Консультация для родителей "Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова
Консультация для родителей подготовительной группы. Было проведено шесть индивидуальных консультаций в течение марта месяца 2021г.
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
- Нарушение количества слогов (пропуск слогов: моток-молоток; увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).
- Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево).
- Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).
- Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).
- Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама).
- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)
Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
ИГРЫ:
Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
Упражнения на развитие координации рук:
пальчиковые гимнастики
«Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками -ногами).
«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
Графические упражнения.
«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
Артикуляционная гимнастика
«Весёлый язычок»
Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно - временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово» ( подбираем слова на заданный звук, слог.)
Игры направленные на формирование чувства рифмы.
«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаю успехов!
Учитель – логопед
Иванова Т.В.