изображении, соотношении сказки и схемы; о материалах и предметах из них; о песнях, их текстах; о животных и их названиях, особенностях поведения; о применении транспорта в разных ситуациях. Развивать мышление, внимание, память, быстроту обдумывания ситуаций, сообразительность. Воспитывать чувство дружбы, терпимости к окружающим, желание помочь, доброту, целеустремлённость. Материалы Мешочек с материалами, ковёр, подушки, портреты сказочных героев, домик с иллюстрациями к сказкам, схемы сказок, четыре разноцветные коробки, магнитная доска, картинки с изображением транспорта, фигурка «удивительного животного», коробки из- под лекарств, заготовки частей тела животных, клей, салфетки, клеёнки, конверт, аудиозаписи. Вступительная часть ети заходят в группу( музыкальный зал) , становятся полукругом. Воспитатель: — Ребята, сегодня нас ждёт интересное путешествие. Добрая Волшебница просит нас помочь жителям Города загадок. Вы готовы отправиться в путешествие? ( Да) . Там могут встретиться трудные задания, для решения которых потребуются ваши знания, сообразительность, смелость и умение дружить. Не передумаете? ( Нет) . Чтобы справиться со всеми заданиями, нам потребуется хорошее настроение. Подарим его друг другу. Говорить мне не лень: Добрый день, добрый день! И вороне, и телёнку, И соседскому котёнку. Да и вам, мои друзья, Всем добра желаю я! — Теперь можно отправляться в путь. А на чём же мы будем путешествовать? Посмотрите, Волшебница прислала нам этот мешочек. Давайте посмотрим, какие в нём есть материалы и не сможем ли мы выбрать из них себе средство передвижения. Воспитатель достаёт из мешочка связку коры и прутиков: — Какой сказочный транспорт из коры и прутиков вы знаете? ( Метла и ступа) . Кто на нём летал? ( Баба- Яга) . Пригодится ли нам этот транспорт? ( Нет, все мы не уместимся на метле и в ступе) . Правильно, нужно поискать другой материл. ( Достаёт кусочек кожи) . Что это за материал? Какой транспорт из него был в сказке? ( Сапоги- скороходы) . Кто им пользовался? ( Мальчик- с- пальчик) . Подойдут ли они нам? ( Нет, они для одного человека) . А вот моток шерсти. Что из него было сделано? ( Ковёр- самолёт) . Какой герой на нём летал? ( Алладин) . Пригодится ли нам ковёр- самолёт? ( Да, он большой, все поместятся) . А вот и сам ковёр! ( Воспитатель обращает внимание детей на ковёр, лежащий в углу. На ковре разложены подушки для пассажиров. Рядом с ковром на доске развешаны изображения сказочных героев, попарно из разных сказок) . Занимаем места! Один, два, три, Коврик, скорее лети! Основная часть Воспитатель: — Мы уже приближаемся к Городу Загадок. Посмотрите: его обитатели, герои сказок, подружились и помогают друг другу. Как они это делают? Ответы детей: Храбрый Добрыня дружит с Алёнушкой и Иванушкой. Он защищает их от Бабы- Яги. Трудолюбивый Наф- Наф подружился со зверятами из сказки «Теремок». Он научит их строить дома. Петушок подружился с Козой- Дерезой. Он накосил ей травы своей косой, и Коза обещала больше не прогонять Зайчика из дома( возможны другие варианты пар) . Да, всё верно! И вот наш ковёр садится площадь в Городе загадок. Давайте посмотрим, кому здесь нужна наша помощь. ( Находит конверт) . Вот и первое задание от Волшебницы. Она пишет: «Дорогие ребята, на Площади Сказок живут сказочные герои, каждый в своём домике. Чтобы знать, кто где живёт, на домиках нарисованы схемы сказок. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки, умеете ли разгадывать сложные загадки. Вам нужно расшифровать схемы и угадать, кто живёт в домиках». Дети расшифровывают схемы и называют сказку( три розовых круга — «Три поросёнка», три коричневых круга разного размера — «Три медведя» и т. д. ) . Разгаданную схему снимают, под ней спрятана иллюстрация сказки, по которой дети узнают, верны ли их ответы. — Какие вы молодцы, всё правильно угадали! Вы сможете помочь жителям Города Загадок. Идём дальше! — Ребята, мы пришли на Музыкальную улицу. Тут живут весёлые детские песни. Но почему так тихо? Где все обитатели? ( Указывает на коробки разных цветов) . Что это? Звучит аудиозапись: «Я, Баба- Яга, спрятала песни в цветные шкатулки. Я не хочу, чтобы дети их пели, веселились, радовались! Открыть коробку сможет только тот, кто угадает песню и объяснит, какой предмет нужного цвета в ней встречается. А это очень- очень трудно! Ха- ха- ха! Этого вы никогда не сможете отгадать! » — Ребята, нам нужно выручить песни из беды! Как думаете, мы справимся? ( Да) . Я тоже в этом уверена, но будьте очень внимательны! Какую шкатулку возьмём? Звучат аудиозаписи или музыку песен исполняет музыкальный руководитель: Зелёная шкатулка. Песня «О кузнечике». Зелёные предметы в ней: огурец, трава, кузнечик. Белая шкатулка. Песня «Ах, облака». Белые в ней луна, облака и гривы лошадок. Голубая шкатулка. Песня «Улыбка». В ней есть голубой ручеёк, река( необязательный вариант) и такое же небо. Жёлтая шкатулка. «Танец утят». В ней жёлтые сами утята. Дети отгадывают, воспитатель открывает шкатулки, «выпускает песни». Когда все они свободны, звучит радостная, волшебная музыка. Аудиозапись( голос Бабы- Яги) : «Всё отгадали, вот какие умные ребята! Мне стыдно, я больше не буду… Улетаю к себе в лес…( звук летящей ступы) ». Воспитатель: — Баба- Яга вернётся, когда научится дружить и делать добрые дела. А нас весёлые песни приглашают потанцевать. ( Звучит «Песенка утят», дети выполняют свободные ритмичные движения) . Воспитатель: — Хорошо мы отдохнули с песенкой. Пора продолжать путь. Подходят к магнитной доске, на которой расположены надпись «Почта», изображения автомобиля, велосипеда, трактора, а ниже — персонажи из сказок: Красная Шапочка, Дедушка из «Репки», Кот в сапогах. Перед доской стоит столик, накрытый салфеткой, и стулья Рассаживаются на стульях вокруг столика. Воспитатель: — Дети, мы пришли на улицу Доброты. Что здесь написано? Да, здесь расположена волшебная почта, на которую приходят посылки от Волшебницы для героев сказок. Сегодня она прислала такие замечательные подарки для Красной Шапочки, Дедушки и Кота в сапогах. Но вот беда, прошёл дождь и этикетки с посылок отклеились. Сказочные герои не знают, кому что подарила Волшебница. Помогите им. «Мозговой штурм». Дети обговаривают, какая посылка какому персонажу более подходит: «Старенькому Дедушке не нужен велосипед, скорее машина. Но трактор нужнее, трактором можно вытянуть репку, привязав к ней трос. Коту подходит и машина, и велосипед. Но Красная Шапочка не сможет проехать по лесу к бабушке на автомобиле, а велосипед как раз ей пригодится. Значит, Коту прислали автомобиль, Дедушке — трактор, а Красной Шапочке — велосипед». — Молодцы, ребята! Всё правильно! ( Педагог прикладывает изображения транспорта к получателю посылки) . — Ой, вы слышите, кто- то плачет? Кто же тут прячется? Достаёт из- под салфетки на столе изображение животного, склеенное из частей разных существ: лапы утки, тело тигра, голова кота, хвост лисы или другое сочетание по выбору воспитателя. Помещает его на магнитную доску) . Кто же это такой? Кто ты такой? Удивительное животное грустно говорит( аудиозапись или импровизация педагога) : — Я не знаю, кто я. Я недавно появился. Я такой некрасивый и ничего не умею. Ничего о себе не знаю. Наверное, со мной никто не захочет дружить. Воспитатель: — Ребята, давайте поможем зверюшке. Как её могут звать? Что она ест, что умеет делать? Дети предлагают варианты имени: Уткотигрокот. Тигроутколис. Котолисоутка. Выбирается наиболее понравившееся всем. Таким же образом обсуждают, что это животное может есть, как помогать жителям Города загадок. Удивительное животное благодарит ребят, радуется, что теперь много знает о себе. Воспитатель обращает внимание детей на то, что животное считает, что оно некрасивое и никто его не любит. Спрашивает: — Разве это зверёк некрасивый? У него такие добрые глаза, пушистая шубка, пышный хвостик. Вы бы хотели с ним подружиться? ( Дети непременно согласятся) . Это хорошо. Нельзя никого обижать только потому, что он непохож на остальных. Но когда мы вернёмся в детский сад, этот зверёк заскучает, ведь у него нет друзей, похожих на него. Что же делать? ( Дети предлагают несколько вариантов решения проблемы, воспитатель поддерживает вариант «сделать таких же забавных зверят из бумаги») . Тогда воспитатель приглашает детей на улицу Мастеров, чтобы изготовить поделки. Если вариант никем не назван, педагог говорит: — Что ж, придётся снова искать ответ в путешествии. Наша дорога лежит на улицу Мастеров. Дети переходят к столам, на которых разложены коробочки от лекарств, обклеенные бумагой( бросовый материал) , заготовки лап, хвостиков и мордочек зверюшек, клей, салфетки. — Посмотрите, что нам приготовили мастера! Как же помочь нашему забавному зверьку? ( Теперь дети точно угадают) . Но сперва приготовим руки и пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика «Наши руки» Наши руки не скучают, А работу выполняют! ( Поглаживание руки об руку) . Варят суп, пирог пекут, Чинят стул и платье шьют, И на дудочке играют, И малину собирают, ( Выполнение действий по тексту) . А когда они устанут — Тогда отдохнут! ( Фонарики над головой) . — Берите приглянувшиеся детали и приступайте к работе. Дети изготавливают объёмные картонные игрушки, приклеивая головы, лапы и хвосты разных животных к туловищам. — Покажите, кто у вас вышел? Вот сколько друзей у нашего нового знакомого! ( Дети расставляют поделки на столе у магнитной доски) . Он очень рад! Звучит аудиозапись голоса Волшебницы: — Дорогие ребятишки! Вы совершили сегодня много добрых дел, справились со всеми заданиями. Жители города благодарят вас. Вы настоящие друзья и добрые волшебники. Примите на память мой подарок и возвращайтесь домой! До встречи! Воспитатель находит на столе книгу загадок — подарок Волшебницы. Дети на ковре- самолёте «возвращаются в детский сад». Заключительная часть Воспитатель: — Ребята, где мы с вами побывали? Кому помогли? Какие задания вам понравилось выполнять? Какое было трудным? Справились ли мы? Как вы думаете, почему нам это удалось? ( Нам помогали дружба и доброта, знания о животных, сказках, песнях, геометрических фигурах и т. п. ) А чем полезен будет нам подарок Волшебницы? Верно, тот, кто много знает и умеет, добр и дружен, всегда преодолеет трудности! Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Живая природа».  Задачи:  Показать детям, что дерево живое, оно состоит из твердых, жидких и газообразных человечков.   Оборудование:  Схемы твердых, жидких и газообразных человечков.   Организационный момент: Воспитатель просит детей подойти к березе. Ход занятия: ( на участке детского сада зимой) .   Педагог: - Дети, как вы думаете, береза- это дерево живое, или нет? Ответы детей. Педагог: - Давайте с вами разберемся. Что есть у дерева? Дети: - Корень, ствол, ветви, листья. Педагог: - Если у дерева есть корень, значит оно растет, питается – поэтому оно живое. А как вы думаете из каких человечков состоит дерево? Ответы детей. Педагог: - Правильно, твердых: кора, ствол, ветви. Показ схемы твердых человечков.   Педагог: - Ребята, вспомните, все вы, наверное, весной пили березовый сок, так вот сок есть в каждом дереве. Из каких человечков состоит сок? Дети: - Из жидких. Педагог: - Правильно, покажите как они держатся за руки. Показ детей. Педагог: - Но в дереве также живут человечки пара. Если в сильный мороз легка оторвать кору от дерева, то вы увидите легкий пар. Это говорит о том, что дерево дышит. Педагог: - Вот мы и выяснили из каких человечков состоит дерево. А еще мы узнали, что дерево живое – оно растет, питается и дышит. В группе предложить детям нарисовать из чего состоит дерево, используя схемы твердых, жидких и газообразных человечков.   Конспект занятия по познавательному развитию  с элементами технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией Модельер». Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с профессией швейной промышленности- Модельер. 2. Учить создавать новую одежду с использованием метода морфологического анализа. Оборудование:   бумага, краски, ножницы, кисти, карандаши, ткани, пуговицы, бросовый материал.   Ход занятия:   Педагог: - Предлагаю вам подойти к зеркалу и посмотреть на себя. Во что вы одеты? Нравится ли вам ваша одежда? Почему нравится( не нравится) ? Педагог: - Предлагаю вам подойти к окну и посмотреть на улицу. Что вы там увидели? Какое время года за окном? Можем ли мы пойти на улицу вот так, в том, во что мы одеты? Почему не можем? Ответы детей. Педагог: - Почему вы оставляете одежду в шкафчиках, а не носите ее в группе? Дети: - в группе в такой одежде не удобно, жарко, она мешает играть. Педагог вносит в группу куклу в осенней одежде. Педагог: - Скажите, что общего между вами и куклой и чем вы отличаетесь? Ответы детей. Педагог: - Вы хотите, чтобы кукла осталась у нас в группе? Тогда вам надо познакомиться с ней, назвать каждому свое имя, предложить кукле остаться в группе и раздеться. Педагог: - Нашей кукле нужно платье так, как она должна находиться в группе в легком платье. Как вы думаете, кто участвует в создании одежды? Ответы детей. Педагог рассказывает детям о профессии модельера. Педагог: - Давайте подумаем, с чего начинает работу модельер? Ответы детей. Педагог: - Работа модельера начинается с эскиза, затем снимают мерки и делают выкройку, крой ткани и шитье одежды.   Педагог предлагает детям сделать эскиз для куклы, кто, что хочет предложить, снять мерки с куклы; сконструировать одежду, чтобы в ней всегда было тепло, но не жарко и не холодно, легко и удобно.   Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию( лепка) с элементами  технологии ТРИЗ в средней  группе. Тема: «Овощи и фрукты». Задачи:   1. Закрепить знания детей об овощах и фруктах, чем похожи и чем отличаются, что в них хорошего и что плохого. 2. Развивать мелкую моторику руки. 3. Закреплять приемы лепки. Оборудование:   поднос, муляжи овощей и фруктов, пластилин, дощечки. Ход занятия. Педагог загадывает детям загадки: - Сидит девица в темнице, а коса на улице. ( морковь) - Сто одежек и все без застежек. ( капуста) - Сидит дед во сто шуб одет. ( лук) - Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. ( арбуз) Педагог: - Дети, вы все очень любите овощи и фрукты. Что в них хорошего? Дети: - Они вкусные, полезные, в них много витаминов, меньше будем болеть. Педагог: - Что в них плохого? Дети:  - Лук горький, от него плачут не только взрослые, но и дети; фрукты и овощи нужно мыть перед тем, как есть. Педагог: - Чем похожи фрукты и овощи? Дети: - Их нужно мыть перед едой, можно есть сырыми, некоторые похожи по флрме( яблоко- помидор) , все они полезны, в них много витаминов. Педагог: - Чем отличаются овощи и фрукты? Дети: - Овощи растут на грядках, фрукты на дереве, из овощей варят еду, а из фруктов нет. Педагог: - Какие человечки живут в овощах и фруктах? Дети: - Твердые( кожа, зерно, мякоть) , жидкие( сок) . Педагог: - Сейчас мы будем лепить овощи и фрукты. Для кого мы будем их лепить? Ответы детей. Педагог: - Ребята, на Севере очень холодно, там не растут овощи и фрукты. Вот мы с вами сейчас их слепим, поставим в грузовик и отвезем на Север в подарок детям, которые там живут. Дети лепят овощи и фрукты по выбору.     Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в старшей    группе. Тема: «Улетают птицы». Задачи:     1. Закрепить у детей знания о том, куда деваются птицы, используя метод сравнения. 2. Выяснить, чем похожи лето и осень и чем они отличаются. 3. Закрепить знание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…» Ход занятия: Педагог: - Дети, все вы знаете время года Осень. Скажите, что в ней хорошего? Дети: - Красивые листья, урожай овощей и фруктов. Педагог: - Что плохого в осени? Дети: - Холодно, часто идут дожди, облетают листья, улетают птицы. Педагог: - Чем похожи лето и осень? Дети: - Вначале осени тепло как летом, листья зеленые, как и осенью, летом тоже бы вает дождь. Педагог: - Чем отличается лето от осени? Дети: - Осенью холоднее, чем летом, улетают птицы, вянет трава. Педагог: - Куда деваются букашки, и почему? Дети: - Становится холодно и букашки прячутся под кору деревьев и засыпают. Педагог: - Куда деваются птицы? Дети: - Часть птиц остается с нами, но большинство улетают в теплые края. Педагог: - Какие птицы остаются с нами зимовать? Ответы детей. Педагог: - Какие птицы улетают в теплые края? Ответы детей. Педагог: - Почему они улетают? Дети: - На улице становится холодно, исчезают( прячутся) насекомые, а большинство птиц питаются ими, поэтому они и улетают в теплые края. Педагог предлагает прочитать 2 детям стихотворение А. Плещеева «Осень наступила…» по 2 четверостишия. Физкультминутка. Педагог: - Дети, представьте себя птицами: - Как ходит цапля; - Воробей; - Ласточка; - Скворцы и т. д. Педагог: - Давайте придумаем птицу, которая могла бы жить не улетая, но в тоже время уметь красиво петь и быть красивой. Дети: - Клюв- вороны; - Перышки- совы; - Голос- соловья; - Голова- голубя. Педагог: - Ребята, вот мы и придумали идеальную птицу. Сейчас я вам предлагаю стать птицами и придумать небольшой рассказ о том, куда бы вы полетели, с чем интересным встретились?   Конспект занятия по социально- коммуникативному развитию с элементами технологии ТРИЗ в средней    группе. Тема: «Что такое обида? ». Задачи:   Создать ситуацию, требующую от детей погружения в проблему, дать возможность не просто рассуждать, а эмоционально переживать ситуацию, самим находить выход из трудного положения. Ход занятия: Дети сидят на стульях полукругом, слышится плачь. В группу заходит грустный Степашка. Педагог: - Степашка, что случилось? Почему ты такой грустный и плачешь? Степашка: - Меня обидел мой лучший друг Хрюша. Педагог: - Что же произошло между вами? Степашка: - Хрюше подарили новую книгу, и он не захотел больше со мной играть. Педагог: - Не расстраивайся Степашка, Хрюша скоро поймет, что он не прав и снова придет к тебе играть. Ведь вы же лучшие друзья. А сейчас давай кА вместе с детьми выясним, что же такое обида. Дети, как вы думаете, что такое обида? Когда возникает обида? Вспомните и скажите какя обида была у вас, большая, или маленькая? Кто из вас готов поделиться своей обидой? Можно ли потрогать обиду? А увидеть? Есть ли у обиды запах? А какова она на вкус? Каков ее голос? А вещи могут обижаться? Когда обижаются ботинки? , шапка, книга, посуда, кукла? Можно ли нарисовать обиду? Какой краской? Ответы детей. Педагог: - Дети, мне кажется, что обида всегда живет в нашем сердце, только она спит, а когда человека обидят, что- то сделают ему неприятное, несправедливое, она просыпается. Давайте будем всегда стараться и не делать так, чтобы обида просыпалась. Педагог: - Ребята, я вам предлагаю нарисовать обиду как вы ее представляете. Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в подготовительной    группе. Тема: «Снежное царство зимы». Задачи:   1. Закрепить знание детей о типичных зимних явлениях. 2. Установить некоторую последовательность изменения природы зимой( длиннее ночи, короткие дни, редко светит солнце, совсем не греет) . 3. Используя прием «оживления» предложить детям «оживить» зиму. 4. Развивать творчество, фантазию детей, умение придумывать небольшой рассказ по предложенному плану. 5. Используя схему «маленьких человечков» выяснить, что вода может быть в разном состоянии: твердом( снег, лед) ; жидком( вода) ; газообразном( пар) . Ход занятия: Педагог: - Дети, я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите о каком она времени года:  - Сердита матушка, да прикрыла деток, До красного дня пуховым одеялом. ( Зима) . Ответы детей.   Педагог: - Какое время года сейчас? - Какой период зимы? - Какой сейчас месяц? Как он называется? - Что хорошего в зиме? - Ответы детей:  ( можно кататься на коньках, лыжах, санках, новогодний праздник и. д. ) Педагог: - Что плохого в зиме? Ответы детей: ( холодно, мороз, можно простудиться, дни короткие и. т. д) . Педагог: - Ребята, я вам предлагаю оживить зиму. Давайте закроем глаза и представим, что к нам в группу заходит Зима. Вопросы: - На кого она похожа? - Во что одета? - Какое платье, какого цвета? - Какие волосы, глаза? - Что у Зимы на голове? - Что она может принести нам в подарок? Педагог: - Дети, а как вы думаете, зачем зима покрывает всю землю пушистым покрывалом? Ответы детей: ( под снегом тепло травке, корням растений, без снега они замерзнут) . Педагог: - Почему многие птицы с наступлением зимы улетают? Ответы детей: ( холодно, мало пищи, нет насекомых) . Педагог: - Какие птицы остаются с нами зимовать? Как вы о них заботитесь? Ответы детей. Педагог: - Какие животные зимуют в лесу? Ответы детей. Педагог: - Что стало с зайцем зимой? Дети:  ( стал белым) . Педагог: - Чем питаются зимой зайцы? Ответы детей. Педагог: - Какие животные спят зимой? Ответы детей. Педагог: - Как называется дом медведя? Дети: ( берлога) . Педагог: - Ребята, вспомните и назовите пословицы и поговорки о зиме. Дети: - Много снега – много хлеба; - Январю- мороз, февралю- метели. Физкультминутка.   Игра «В мире животных». Правила игры:   Дети, используя мимику, жесты изображают различных животных. Педагог: - Дети, давайте вспомним стихи о зиме. Дети читают стихи:   И. Сурикова «Зима»; С. Я. Маршака «Январь».   Педагог: - Дети, а сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что на вас с неба падают снежинки.   Пока дети закрывают глаза педагог сыпет на них вырезанные из бумаги снежинки. Педагог: - Ребята, пока вы представляли, на вас и в самом деле выпали снежинки. Посмотрите, какие они красивые, каждая неповторима. Я вам предлагаю взять их в руки по одной. Представьте, что вы превратились в этих снежинок и полетите на стулья, но вы должны представить, что это не стулья, а то, на что бы вы хотели опуститься? Педагог: - Полетели вы все с неба и приземлились, каждый куда он хочет. Сейчас вам предлагаю придумать небольшой рассказ про свою снежинку. Для этого я вам предлагаю следующий план: - Как ты( снежинка) выглядишь? ; - Куда ты попала? ; - С кем встретилась? ; - Что произошло? ; - Чем все закончилось? . Выслушивается 3- 4 рассказа про снежинку, отмечается то, чтобы рассказы не повторялись, отмечаются наиболее оригинальные. Педагог: - Дети, пока вы рассказывали свои рассказы, ваши снежинки превратились в настоящий снег. Как вы думаете, какие человечки живут в снегу?   Дети:   твердые. Педагог: - Как они держатся за руки Дети показывают схему.   Педагог: - Если этот снег полежит в комнате, или его подержать в руке, что с ним станет? Дети: растает. Педагог: - Если эту воду поставить на огонь, что произойдет? Дети:   вода закипит. Педагог: - В какие человечки превратится? Дети: человечки пара. Педагог: - Как они держатся за руки? Показ схемы детьми. Педагог: - Дети, о каком времени года мы с вами беседовали? Дети: о зиме. Педагог: - Мы с вами выяснили, что вам нравится зимой, а что нет. Оживили зиму. Вечером, после тихого часа я вам предлагаю нарисовать картину на тему: «Снежное царство матушки Зимы». Лучшие рисунки мы разместим в нашей картинной галерее.          Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в средней    группе. Тема: «Знакомство со свойствами веществ». Задачи:   1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева. 2. Продолжать развивать логическое мышление. 3. Продолжать учить решать противоречия. 4. Активизировать словарь( гладкий- шершавый, хрупкий- прочный, твердый- мягкий, тяжелый- легкий) . Оборудование:   две коробки, гвоздь, карандаш, свеча, спички, молоток, ванночки с водой, гвозди, деревянные палочки, деревянные бруски, металлические пластины. Предварительная работа:   Беседы на тему «Дерево и металл – чем они отличаются друг от друга»;  чтение литературы. Ход занятия: Педагог: - Сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две коробки. Что в них?   Догадайтесь сами.  - Серый Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след кладет. ( карандаш) - Металлический Антошка, он на очень длинной ножке. По голове постучишь –что- нибудь да смастеришь. ( гвоздь) Педагог: - А как узнать, в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш? Дети: посмотреть. Педагог: - А если не глядя? Дети: потрогать( определяют на ощупь) . Педагог: - А по запаху можно различить гвоздь и карандаш? Дети: можно, но сложно. Педагог: - А вот и они, наши гости гвоздь и карандаш. Давние друзья и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав? Ответы детей. Педагог: - Какие предметы из дерева вы знаете? Ответы детей. Педагог: - А из металла? Ответы детей. Педагог: - Возьмите в руки деревянный брусок, металлическую пластину. Какие они на ощупь? Дети: пластина гладкая, а брусок шероховатый, шершавый. Педагог: - Приложите к одной щеке пластину, а к другой брусок. Что вы чувствуете? Дети:  дерево теплое, а металл холодный. Педагог: - Попробуем вместе забить гвоздь в деревянный брусок( вбивают) , в металлическую пластину( пробуют) . Почему мы смогли забить гвоздь в дерево и не смогли забить его в пластину? Дети:  дерево мягкое, а металл твердый. Педагог: - А если бросить в воду гвоздь? ( бросают) . А деревянную палочку? ( бросают) . Что происходит? Дети:  гвоздь утонул, а палочка плавает. Педагог: - Почему? Дети:  гвоздь тяжелее палочки. Педагог: - А теперь попробуем сломать гвоздь( пробуют) , палочку( ломают) . Почему палочка сломалась, а гвоздь нет? Дети: дерево хрупкое, металл прочный. Педагог: - А что будет, если поднести к огню( зажигает свечу) деревянную палочку, а потом гвоздь? Дети: палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся. Педагог: - Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтвердили, что вы уже много знаете о дереве и о металле. Физкультминутка. Игра малой подвижности «Скажи наоборот». Педагог: - Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они шли и попали на реку( показывает картину) . Карандаш обрадовался: «Переплывем на тот берег, освежимся». А гвоздь приуныл. Как вы думаете, почему? Дети: он боится утонуть. Педагог: - Значит гвоздь должен войти в воду, чтобы перебраться вместе с карандашом на тот берег, и не должен входить в воду так, как он утонет. Что делать? Ответы детей: ( карандаш может перевести его на себе, можно смастерить из веток плот. ) . Педагог: - Вот наши друзья уже на том берегу. Они устали, проголодались, решили сварить уху. Как вы думаете, кто из них пойдет ловить рыбу, а кто будет разводить костер? Ответы детей. Педагог: - Сварили друзья уху, гвоздь достал свою ложку из металла, а карандаш свою из дерева, и опять заспорили друг с другом: чья ложка лучше? Решили так, кто быстрее свою порцию съест, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился, а гвоздь все дул на свою ложку. Почему? Дети: дерево нагревается очень медленно, а металл быстро и становится раскаленным. Педагог: - Что же получается: ложка у гвоздя должна быть металлической, чтобы он не смог прокусить ее, и не должна быть металлической, чтобы он не обжегся? Дети: сама ложка пусть будет из металла, а ручка из дерева. Педагог: - Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти. Как затушить костер? Дети: залить водой- это может сделать карандаш. Закидать песком – с этим может справиться гвоздь. Педагог: - Молодцы! Я надеюсь, что если вы пойдете на прогулку в лес и разложите костер, то, уходя домой, не забудете затушить его, чтобы не случился пожар.   Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в подготовительной     группе. Тема «Как человек победил ночь». Задачи:     1. Уточнить представления об источниках света, о необходимости рационального освещения помещения, о свете как источнике тепла. 2. Продолжать развивать воображение и логическое мышление. 3. Продолжать учить разрешать противоречия. Оборудование: Филя и Степашка( игровые персонажи) ; лучина, свеча. Предварительная работа: Беседы и занятия на темы: «Различные источники света»; «Свет как источник тепла»; «Экономь электроэнергию». Ход занятия: Педагог: - Поздняя осень, холодно, сыро. Приятно вспомнить о лете. расскажите, кто где отдыхал? Рассказы детей. Педагог: - Значит многие из вас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки это хорошо, потому что… Дети:  - Можно купаться и загорать, ловить рыбу. Педагог: - Но отдых у реки это и плохо. Почему? Дети:  - Комары кусают, можно обгореть. Педагог: - В этом убедились и Филя со Степашкой, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало холодно и грустно. Но ведь ночью должно быть темно. Как вы думаете, почему? Дети: - Ночью все спят, поэтому должно быть темно, иначе свет будет мешать. Педагог: - В то же время ночью не должно быть темно. Почему? Дети: - Чтобы не было грустно и страшно, тем, кто не спит свет дает тепло, так необходимое в ночное время. Педагог: - Что же делать Филе и Степашке? Дети: - Развести костер- будет тепло, светло и весело. Педагог:  - Филя и Степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь. Все живое обрадовалось ему потому, что… Дети: - Костер погас. Филе и Степашке пришлось перебираться в палатку. Стало тихо и природа опять погрузилась в сон. Педагог: - В палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер, но Степашка начал   бурно возражать: «Раз идет дождь, рыбалку придется  отложить, потому можно спать, свет не нужен. А вот тепло необходимо, как его добыть? Дети: - Нагреть камни, ведро с водой. Они обогреют палатку. Перенести палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с трубой. Педагог: - Друзья так и сделали и спокойно проспали до утра. Вернувшись на следующий день домой, они решили и в своей городской квартире поставить печку. Печка должна быть, чтобы было тепло, и ее не должно быть потому, что… Дети: - Некрасиво. Дым. Копоть. Гарь. Педагог: - Чем же заменить печку, чтобы в доме было тепло? Костер разжечь нельзя. Ведро с горячей водой дом не обогреют. Дети: - В квартирах есть трубы и батареи, по ним течет горячая вода. Педагог: - А поступает она в дома из котелен, или теплоэлектростанций. Но вернемся к Филе и Степашке, костер, который они разложили на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть вечером в палатке, то свет нужен. Значит костер в палатке это хорошо? Дети: - Хорошо, тепло, дым отпугивает комаров. Педагог: - Значит, источник света, достаточного для палатки, должен быть намного меньше, что бы вы могли предложить Филе и Степашке для освещения палатки? Дети: - Свечу, лучину. Педагог зажигает лучину и свечу, наблюдают, как они горят, Свеча и лучина – это хорошо. Почему? Дети: - Огонь меньше, чем у костра, света достаточно, а вероятность пожара минимальна. Их можно переносить с места на место. Педагог: - Свеча, лучина- это плохо, потому, что… Дети: - Они быстро сгорают. При малейшем ветре могут погаснуть. Педагог: - Дома у Фили и Степашке было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин потому, что… Дети: - Есть электрические лампочки. Педагог: - Действительно, много лет назад было открыто электричество и изобретена электрическая лампочка. Лампочка- это хорошо. Почему? Дети: - Безопасный источник света. Педагог: - Лампочка- это плохо потому, что… Дети: - Может перегореть. Ослепляет. Педагог: - Лампочка должна ярко гореть, чтобы в помещении было светло, и не должна ярко гореть, чтобы не слепить. Как быть? Дети: - Спрятать ее в плафон. Педагог: - Наступил вечер. Степашка уселся перед телевизором, а Филя улегся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может – свет мешает. А Степашка все телевизор смотрит и свет не выключает, чтобы глаза не испортились. Друзья чуть не поссорились. Итак, свет должен быть и его не должно быть.  Дети: - Света должно быть меньше. Можно включить настольную лампу, торшер. Педагог: - Степашка так и сделал, и Филя быстро заснул. Посмотрите на их комнату, сколько у них разных осветительных приборов. Зачем? Дети: - Каждый светильник нужен для своих целей. Педагог: - Если все светильники разместить рационально, то в помещении всегда будет достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.

Оставить комментарий: