Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе
Документы для скачивания
Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе Основной вид деятельности: речевая, игровая, познавательная Продукт: знание свойств стекла Форма проведения: интегрированная деятельность Длительность: 25 минут Задачи: 1) образовательная: о бога ти ть речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения из стекла; прилагательными, характеризующими свойства и качества стекла( прозрачное, водонепроницаемое, цветное, звонкое, хрупкое) ; формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами; 2) развивающая: развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, связную речь; развивать познавательн о- исследовательский интерес к предметному миру; р азвивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов; умение самостоятельно определять материал, из котор ого изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость; 3) воспитательная: в оспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; в оспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Интеграционные образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, Предварительная работа: рассматривание выставки стеклянных изделий, экспериментирование с цветными стеклами, чтение М. Свешников" Тайны стекла" , рассматривание иллюстраций, составление схем «Правила безопасного обращения со стеклянными предметами ». Материал: стаканы на каждого ребенка из стекла, вода, стеклянная палочка, пуговицы, цветные стекла, карточки- схемы. Алгоритм ОД Методические приемы Ожидаемый результат Вводная часть Мотивация деятельности 1) Загадывание загадки: - Ребята, отгадайте загадку: Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь – разобьюсь! - Как вы думаете, что это? - Правильно, это стекло. Сегодня мы отправимся в волшебный мир стекла, и узнаем много нового и интересного. Приглашаю вас за столы. 2) Вопросы воспитателя: - Какие предметы из стекла вы знаете? - Какие правила безопасности со стеклом вы знаете? - Давайте рассмотрим стекло, какое оно на вид? Психологическая готовность к работе, мотивация на деятельность Ответы детей: окно, стекло Дети садятся за столы, проявляют любопытство: рассматривают стеклянные стаканы, цветные стекла Ответы детей Рассматривают стекло Основная часть 1) Познавательно- исследовательская деятельность: - А теперь в стакан положите пуговицу, - Ч то вы видите в стакане? П одумайте и скажите п очему? - Правильно, стекло прозрачное, поэтому мы и видим пуговицу- О дно из свойств стекла – прозрачно сть( воспитатель выставляет схему) - Где используют это свойство стекла? - Возьмите стекло в руки, определите, какое оно на ощупь? - Аккуратно налейте в стакан воды. - Пропускает ли стакан воду? - Вода через стакан не проникает, почему? - В любую стеклянную посуду можно налить воду? - Е ще одно свойство стекла – водонепроницаемость. Стекло – водонепроницаемое( выставляем схему) . - Где используют это свойство стекла? - Ребята, у вас на столах лежат стеклышки, какие они? - Да, стеклышки разноцветные. Стекло может быть не только прозрачным и бесцветным, но и цветным. - Посмотрите через стекло, и расскажите, что вы видите? - Это еще одно свойство стекла, оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь. - Есть у стекла еще одно интересное свойство, хотите определить какое? - Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы. Сейчас я постучу по краю бокала стеклянной палочкой. Послушайте, что вы слышите? - В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в следующий еще больше. Я возьму палочку и ударю по бокалам по очереди, один за другим. Что вы услышали? - А сейчас я ударяю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию? - Чем больше воды, тем звук ниже, тем меньше воды- звук выше( можно вызвать несколько детей) - Это еще одно свойство стекла. Стекло издает звук, то есть оно звонкое. 2) Вопросы воспитателя: - А что будет со стеклом если его уронить? - Правильно, если стекло может легко разбиться, то оно какое? Хрупкое! - Еще одно качество стекла- оно хрупкое( выставляем схему) . - А что делать, если стекло разбилось, его можно брать руками? Почему? - А если вы уже порезались, какую первую помощь нужно оказать? - Правильно, чтобы этого не случилось, как мы должны убирать разбитое стекло? Физкультминутка Отдых наш- физкультминутка, Занимай свои места: Раз- присели, два- привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой- встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. ( слова дети сопровождают движениями) 3) Дидактическая игра «Кто больше знает» З адача: обогащать знания детей о предметах. Игровое правило. Вспомнить и назвать, как можно использовать предметы из стекла. - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? - У меня в руках стеклянный пузырёк. Как и для чего его можно использовать? 4) Нахождение предметов из стекла в окружающей действительности: - Ребята, а в нашей группе есть стеклянные предметы? - Найдите предметы, сделанные из стекла. Назовите их. Дети выполняют указание воспитателя Ответы детей Дети запоминают Ответы детей Дети выполняют указание воспитателя Ответы детей Дети внимательно смотрят Ответы детей Дети рассматривают стеклышки и о тве чают на вопрос Дети выполняют указание воспитателя и рассказывают об увиденном Дети проявляют интерес Отвечают Дети внимательно слушают Отвечают Дети воспринимают информацию, отвечают на вопрос Участвуют в эксперименте Ответы детей Дети воспринимают информацию Ответы детей Дети воспринимают информацию Отвечают на вопросы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка Дети отвечают Ответы детей Заключительная часть 1) Подведение итогов: - С каким материалом мы сегодня знакомились? - Какими свойствами обладает стекло? - Если мы все видим через стекло, значит оно какое? - А, если мы посмотрим через желтое стеклышко, каким станет все вокруг? А, если – через зеленое? Что это значит? - Вам понравился эксперимент с бокалами и водой? Какое качество стекла мы выявили? - Что нужно всегда помнить, если пользуешься предметами из стекла? 2) Составление загадок о стекле 3) Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Задачи: а ктивизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов( твёрдое, мягкое, лёгкое, тяж ёл о е, гладкое, шершавое, холодное, тёплое) . Ответы детей Осознание себя как участника исследовательского процесса. Дети придумывают загадки Р ебёнок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его качество, затем достаёт его