a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет

Автор: Егорова Надежда Юрьевна Опубликовано: 2021-03-21 11:40:00

Документы для скачивания

Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО»

Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ...? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

 

Д/ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Д/ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом

отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получаетфишку.


Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ»

1 вариант

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которыевставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениямиживотных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей иптиц. В нем 3 вагонаКаждое животное может ехать тольков определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в

названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.

2 вариант

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ

слова, развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички скружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагаетотобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков вслове. Дети по очереди отчетливо называют животное,выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку наокно соответствующего вагона.

3 вариант

Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.

Ход:В прорези вагонов вставляются таблички с одним,двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должныехать животные, названия которых состоят из одного слога,во втором вагоне животные, названия которых состоят издвух слогов и т. д.

4 вариант

Цель: Развивать фонематический слух детей, учить

определять позицию заданного звука в словах.

Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички сбуквами «К» в начале, середине и в конце слова и самраскладывает по одной картинке в каждый вагон,проговаривая слово с одновременным движением пальчикапо табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, серединеили конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц

по образцу ведущего.

 

Д/ИГРА «КТО? ЧТО?»

Цель:систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.

Ход:Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка.

 

Д/ИГРА «СЛОВО ИЛИ ЗВУК»

Цель:систематизировать знания о понятиях «слово, звук».

Ход:Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

Д/ИГРА «СКОЛЬКО СЛОВ УСЛЫШАЛ?»

Цель:развивать слуховое восприятие, память.

Ход:Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.


Д/ИГРА «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Цель: формировать умение обозначать словом предмет по описанию.

Ход:Воспитатель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.

 

Д/ИГРА «МАГНИТОФОН»

Цель:закрепить представления о звучащем слове.

Ход:Дети под руководством воспитателя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Воспитатель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись.

 

Д/ИГРА «НАЗОВИ ДЕЙСТВИЕ»

Цель: формировать представления о словах – действиях.

Ход:Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.

 

Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»

Цель: упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал).

Ход:Играть можно с мячом.

Д/ИГРА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета.

Ход:Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?».

Д/ИГРА «ДЛИННОЕ – КОРОТКОЕ СЛОВО»

Цель: упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов.

Д/ИГРА «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»

Цель: упражнять в определении предмета по его признакам.

Ход:Воспитатель называет признаки (белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, воспитатель выставляет картинку.

Д/ИГРА «ОДНО СЛОВО – МНОГО ПРЕДМЕТОВ»

Цель: формировать представления о многозначности слов.

Ход:Воспитатель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.

 

Д/ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»

Цель: формировать понятие об уменьшительно - ласкательной форме слова (ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением.

Д/ИГРА «НАЗОВИ ДВА (ТРИ) СЛОВА»

Цель: упражнять в назывании заданного количества слов.

Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО»

Цель:упражнять в подборе созвучных слов, рифм.

Ход:Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).

Д/ИГРА «КТО УШЁЛ ВПЕРЁД»

Цель:упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.

Ход:Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.

Д/ИГРА «СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ»

Цель: формировать представления о родственных словах.

Ход:Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п.

Д/ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме.

Д/ИГРА «УГАДАЙ ЗВУК»

Цель:формировать понятие «звук».

Ход:Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Воспитатель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?».

Д/ИГРА «СЛОВА – ПРИЯТЕЛИ»

Цель: формировать представления о синонимах (словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение).

Ход:Воспитатель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»? (огромный)Быстрый? (скорый) и т. д.

Д/ИГРА «ПРОПОЙ ЗВУК»

Цель: формировать понятие «гласный звук», «согласный звук».

Ход:Детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Воспитатель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?» звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные.

Д/ИГРА «НАЗОВИ ЗВУК ИЛИ СЛОВО»

Цель: закрепить понятия «звук», «слово».

Ход:Воспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.

Д/ИГРА «НАОБОРОТ»

Цель: формировать представления о словах – антонимах (слова с противоположным значением).

Ход:Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово «чёрное», бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот.

Д/ИГРА «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ?»

Цель: формировать представление о звуковом составе слова.

Ход:Воспитатель рассказывает «В домике жил – был звук У, а рядом с ним в другом домике – звук А. Однажды домик У развалился, и А пригласил к себе У. стали они жить вместе АУ. Какой первый звук? Второй? Какое слово получилось? Дети читают. А если рядом живут У и М? М А и т. д.

 

Д/ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ЭХО»

Цель:упражнять в определении первого звука в слове.

Воспитатель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Воспитатель говорит, что оно необычное и произносит только первый звук слова.

Д/ИГРА «СКОЛЬКО ЗВУКОВ?»

Цель:упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков (первый, второй и т. д.).

Д/ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: упражнять в подборе слов на заданный звук.

За правильный ответ – фишка.

 

 

 

Д/ИГРА «ДОГАДАЙСЯ САМ»

Цель: формировать навыки звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове.

Ход:Дети рассматривают предметы, называют слова, выделяя первый и последний звук. Слово обозначается фишкой. Если ответ верный, слово ложится в корзину, неверный – в ведро.

Д/ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением.

Ход: Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.

Д/ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛИСЬ ЗВЕРУШКИ?»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Ход: Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинки начинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.).

Д/ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО ПО СМЫСЛУ»

Цель:упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении.

Ход:Воспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д.

Д/ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

Цель: упражнять в звуковом анализе слов.

Ход: Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде воспитателя дети строятся в слово. Остальные «читают» это слово. Можно соревноваться командами.

Д/ИГРА «ЧЕМОДАН»

Цель:упражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы.

Ход:У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать»чемодан. Темы слов могут быть разными (например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.).

Д/ИГРА «ЗВУКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ»

Цель:развивать фонематический синтез, упражнять в составлении слов из звуков.

Ход: Детям раздаются карточки со звуками. Задача – собрать звуки в слово.

Д/ИГРА «СРАВНИ СЛОВО»

Цель:упражнять в сравнительном звуковом анализе слов (дом – дым, сом – сам, ком – кот и т. п.).

Д/ИГРА «КАКОЕ СЛОВО УСЛЫШАЛ?»

Цель:упражнять в дифференциации длинных и коротких слов на слух.

Д/ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Цель:упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук.

Ход: Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы (например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр).

 

Д/ИГРА «ГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ»

Цель:упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

Ход: Воспитатель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор.

Д/ИГРА «СОСЧИТАЙ СЛОГИ»

Цель:формировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги.

 

Д/ИГРА «КТО В ИЗБУШКЕ ЖИВЁТ?»

Цель:упражнять в классификации предметов (животных, насекомых и т. п., в выделении слов с заданным звуком.

Ход: Воспитатель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название которого начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?

 

 

 

Д/ИГРА «НАОБОРОТКИ»

Цель:упражнять в изменении порядка звуков в слоге.

Ход: Воспитатель – волшебница. Волшебной палочкой превращает детей в «наобороток» и говорит «Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки». За правильный ответ – фишка (СА – АС и т. п.).

Д/ИГРА «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»

Цель: упражнять в определении количества слогов в именах.

Ход: Воспитатель предлагает встать слева от себя тех детей в имени которых 2 слога, а справа – 3 слога.

Д/ИГРА «РАЗДЕЛИЛКИ»

Цель:упражнять в делении слов на слоги.

Ход: Входит Железный Дровосек с топориком. Воспитатель спрашивает «Для чего нужен топор?». Дровосек говорит «Мой топор волшебный. Он умеет рубить слова на части. Как называются части слова? (слоги) Возьмите свои «топорики» в руки (дети складывают пальцы рук в «замок» - это «топорик», им они ударяют по столу – делят слова на слоги). Дети называют количество слогов в заданном слове, первый звук, второй и т. д.

Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО»

Цель:упражнять в определении первого звука в словах, делении слов на слоги.

Ход: У детей карточки с 5 – 6 предметными картинками, фишки. Воспитатель показывает цветные символы звуков, дети должны фишками закрыть те картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Победил тот, кто первым закроет фишками картинки. Затем воспитатель предлагает детям снимать с карточки картинки, называть их и определять количество слогов в слове.

Д/ИГРА «ФОКУСНИКИ»

Цель:упражнять детей в преобразовании слов.

Ход: Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.).

Д/ИГРА «МОЛОТОЧЕК»

Цель:формировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове.

Ход: Воспитатель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они слово или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог.

Д/ИГРА «ИСПОРЧЕННЫЙ МИКРОФОН»

Цель:развивать слуховое восприятие.

Ход: Воспитатель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем воспитатель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Воспитатель произносит в микрофон слова, пропуская слог (СО … КА, КО … ВА) и показывает картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.

 

Д/ИГРА «ВЫСТАВКА»

Цель:упражнять в определении количества слогов в слове.

Ход: Воспитатель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, названия которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, называет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.

 

Д/ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам.

Д/ИГРА «ВКУСНЫЕ СЛОВА»

Цель:упражнять в определении количества слогов в словах, подборе слов с заданным количеством слогов.

Ход: Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения. Мы поможем ей выбрать угощение. Названия всех лакомств должны состоять из 2 (3) слогов.

 

Д/ИГРА «ВЫБЕРИ ПОДАРОК»

Цель:упражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове.

Ход: Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Воспитатель говорит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка.

РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ «БУКВЫ».

Цель: 1. Знакомить детей с буквами русского алфавита, их внешним видом, количеством и расположением элементов.

  1. Учить соотносить звук и букву.
  2. Закреплять умение называть первый звук в слове, называть слова на заданный звук.
  3. Упражнять в составлении целого из частей

Ход: играть могут до 6 детей. Каждый ребенок получает одну часть, с нарисованной на ней картинку, называет ее и определяет, какую букву он будет собирать. Находит остальные части и собирает целое изображение, называет букву и картинки, которые нарисованы рядом с ней. Когда все играющие дети собрали и назвали свою букву, части вновь помещаются на середину стола, игра повторяется

НАЙДИ ДОМИК»

Цель: 1. Знакомить детей с гласными и согласными звуками, закреплять умение правильно их произносить.

  1. Знакомить детей с символами, обозначающими гласные и согласные звуки.
  2. Учить детей различать согласные звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Давать характеристику согласных звуков.

4.Учить определять место звука в слове: начало, середина, конец, соотносить со схемой слова.

  1. Упражнять в умении соотносить звук и его символ.
  2. Развивать фонематический слух.

Игра предназначена для индивидуальных занятий с детьми.

ЛОТО «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ».

                  Цель: 1. Закреплять знание гласных звуков, особенностей их артикуляции, умение правильно их произносить.

  1. Продолжать знакомить с квадратиками - символами, которые обозначают гласные звуки.
  2. Учить детей определять первый звук в слове, называть его.

                  Ход: Одновременно могут играть дл 6 детей. Каждый играющий берет себе карточку – поле с определенным звуком. Ведущий берет себе маленькие карточки с картинками, переворачивает их картинками вниз. Берет по одной карточке и называет картинку. Играющие должны определить, на какой звук начинается название картинки. Цель – собрать на большой карте картинки, названия которых начинаются на один гласный звук. Побеждает тот, кто скорее закроет картинками всю карточку. Если играющие не определили звук, картинка остается у ведущего и возвращается к остальным.

 

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

                    Цель: 1. Продолжать учить детей определять первый звук в слове, называть его.

  1. Учить детей находить слова, которые начинаются на один звук, группировать по этому признаку.
  2. Учить детей находить слово, первый звук которого отличается от остальных и называть его.
  3. Развивать фонематический слух.

                    Ход: Одновременно могут играть 2-3 ребенка. Карточки с картинками разложены на столе картинками вверх. Дети по очереди берут карточку, называют картинки нарисованные на ней и звуки, на которые начинаются их названия. Выбирают лишнюю картинку. За правильный ответ ребенок получает фишкуВыигрывает тот, у кого больше фишек.

 

Оставить комментарий: