НОД по ФЦКМ в старшей группе
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: углубить и закрепить знания о диких животных зимой.
Задачи:
Развивающие: Формировать умение изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы. Закрепить в речи детей название диких животных, их детенышей.
Образовательная: Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности питания и обитания.
Воспитательная: Прививать любовь к природе, животным.
Материал и оборудование: снежинка, иллюстрации художников из книги «На просторах Калмыкии», картинки с изображением животных нашего края.
Предварительная работа: беседы о природе родного края; рассматривание альбома дикие животные в нашей степи.
Ход НОД:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я - твой друг! И ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вос-ль: -Я вам улыбнулась и вы улыбнитесь друг другу, чтобы поднялось настроение у всех.
-Ребята, скажите какое у нас сейчас время года?
Вос-ль: Правильно, посмотрите у меня в руках снежинка! Давайте будем передавать ее по кругу и каждый, кто возьмет эту снежинку и будет называть слова обозначающие зиму (снежинка, лед, снег и т. д)
Восп-ль: - Сколько вы знаете слов о зиме. А сейчас я вам предлагаю отправится в нашу красивую, зимнюю степь. Но попасть туда мы сможем, только если все вместе закроем глаза. (Музыкальное произведение «Степь» П. Чонкушова, выставляется плакат с изображением диких животных с детенышами).
-Вот мы с вами попали в нашу широкую степь. Какая она у нас красивая, снежная, просторная. Кажется, что степь безмолвна, но это не так. Степь наполнена жизнью её обитателей.
Послушайте стихотворение С. Мазуркевич
«Кто в степи живёт?»
- Кто в степ у нас живёт?
- Мышка, суслик, заяц, крот,
А ещё в степи живут
И корова и верблюд…
-Нет названиям конца?
- Есть сайгак, и есть овца.
- Всех, кто есть, не перечесть?
- Есть кабан, и лошадь есть.
- Что же, папа, ты умолк?
- Есть лиса, и даже волк…
- Кто ещё живёт, скажи!
- Есть и змеи, и ужи…
Мы с тобой уже устали,
Но не всех пересчитали.
- Отгадайте загадки:
- Ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст
И спит,
Кочерыжку съест — и сыт.
Заяц - Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб — не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!
верблюд
3 Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду - свои запасы
Он хранит в большой норе.(Суслик)
- Быстро мчусь я по степи,
Не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости,
Антилопа я, … (Сайгак)
Вопросы: Про каких животных говорится в загадках?
-Где живут эти животные?
-Каких диких животных вы знаете еще?
-Какие дикие животные еще живут у нас в степи?
-Почему дикие животные не дружат с человеком?
-Почему возникла необходимость охранять диких животных?
Д/игра «Угадай и повтори»
-Ребята, я буду называть характерные признаки диких животных, а вы догадайтесь, о ком идет речь.
- Злой, голодный, серый….(волк)
- Трусливый, длинноухий, белый (заяц)
- Хитрая, рыжая, хищная (лиса)
4.Степная, быстроногая, антилопа(сайгак)
Чистоговорки для развития речи на звук с.
-Ребята, сейчас мы будем с вами составлять предложения и небольшие рассказы. Повторяйте за мной и договаривайте недостающее слово.
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – мы видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за (лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Составление предложений «Кто как зимует?»:
-Ежик… залез… в норку.
-Волк…сидит…в логове.
-Зайчик…дрожит…под кустом.
Ребята, давайте немного отдохнем и сейчас мы с вами превратимся в сайгачат.
Физминутка «Сайгачата»
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед, (Дети выполняют движения.)
Мама Сайга детишек зовет:
- Эй, сайгачата, все за мной! Поспешим на водопой.
(Руки вперед, пружинистые движения ног.)
- Вот широкая река, в ней холодная вода. Пейте!
(Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед.)
- Сейчас повертим головой, не притаился ль, где охотник злой?
(Повороты головы в стороны.)
Сайгачонок, длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Потом правой, затем левой,
Вот тогда придешь домой.
(Дети хором произносят слова, выполняя под них движения.)
Д/игра «Назови членов семьи».
Заяц- зайчиха- зайчонок.
Волк-волчица-волчонок.
Сайгак-сайгачонок
Еж-ежиха-ежонок.
Лис-лисица-лисенок.
Работа у доски.
Д/игра «Кого не стало?» (на доске вывешены картинки с дикими животными. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну или несколько картинок и спрашивает у детей кого из животных не стало)
Подвижные игры «Хитрая лиса».
Восп-ль:-Ребята, вам понравилось наше путешествие в степь? Что вам больше всего запомнилось?