a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Сенсорное развитие детей средствами дидактических игр"

Автор: Бурляева Наталья Вадимовна Опубликовано: 2021-04-04 11:24:36

Документы для скачивания

Сенсорное развитие детей 2- 3 лет средствами дидактических игр Воспитатель МБДОУ № 4 «Уголек» Бурляева Наталья Вадимовна Познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов( памяти, воображения, мышления) . Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. В раннем и дошкольном возрасте сенсорное развитие имеет огромное значение, так как он наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений знаний об ок ружающем мире. [ 1] . Ведущая деятельность в раннем возрасте- предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот период детства. Учет цвета, формы и величины объектов- необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделения цвета, формы, величины как особых свойств предметов, не могут быть развиты полноценные представления. На этом этапе ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Не зря, профессор Н. М. Щелованов, называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр[ 2] . Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения, которая получил а свое развитие в трудах ученых и многих педагогов( Ф. Фребель, М. Монтессори, В. Н. Аванесова и др) . С труктура дидактических игр: 1) дидактическая задача; 2) обучающая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат игры( подведение итогов) . Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла( задачи) . Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил взрослый управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание н а выполнение конкретной задачи. Подведение итогов( результат) – проводится сразу по окончании игры. На этом этапе необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подче ркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр очень важно сохранить все её структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижае т воспитательное воздействие[ 3] . Приведем примеры дидактических игр на разные стороны сенсорного развития детей 2- 3 лет. Д. И. «Варежки» Задачи: закрепить знания основных цветов, геометрических фигур, развитие умения сравнивать предметы по цвету, находить пару, ориентируясь на цвет и геометрический рисунок( круг, квадрат, треугольник) . Ход игры: предложить детям навести порядок и подобрать к каждой варежке пару, ориентируясь на цвет и геометрический рисунок на варежке. Д. И. «Шишки для белочек» Задачи: упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами  большой,   маленький. Ход игры: предложить ребенку накормить двух белочек шишками, большой белочке дать большие шишки, маленькой – маленькие. Д. И. «Подбери заплатку» Цель: закрепить знания геометрических фигур, развивать умение различать и находить необходимые по форме геоме трические фигур ы. Ход игры: Разложить перед детьми заготовки одежды и набор геометрических фигур. Предложить найти нужную  заплатку по форме и починить одежду. Таким образом, дидактические игры способствуют сенсорном у развитии детей раннего возраста, развиваю тся познавательные процессы, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из- за неудачного результата. Список литературы: 1. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина, М. , Просвещение, 1996. 258 с. 2. Поляшова Н. В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста/ Н. В. Поляшова, А. А. Матафанова/ / Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1( 6) . – С. 280- 282. 3. Чувашлева О. В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни/ О. В. Чувашлева/ / Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 1( 1) . – С. 28- 29.

Оставить комментарий: