Проект "Фольклор для малышей. Наши любимые потешки"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Сибирячок"
Ханты –Мансийский АО – Югра, Сургутский р-он, пгт Белый Яр, ул. Некрасова, 23А.
Проект «Наши любимые потешки.Фольклор для малышей»
Воспитатель: Т.Ю. Яковлева
«Человек – существо духовное, его душа стремится к лучшему, к красоте, к истине».
(К.Ушинский)
Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства.
Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе
лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Через близкое и родное творчество своих предков, а именно через устное народное творчество мы должны начинать развивать духовно-нравственные качества в маленьком человеке, начинать первоначальное эстетическое воспитание.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека.
Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор влияет на духовное развитие ребёнка, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.
Паспорт проекта:
Тема: «Фольклор для малышей».
Тип проекта: познавательный –игровой, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели и родители детей
Предполагаемые результаты:
1.Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
2.Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
- Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
Актуальность:
В век высокой технологии, компьютеризации, в речь внедряются все больше иностранных слов, компьютерных терминов. А язык компьютера лишен окраски, образности. Да и русский язык постепенно теряет свою красоту, свою звучность, эмоциональность.
Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель:
Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества. Воспитывать у детей любовь к книге, тем самым, развивать в них духовно-нравственные качества.
Задачи:
- Повышать интерес к русским народным потешкам;
- Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации;
- Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;
- Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки;
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение;
- Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение, провести анкетирование;
- подбор фольклорного материала, адекватного возрасту детей;
- составление картотеки потешек для всех режимных моментов;
- подбор иллюстрированного материала к фольклорным произведениям;
- постановка целей и задач по данной теме.
2 этап – основной:
Совместная деятельность с детьми:
- Чтение, заучивание, рассказывание потешек. Использование их во всех режимных моментах;
- Беседы по содержанию потешек;
- Проведение дидактических и развивающих игр;
- Изодеятельность (лепка и рисование);
- Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
- Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки»;
Совместная деятельность с родителями:
1.Консультация «Знакомим малышей с фольклором»;
- Консультация «Влияние фольклора на развитие речи детей 2-3 лет»;
- Чтение потешек детям дома;
- Заучивание потешек вместе с детьми;
- Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки»;
3 этап заключительный:
- Подведение итогов проекта;
- Изготовление альбома с рисунками «Наши любимые потешки»;
- Оформление книжного уголка, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Полученные результаты:
В результате проведения данного проекта у детей повысился интерес к
устному народному творчеству, в частности к потешкам. Дети стали их
узнавать, самостоятельно рассказывать, использовать потешки в самостоятельных играх, активизировалась речь у детей. У детей начали проявляться нравственные черты характера, такие как сострадание, порядочность, доброта, уважение, честность. Таким образом, мною был сделан вывод, что малые фольклорные формы для маленьких несут в себе красоту, любовь, помогают быстрее и легче овладеть речью.
Большую помощь в реализации проекта оказали родители воспитанников, они приняли участие в изготовлении альбома «Наши любимые потешки», а так же в оформлении книжного уголка по русскому народному фольклору для детей.