Занятие по ФЭМП В старшей группе " Космическое путешествие"
НОД по математическому развитию с использованием ИКТ, интерактивной доски
«Космическое путешествие»
Цель: развивать интеллектуальные способности детей через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать навыки обратного счёта в пределах 10, знания о геометрических фигурах, умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Продолжать учить выполнять задания на интерактивной доске.
Развивающие: развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, зрительную память, речь, умение отвечать на вопросы, работать в подгруппах.
Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки.
Использование методов и приёмов: ИКТ, наглядный, словесный(беседы, вопрос-ответ), практический.
Технологии:здоровьесберегающие(физкультминутка);ИКТ(интерактивная доска).
Оборудование: столы и стулья, интерактивная доска, ноутбук, проектор, Танграм, книга о космосе, касса с цифрами и математическими знаками, звуковое письмо, геометрические фигуры, волшебная звезда.
Предлагаемый результат: положительный психоэмоциональный настрой детей на образовательную деятельность; формирование знаний о космосе, космических созвездиях; развитие памяти, логического мышления; развитие речи.
Ход занятия. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся, подарим гостям свои улыбки и хорошее настроение. Сегодня утором в детский сад пришло звуковое письмо от звездочёта. (на интерактивной доске появляется звездочёт).
Звездочет: Здравствуйте дети! Космические пираты похитили у меня очень интересную книгу. Помогите ее вернуть.
Воспитатель: Ребята! Как мы можем помочь звездочету?
Дети: Мы отправимся в космос и постараемся вернуть книгу.
Воспитатель: Чтобы полететь в космос, необходимо пройти специальный курс в Центре подготовки космонавтов. Если вы успешно справитесь с заданиями и правильно ответите на вопросы, будете приняты в отряд космонавтов, и в этом нам поможет волшебная звезда звездочета.
- Задание «Разминка»
= Какой сегодня день недели?
= Сколько всего дней в недели?
= Про какие дни недели мы говорим – рабочие дни?
= Как называются выходные дни недели?
= Сколько пальцев на левой руке? А на правой руке?
= Сколько глаз у светофора?
= Назовите части суток?
= Назовите времена года?
= Какое сейчас время года? Месяц?
Работа на интерактивной доске « Назовите соседей числа 2, 5, 7.
Воспитатель: Вы успешно прошли курс подготовки космонавтов. За вашей работой будут наблюдать из Центра управления полётами. На чем можно полететь в космос?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Для этого нам нужно построить космический корабль, и выбрать командира корабля. Вы можете мне доверить чтобы я была капитаном, а вы экипажем космического корабля. Нам нужно выбрать помощника командира корабля.
Выберем при помощи считалки:
На луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Меркурий – раз, Венера –два,
Три – Земля, Четыре – Марс,
Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн,
Семь - Уран, Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон…
Кто не видит – выйдет вон!
- Задание «Собери ракету по образцу».
На интерактивной доске выполняет задание помощник командира корабля, а дети из «Танграмма». (выполняют задание за столами)
Воспитатель: Молодцы ребята! Но наша ракета не может отправиться в полёт пока мы не выполним задание космических пиратов. (на доске появляется изображение ракеты с цифрой 5 и 6, надо определить состав числа 5 и 6), дети работают за столами.
Теперь ракета к полёту готова, начинаем обратный отсчёт от 10 до 1! Все дети считают в обратном порядке. Старт!
(Звучит космическая музыка, на экране появляется звёздное небо). Полёт начался. Наша ракета в космосе. ( раздаётся звуковой сигнал)
Воспитатель: Поступил сигнал тревоги, мы попали с вами под метеоритный поток.
Обратите внимание: метеориты разные по форме. Посмотрите на что они похожи?
Проводится Д/игра «На что похоже?» Дети поочерёдно подходят к панно и отвечают на вопросы:
На какую геометрическую фигуру похож этот метеорит?
Какие фигуры не имеют углов?
Как называется фигура, у которой три угла?
Как называется фигуры, у которых четыре угла?
Чтобы метеориты не причинили вреда, инженеры конструкторы придумали специальные задачи – ловушки, мы должны эти задачи правильно решить. Я составлю задачи. Но сначала скажите, из каких частей состоит задача? (из условия и вопроса)
3.Задание «Космические задачи».
На орбитальной станции «Байконур» было 8 ракет, 2 ракеты улетели в космос. Сколько ракет осталось на станции? (решают задачу на доске)
Воспитатель: Давайте повторим задачу и скажем, что нам известно?
Дети: Известно, что было 8 ракет, а 2 ракеты улетели в космос.
Воспитатель: Что мы должны узнать?
Дети: Сколько ракет осталось на станции?
Воспитатель: Правильно, это то, что нам нужно узнать, это вопрос задачи.
Воспитатель: Чтобы найти ответ в задаче, что нужно сделать?
Дети: Нужно решить задачу
Воспитатель: Выложите решение задачи на столе. ( 8 – 2 = 6 )
Воспитатель: Прочитайте решение.
Ребёнок: 8 – 2 = 6
Воспитатель: Что такое 6 в задаче?
Ребёнок: Это ответ.
Воспитатель:А теперь составьте задачу самостоятельно.
Работа с кассами цифр на столах
Следующая задача. На станции «Байконур» пришли на тренировку 5 космонавтов, потом пришли еще 2 космонавта. Сколько всего космонавтов стало тренироваться? Выложите решение задачи на столе. (5 + 2 = 7). Прочитайте условие в задаче.
Дети: Сначала тренировалось 5 космонавтов, потом пришли ещё 2 космонавта.
Воспитатель: Кто задаст вопрос?
Дети: Сколько всего космонавтов стало тренироваться?
Воспитатель: Что мы должны сделать?
Дети: Мы должны 5 + 2 = 7
Воспитатель: Сколько стало космонавтов?
Дети: стало 7
Воспитатель: Ну, вот мы все задачи и решили, пора отправляться дальше. Пока продолжается наш полёт, мы выполним космическую тренировку.
Физкультминутка:
Раз – Два стоит ракета (руки вверх).
Три – Четыре скоро взлёт (руки в стороны).
Чтобы долететь до солнца (круг руками).
Космонавтам нужен год (качают головой).
Но дорогой нам не страшно (наклоны вправо, влево).
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях).
Пролетая над землёю (разводят руки в стороны).
Ей передадим привет (машут руками).
Воспитатель: Посмотрите сколько звёзд и все они собраны в созвездия. Давайте посмотрим, какие созвездия мы пролетаем.
4.Задание « Подбери созвездия».
Пальчиковая гимнастика:
Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая –
Руки всем нужны друзья.
Игра «Подбери созвездия», необходимо соединить созвездия с соответствующей ему картинки. Если мы правильно выполним задание пираты вернут книгу звездочёта. После окончания работы дети называют какое созвездие у них получилось.
Воспитатель: Ребята! Пираты вернули нам книгу, и мы можем вернуть её звездочёту. Пора возвращаться в детский сад, проходите в космический корабль (дети садятся на стульчики). Чтобы ракета взлетела нам нужно посчитать от 10. Внимание! Начинаем обратный отсчёт. Полетели. (звучит музыка)
Воспитатель: Вот мы и дома! (на экране раздаётся голос звездочёта)
Звездочёт: Ребята! Спасибо Вам за помощь. Вы проявили не только смекалку, ум, но и доброту и отзывчивость! И эту интересную книгу о космосе я вам дарю. До свидания.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам понравилось во время путешествия? Какое задание для вас оказалось самым сложным? Что вы расскажете родителям о нашем путешествии? Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия.