кружок "Волшебные ладошки"
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №9» Принята на педагогическом совете Протокол от………… №…. УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАУДО «Детский сад №9» от ……… №_ _ _ Дополнительная общеразвивающая программа « В ОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ » Автор- разработчик: Воспитатель: Епан чинцева И. С. срок реализации: 1 год возраст детей: 4- 5 лет Ялуторовск 2020 Структура дополнительной общеразвивающей программы Разделы программы Номер страницы 1 Пояснительная записка 3 2 Возрастные особенности дете й пятого года жизни( средняя группа) 3 3 Цели и задачи программы 6 4 Принципы построения программы 6 5 Содержание программы 6 6 Организационно- педагогические условия реализации программы 6 7 Календарный учебный график 7 8 Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы 7 9 Планируемые результаты 10 10 Оценочные материалы 10 1 1 Литература 11 1. Пояснительная записка. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации со взрослыми сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения задани й по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Актуальность: Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Новизна: обучение детей проводится с четырехлетнего возраста; подобран и с истематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: мелкая моторика; речевое развитие. занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Возрастные особенности детей пятого года жизни. В организации образовательного процесса учтены возрастные особенности детей пятого года жизни, которые определены авторами комплексной программы «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) . Социально- коммуникативное развитие Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. Ярко проявляется интерес к игре. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях. Жестах, интонации голоса. Он проявляет интерес к поступкам сверстников. Познавательное развитие Складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Мир в восприятии ребенка, не только устойчив, но может выступать как релятивный; складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; начинают формироваться основы символической функции сознания. Развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. Наглядно- образное мышление становится ведущим типом мышления детей: основным средством решения задач является образ. Начинают формироваться простейшие обобщенные способы построения образа, обобщенные операции. Дети уже могут находить сходство и различие, владеют действиями объединения и упорядочивания групп предметов. Появляются представления о сохранности количества. Эмоции ребенка все более освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Речевое развитие Речь ребенка активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли. Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого обращения. Вступая в речевые контакты со взрослыми, сверстниками, дети продолжают осваивать диалогическую речь. Зарождается новая форма речи – монолог, возникающий вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями и знаниями со взрослыми и другими детьми. Художественно- эстетическое развитие У ребенк а появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально- ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится активным участником творческой деятельности. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно- изобразительно- музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т. п. , эмоционально откликается на отраже н ные в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т. д. у ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками. Физическое развитие В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее первому требованию. Совершение действий, направленных на достижение отдельного результата привлекательно, в основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей: ловкости, выносливости, гибкости, координации. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела. Его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро. Ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими язы Программа кружка «» разработана с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни. 3. Цели и задачи программы Цель: Созда ние услови й для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук. Задачи: Обучающие: формировать умения производить точные движения кистью и пальцами рук; формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ. Развивающие: развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием; развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитательные: воспитывать в детях аккуратность, усидчивость; воспитывать внимательность к выполнению заданий; воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. Принципы построения программы В основу программы положены принципы: - развивающий характер обучения, основанный на детской активности; - интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - комплексно – тематическое построение образовательного процесса; - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника. 5. Содержание программы Дополнительная образовательная программа рассчитана для детей пяти лет. Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группе по 20 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, , коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий. Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Методы: игровые, наглядные, словесные, практические. Для подведения итогов дополнительной программы организуются выставки работ соответствии со спецификой программы. 6. организационно- педагогические Условия реализации программы Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня по 20 минут. Форма организации- групповая. Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей. Для реализации программы имеются демонстрационный и раздаточный материал. Демонстрационный материал – картинки, игрушки, маски, атрибуты, ширм ы. Раздаточный материал – пластилин, шнуровки, пробки, крупы, салфетки, трафареты. . 7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Возрастная группа Сроки реализации Количество занятий в неделю Количество занятий в год Продолжи- тельность занятия Время проведения Дни недели средняя октябрь- май 1 25 20 мин. 16. 00 – 16. . 20 четверг Вся работа по реализации программы проводится согласно учебно- тематическому плану. 8. Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы № Тема Задачи содержание Кол- во октябрь 1 «Дождик» Учить ритмично пальцами стучать по твердой поверхности, проводить прямые линии в нужном направлении. 1. Пальчиковое упражнение «Дождик » 2. Массаж кисти рук 3. Графические упражнения «Дождь идет» 1 2 «Любимые игрушки» Развивать мелкую моторику пальцев; учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура; определять предмет на ощупь 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», «Шарики» 2. Игра «Что это? » 3. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч». 1 3 «Кружат листья по дорожкам» Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев, развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3. Пластилинография. «Осеннее дерево». 1 4 «Огород. Овощи». Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев, развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности «Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» 1 ноябрь 1 «Фрукты » Развивать мелкую моторику пальцев; учить наносить пластилин на основу. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты» 1 2 «Ягоды» Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру; продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. 1. Пальчиковая игра «Ягодки». 2. Выкладывание гороха по нарисованному контуру. 3. Пластилинография. «Клубника». 1 3 «Дом. Семья» Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости; продолжать формировать графические навыки. 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. 1 Декабрь 1. «Зима» Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу; развивать внимание, логическое мышление. 1. «Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2. Игра «Что лишнее и почему? » 3. «Сказочный домик»( оригами) 1 2. «Зимние забавы» Упражнять в координации движений с речью; продолжать работать над развитием мелкой моторики; научить скатывать шарики из салфеток. 1. Хороводная игра «Снежная баба» 2. Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик»- аппликация из комочков, сделанных из салфеток. 1 3 « Украсим елку» Развивать мелкую моторику пальцев; учить складывать круг пополам, находить середину круга; учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. 1. Игра «Наведем порядок»( группировка предметов по признаку) . 2. «Бусы на елку»- выкладывание геометр. фигур в определенной последовательности. 3. «Елочная игрушка»( оригами) 1 4 «Игрушки на елку» Развивать мелкую моторику пальцев; 1. Пальчиковая игра «Елочка». 2. Нанизывание пуговиц классифицируя по цвету. 3. Горит огнями елочка( рисование пальчиком) 1 Январь 1. «Зимующие птицы» Развивать мелкую моторику пальцев; упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. 1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2. Пальчиковая игра «Снегири» 3. «Птица»- обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. 1 2. «Домашние животные» Продолжать работать над развитием мелкой моторики; совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. 1. «Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных. 2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. 1 Февраль 1. «Домашние птицы» Учить штриховать мелкими штрихами; развивать мелкую моторику пальцев рук. 1. «Накормим птичек»- комкание бумаги в маленькие комочки. 2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок»( штриховка) 1 2. «Транспорт» Учить складывать фигуры из бумаги; развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук; закреплять назначение транспорта. 1. Рисуем машину пальчиками на крупе. 2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение» 3. «Машина»( оригами) из бумаги. 1 3. . Подарок для близких Учить действовать по словесной инструкции; продолжать работать над развитием мелкой моторики; учить работать с бумагой. 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек- прокатывание колючего мяча между ладошек. 3. Оригами. 1 4. . «Наша Армия» Продолжать развивать зрительно моторные функции; учить штриховать в разных направлениях. 1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2. Пальчиковая игра «Солдаты». 3. Штриховка «Танк». 1 Март 1. «Весна» Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить работать с пластилином, методом- пластилинографии. . 1. «Потекли ручейки»- рисование пальцами на крупе. 2. Нанизывание пуговиц в чередовании. 3. Аппликация из пластилина «Солнышко» 1 2. «Мамин праздник» Развивать мелкую моторику; учить действовать по словесной инструкции; продолжать учить складывать цветы из бумаги. 1. Завязывание бантика на подарке. 2. Сматывание клубка для бабушки. 3. Открытка для мамы( оригами) 1 3. «Комнатные растения» Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить штриховать в разных направлениях. 1. П\ и «На окне в горшочке» 2. Обрывание цветка по контуру. 3. Штриховка цветка в горшке. 1 4. «Дикие животные» Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций; учить работать с ножницами; познакомить с новым видом штриховки: клубок. 1. Игра «Кто, где живет? » Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2. Игра «Кто, чем питается? » В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это и что ест. 3. Штриховка диких животных( новый вид: клубок) . 1 Апрель 1 «Перелетные птицы» Упражнять в выкладывании фигур из палочек; работать над развитием зрительно моторных функций; продолжать учить работать с ножницами. 1. Пальчиковая игра «Птички прилетали» 2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек. 3. Обвести птицу по трафарету и вырезать. 1 2. «Весенние цветы» Учить работать с трафаретами и шаблонами; продолжать учить работать с бумагой. 1. Упражнение «Мотылек». 2. Работа с трафаретами( в парах) , изготовление зашумленных картинок. 3. Коллективная аппликация «Весенний луг». 1 «Дом, в котором мы живем» Упражнять в работе с трафаретами; учить ориентироваться на микроплоскости. 1. Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2. Пальчиковая гимнастика «Дом». 3. Выкладывание дома пластилиновыми жгутиками по контуру. 1 4 «Правила дорожного движения» Учить работать ножницами, прикладывать пластилиновые жгутиковые колбаски по контуру; продолжать работать над развитием мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3. Пластилинография. «Светофор» 1 Планируемые результаты Результатом работы данного кружка должно стать: развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту; овладение разными видами трудовой деятельности; умение создавать художественный образ своего изделия; овладение приемами работы с разными инструментами; овладение нормами этики поведения. Ожидаемые результаты: К концу года занятий в кружке дети должны знать: свойства бумаги( тонкая, толстая, мягкая, жесткая) ; понятие “оригами”, “шаблон”; виды штриховки( вертикальная, горизонтальная, по диагонали) ; основные правила склеивания; должны уметь: применять простейшие приемы штриховки. пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком; изготавливать детали по шаблону; изготавливать поделку, сочетая несколько приемов лепки; задумывать самостоятельно сюжет небольшой композиции, рисунка; 10. Оценочные материалы Мониторинг по дополнительной образовательной программе «Волшебные ручки» проводится в сентябре и в мае на основе наблюдения. № Показатели развития Ф. И. ребенка Выполнение штриховки Работа с бумагой Рисование по точкам Работа с пластилином Уровень 1 Иванов В. С СФ Н СФ СФ 11. Литература Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. . . Воробьева: 50 уроков для подготовки руки к письму для детей 4- 6 лет. Изд. 3. Гаврилова С. Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3- 6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009. 4. Новиковская О. А. . : АСТ; СПб. ; Сова 2007. 5. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008. 7 6. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких». Детство- пресс 2010 7. «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/ Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008 8. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.