a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дидактические игры по равитию речи.

Автор: Шипилова Елена Гарьевна Опубликовано: 2021-03-17 08:51:52

Документы для скачивания

Дидактические игры и упражнения в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог « Жа ». Дид. игра «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец( кош – ка, гла – за) . Дид. игра «Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. Дид. игра «Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный( согласный) ». Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов. Дид игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука[ с] . Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук- [ л] , [ о] , [ н] . Дид. игра «Веселый поезд» Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове( сколько окошечек, столько звуков) . Дид. игра «Нужные знаки» Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком. Дид. игра «Найди братца» Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук[ б] . Положу белку, первый звук в этом слове[ б' ] , [ б] и[ б' ] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

МАУДО ДЕТСКИЙ САД № 8 г. ЯЛУТОРОВСК КОНСПЕКТ НОД ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ТАКАЯ РАЗНАЯ ВОДА». СОСТАВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ В. КВ. К. ШИПИЛОВА Е. Г. Тема: «" Такая разная вода" »  Цель:   углубление экологических знаний через поисково- исследовательскую деятельность, воспитание в детях бережного отношения к живой и неживой природе, к водным ресурсам.   Задачи:  - обучить детей различать состояния воды;  - расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями( жидкое, твердое, газообразное) ;  - формировать наблюдательность и любознательность;  - развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно- следственные связи;  - воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.   Обогащение словаря:   Исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая, пар, круговорот.   Оборудование:   прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сок, сахарный песок, соль, ароматизаторы, сосуды разной формы, воздушные шарики.   ТСО: ноутбук, видеосюжеты об использовании воды в быту и на различных производствах, аудиозапись «Звуки воды».   Предварительная работа:   наблюдение во время прогулок за физическими явлениями( дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька) . Чтение энциклопедии для детей, томов «Экология», заучивание стихотворения «Капелька» Г. Н. Лющнина.   Ход занятия:   Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но вы должны пройти два испытания:   1. Определите и назовите звуки природы( включаем аудиозапись звук воды) . Определите что это за звук?   Ответы детей: это звук воды.   2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.   Если руки наши в ваксе,   Если на нос сели кляксы,   Кто тогда нам первый друг,   Снимет грязь с лица и рук?   Без чего не может мама   Н и готовить, ни стирать,   Без чего, мы скажем прямо,   Человеку умирать?   Чтобы лился дождик с неба,   Чтоб росли колосья хлеба,   Чтобы плыли корабли-   Жить нельзя нам без.  ( Воды) ( Ответы детей) .   Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода? ( Просмотр видеосюжетов об использовании воды в быту и на различных производствах) .   Воспитатель: Ребята, что будет, если вода исчезнет?   Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.   Проводится игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперед.   Воспитатель: Дети вы хотите узнать ещё о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи?  ( Ответы детей) .   Сейчас мы пройдем в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.   Правила:   1. Работать нужно аккуратно, не разбрызгивая воду.   2. Насыпать что- либо в воду нужно понемногу.   3. Размешивать содержимое стаканов нужно специальной ложечкой или палочкой. 4. Запрещено нюхать или пробовать неизвестную жидкость в стакане. При необходимости определить запах содержимого, нюхать нужно поток воздуха, нагнетаемый ладонью. ( Показываю детям как это делать)   5. Внимательно слушать указания воспитателя при выполнении опытов!   Дети, надевая фартуки, читают стихотворение:   Вода всегда и всем нужна,   Она прозрачна и чиста.   Она бежит, течет и льется,   Из речки, крана и колодца.   Вода тепла и холодна,   А так же мокрая она.   И кто с водой не осторожен   Н амочит быстро их она.   Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.   Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»  Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.   Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?   Вывод детей: вода жидкая – течет.   Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? А теперь попробуйте сок. Какой он? Сладкий. Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.   Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.   Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов( чеснок) .   Вывод детей: вода не имеет запаха.   Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?   Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.   Опыт №2 «Вода меняет цвет»  Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.   Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли, вы камушек?   Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.   Опыт №3 «Вода- хороший растворитель»  Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода растворяет многие вещества.   Воспитатель: Ребята, мы с вами попробовали и заметили, что при добавлении в воду сахара или соли, вода изменила вкус. Почему это произошло? Вода растворила сахар и соль.   А при добавлении краски в воду, вода меняет цвет. Это опять же говорит о том, что краска растворилась в воде.   Вывод детей: вода растворяет некоторые вещества.   Воспитатель: Это свойство мы используем с вами при умывании, мытье посуды, стирке и многих других случаях.   Опыт №4 «Вода не имеет формы»  Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.   Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы или в воздушные шарики. Видите, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если налить воду в шарик, то можно изменить его форму самостоятельно, движениями рук. Имеет ли вода формы?   Вывод детей: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.   Физкультминутка «Синяя вода».   Синяя вода,  ( Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)   Поле без следа,   Без конца и края.  ( Кружимся на месте)   Синяя вода,   Ты спешишь куда?   Ты спешишь куда?  ( Присели, обхватили плечи руками)   К морю синему,   Там, где волны сильные,  ( Встали, руки вытянули вверх)   Там, где волны сильные   П лещутся всегда.  ( Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)   К морю синему   П оскорей неси меня,  ( Кружимся на месте)   Поскорей неси меня,   Синяя вода.  ( Присели, обхватили плечи руками)   Опыт №5 «Лед – твердая вода»  Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок( показывает лёд) . Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?   Ответы детей: Влажными.   Вывод детей: лед – твердая вода.   Воспитатель: А где, еще мы с вами можем видеть лед? ( Ответы детей: узоры на стекле, лед на водоемах)   Опыт №6 «Газообразная вода- пар»  Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.   Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?   Ответ: Образовались капли воды.   Вывод: вода может превратиться в пар.   Опыт №7 «Круговорот воды в природе»  Цель: Подвести детей к пониманию взаимосвязи трех состояний воды, о возможности перехода из одного состояния в другое.   Ребята, в самом начале занятия я положила несколько кусочков льда в эту тарелочку. Смотрите, что произошло с ним за это время? ( Ответы детей: он растаял) . Твердая вода превратилась в жидкую воду. А теперь мы нагреем воду, получившуюся из растаявшего льда. Что происходит, видите? Выделяется пар. Если мы накроем стакан с горячей водой стеклом, то на стекле образуются капельки. Мы уже видели этот процесс. Дети наблюдают. Показываю стекло еще раз. Видите, сначала жидкая вода превратилась в газообразную, или в пар. А потом, осев на стекле, снова получилась жидкая вода. Если мы с вами соберем образовавшиеся капельки в чашку, то мы можем поместить ее в морозилку и жидкая вода станет твердой, или льдом. Как вы видите, вода очень легко переходит из одного состояния в другое и обратно.   Рефлексия.   Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? ( ответы детей)   Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? ( ответы детей)   Что показалось вам самым интересным? ( ответы детей)   Воспитатель: Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.   Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности.   Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».   1. Налить в стакан воды.   2. Красками покрасить воду( выбираем количество по желанию) .   3. Залить формочки цветной водой или в воздушные шарики.   4. Поставить в холодильник.   5. Утром принести в детский сад. ( Для украшения территории площадки для прогулок)   Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду

Оставить комментарий: