"Патриотическое воспитание "
Документы для скачивания
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад№2 Проект по патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина…» Подготовила воспитатель ВКК О. Ф. Соколова г Острогожск 202 1г. Введение Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. . . Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. Толстой А. Н. Актуальность проекта: Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Какие знания он получит, какими впечатлениями обогатят. Совсем недавно развитие духовных ценностей стояло на втором плане, но с введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, области. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, важно показать ребенку что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина? », то он не задумываясь ответил бы – «Прежде всего это место где он родился, где его семья, дом, друзья. » Поэтому было решено разработать и реализовать проект «С чего начинается Родина» Тема проекта: «С чего начинается Родина…» Вид проекта: творческий, познавательный По количеству учащихся: групповой По срокам реализации: среднесрочный Участники: дети средней группы, воспитатель, родители Предмет исследования: познавательное развитие Цель проекта: ✓ Привить детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, краю, стране. ✓ Воспитывать патриотические чувства. ✓ Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, расширить воспитательные возможности семьи Задачи проекта: ( для детей) Обучающие: 1. Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. 2. Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города. 3. Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней. 4. Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края. Развивающие: 1. Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме. 2. Развитие познавательно- поисковой активности детей. 3. Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке( семье, коллективе) . 4. Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности, развитие речевых умений обмениваться информацией( диалогическая речь) , рассказать о себе, о своей семье( монологическая речь, связная речь) . Воспитательные: 1. Формировать самопознание ребёнка как члена семьи. 2. Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям. 3. Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении. 4. Приобщение к культуре поведения. Для педагога: 1. Создание предметно- развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта. 2. Создание условий, стимулирующих развитие поисково- творческой деятельности детей. 3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта. 4. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми. Для родителей 1. Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка. 2. Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей. 3. Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность. 4. Наполнение жизни семьи позитивной энергией Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта: Основные принципы реализации проекта: − Доступность( соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей) ; − Повторяемость( закрепление и усложнение одной и той же игры) ; − Актуальность дидактического материала( актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др. ) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений; Словесные Беседы; Указание, пояснение, объяснение, разъяснение. Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; Загадывание и отгадывание загадок; Педагогическая оценка( поощрение, одобрение; похвала) ; Наглядные Демонстрация наглядных пособий; Показ образца; Рассматривание иллюстраций; открыток. Практические Игровые действия; Внезапное появление объектов; Художественное творчество; Создание игровой ситуации, упражнение, моделирование. − Коллективность( позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные) ; − Соревновательность( создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ; − Элемент новизны( внесение новых атрибутов, возможность проявления творчества) . Этап( информационный) подготовительный включает в себя: Провести опрос с детьми, выявить проблему; Составление перспективного плана работы по проведению проекта; Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию; Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр. Создание и пополнение предметно – развивающей среды. 2. Этап( практический) включает в себя: Привлечение родителей к оказанию помощи; Чтение художественной литературы; Рассматривание иллюстраций; Рисование рисунков; Проведение с детьми бесед; Проведение с детьми игр. 3. Этап( Заключительный) Предполагаемый результат: Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой город. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. Имеют представление об исторических памятниках. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье. План реализации проекта Формы совместной работы с детьми, взаимодействие с родителями 1 неделя – «Моя семья» Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме. • НОД «Семья» • Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». • Дидактическая игра «Как зовут тебя по другому», «Расскажи мне о себе». • Настольно- печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Семья». • Сюжетно- ролевая игра «Семья», «Мамины помощники», «В гостях у бабушки». • Игр а- ситуация «Знакомство с членами семьи». • Пальчиковые игры по теме «Семья». • Чтение художественной литературы, стихотворений А. Барто «Семья», Е. Благинина «Посидим в тишине», Е. Карганова «Праздник бабушек и мам», «Про бабушек». • Беседа с родителями об оснащении работы по проекту. • Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». • Подбор фотографии «Наш семейный отдых». • Рисование и выставка рисунков на тему «Я и моя семья». 2 неделя – «Я люблю свой детский сад» Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме • НОД «Наш детский сад». • Беседы «За что я люблю детский сад». • Наглядно- дидактический материал «Профессии». • Рассматривание альбома «Моя группа». • Экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников. • Дидактическая игра «Расскажи о своем детском саде? », «Профессии». • Настольно- печатные игры «Расскажи про детский сад». • Сюжетно- ролевая игра «Детский сад». • Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детский сад», И. Гурина «Воспитатель», И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой», Н. Лоткин «Тихий час». • Консультация для родителей: «Взаимоотношения детей в детском саду» • Коллективное конструирование «Наш любимый детский сад» 3 неделя – «Город, что сердцу дорог» Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме. • НОД « Город, в котором я живу» • Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Мой Мурманск» • Рассматривание энциклопедий «Город у моря», «У самого Восхода». • Беседа «Где работают родители» • Рассказывание по картинам «Кем быть», «Профессии», Моя родина Россия». • Дидактическая игра «Пройди по городу», «Транспорт», «Здания города» • Настольно- печатные игры: «Найди такую же», «Парные картинки» • Сюжетно- ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница». • Консультация для родителей «Интересные места в нашем городе. «Куда пойти с ребенком» • Викторина «Моя малая Родина». 4 неделя – «Флора и фауна» Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме. • НОД « Флора и фауна родного края». • Беседа о жизни животных и птиц в лесу. • Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам». • Дидактические игры « Во саду ли, в огороде», «Мои домашние животные», «Дары природы». • Сюжетно- дидактическая игра «На рыбалку с котом Леопольдом» • Театрализованные игры «Колобок», «Репка», «Теремок». • Рассматривание энциклопедии «Животные и растения Арктики». • Подвижные игры «Гуси- лебеди», «Пчелы». • Подкармливание птиц на участке детского сада. • Коллективная работа «Дикие животные». 5 неделя – «Краса ненаглядная» • Беседа на тему «Народно – прикладное искусство России». • Рассматривание иллюстраций, открыток. • Рисование «Матрешка». Заключение В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.