Перспективный план опытов и экспериментов
Документы для скачивания
Перспективный план опытов и экспериментов Сентябрь Занятие №1 «Наши помощники» Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо ( улавливает и различает звуки, слова и т. д. ) . Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. Занятие № 2 «Знакомство со свойствами воздуха» Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Октябрь Занятие №1 «Вода в природе и в быту» Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. З акрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды ( холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – М, 2005 Занятие № 2 «Вода растворитель» Цель: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. , 2005 Ноябрь Занятие №1 «Чудо – магнит» Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М. , 2005 Занятие № 2 «Что такое время» Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов ( от древности до наших дней) . Закрепить понятие «беречь время». Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность ». Декабрь Занятие №1 «Знакомство с камнями. Какими бывают камни? » Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства ( крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый) . Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров ( гранит, мрамор) . Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М. , 2003 г. Занятие № 2 «Твердая вода» Цель: Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность » Январь Занятие №1 «Если зимушка пришла, много снега принесла» Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды ( лед, жидкость, пар) . Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» Занятие№ 2 «Огонь – друг или враг» Цель: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха( кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. , 2005 Февраль Занятие №1 «Почему горит фонарик? » Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность » Занятие №2 «Электроприборы» Цель: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток ( металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество ( дерево, стекло и др. ) . Познакомить с устройством некоторых электрических приборов ( фен, настольная лампа) . Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов( нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками) . Развивать любознательность. Литература: Волчкова В. Н. , Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г. Март Занятие №1 «Как растут растения? » Цель: Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям. Волчкова В. Н. , Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Занятие №2 «Кто как гнездо вьет? » Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц. Волчкова В. Н. , Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Апрель Занятие №1 «Солнце, Земля и другие планеты » Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. Материал: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. Литература: Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М. , 2006 г. «Рукотворный мир» Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Май Занятие №1 «Как появляются горы? » «Извержение вулкана». Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность » «Откуда радуга берется? ». Цель: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М. , 2005,