a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации: "Формирование гендерной устойчивости в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Автор: Канина Светлана Александровна Опубликовано: 2021-04-10 10:47:14

 

Муниципальное бюджетное учреждение

Информационно-методический центр управления образованием

Мысковского городского округа

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Ласточка»

 Формирование гендерной устойчивости в  образовательной деятельности у детей дошкольного возраста

                                                       Методические рекомендации

 

Мысковский городской округ,  2021

 

Автор-составитель: Канина Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ№ 3  «Ласточка».

Рецензент: Абсинская Вероника Александровна, старший воспитатель МАДОУ №2 «Звездочка», педагог-психолог.

 

 

  Данные методические рекомендации раскрывают особенности и специфику работы по формированию гендерной устойчивости в  образовательной деятельности у детей дошкольного возраста.

         Работа содержит рекомендации по использованию игр, проблемных ситуаций, бесед в целях  формирования умений понимать свою половую принадлежность и делать самостоятельные выводы.

В приложениях предоставлены: конспекты игр, проблемных ситуаций, анкетирование, консультации для родителей и фотографии. Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам, родителям (законным представителям), педагогам дополнительного образования, с помощью которых можно успешно решать задачи гендерного воспитания дошкольников.

 

Содержание

 Введение ...……………………………………………………………………...4

2.Формирование гендерной устойчивости в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста……………………………………………………..7

  1. Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей дошкольного возраста……………………………………22
  2. Взаимодействие и сотрудничество с родителями..........................................24
  3. Заключение.........................................................................................................26
  4. Список литературы………………………………………………………….27
  5. Приложения.......................................................................................................28

 

 Введение

 В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Что же такое гендерное воспитание?

Гендерное воспитание – это процесс формирования понимания о половой принадлежности ребенка.

  Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик.  В дошкольном возрасте целью полового воспитания является формирование первичных представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, а также о видах этих отношений (профессиональные, дружеские, семейные,  бытовые, родственные и др.).

Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

На важность решения проблемы по формированию гендерной устойчивости дошкольников указывали многие педагоги и психологи. По мнению А.С. Макаренко, В.А. Фрейда, Б. Спока, А. Фрома, Б.И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.

Поэтому, самая большая роль гендерного воспитания отводится семье. Прежде всего, именно родителями закладываются основы для формирования у ребёнка  мужественности и женственности, и от них зависят дальнейшие успехи в понимании закономерностей окружающего мира. Родители должны проявлять соответствующее своей гендерной принадлежности поведение, иначе дети, копируя взрослых, все равно не смогут получить правильное гендерное воспитание. Взаимоотношения мамы и папы друг с другом, с самим ребенком и его братом или сестрой уже оказывают большое влияние на детскую личность. Гендерное воспитание в семье не должно строго отграничивать мальчиков и девочек. Не стоит всю нежность тратить только на девочек, а то и вовсе сюсюкаться с ними, неправильно полагая, что мальчики не нуждаются в заботливом и ласковом отношении. Частой проблемой гендерного воспитания является то, что детей с самого появления на свет преимущественно окружает женская половина населения. Дома мамы и бабушки, в садике – воспитательницы, в школе – учительницы. Больше всего страдают от этого мальчики, поэтому мужчины также должны принимать непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота. Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для  развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Исходя из выше сказанного цель данной методической рекомендации представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к  формированию гендерной устойчивости в совместной образовательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи

  1. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста
  2. Познакомить педагогов с особенностями развития мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.
  3. Развивать у педагоговумение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.
  4. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.

      Таким образом, половая принадлежность ребёнка является важным фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

 Формирование гендерной устойчивости в совместной образовательной деятельности у детей дошкольного возраста

 Для организации гендерного воспитания детей в ДОУ необходимо знать психологические портреты мальчиков и девочек. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Для начало нужно определить особенности поведения детей того или иного пола.

Особенности поведения девочек и мальчиков.

Ориентация.

Мальчики: хорошо ориентируется в новой, непривычной обстановке. И, как правило, и здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность вносит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой, вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что – то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения. Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко жалуются родителям и воспитателям. Предпочитают независимость. Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.

     Девочки: в непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи и поддержки взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям. Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавши ( что не всегда справедливо).

Активность

Мальчики: более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек. Чаще выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции взрослого) Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте. Менее исполнительны.

Девочки: менее подвижны, более усидчивы, реже выражают желания отвечать, даже если знают правильный ответ. В отличии от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированы на похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом.

Развитие речи

Морфологическое созревание головного мозга, особенно его левое полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.

Мальчики: словарный запас достаточно широкий, с годами увеличивается особенно заметно за счет общих понятий. Речь менее связная, как у девочек, потому что предпочитают не просто передать заученное содержание, а понять его и выразить свое отношение склонны к выработке собственных формулировок. В речи присуши обобщения. Чаще чем у девочек, встречаются нарушения в звукопроизношении. Читательские интересы мальчиков отличаются от интересов девочек: они охотнее будут слушать тексты про машины, оружие, про все, что связанно с техникой, спортом, войнами.

Девочки: превосходят мальчиков в вербальных способностях. Словарный запас меньше, чем у мальчиков. Речь более эмоциональная. Склонны к предметно - оценочной речи.. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить, а не понять и  анализировать. Акцентируют внимание на людях, больше говорят о них самих, чем об их действиях. Наиболее ценными для девочек являются нравственные качества. Читательские интересы девочек ориентированы на сферу их непосредственного бытия: более заинтересованно воспринимают описание нарядов людей и кукол

Интересы.

Мальчики: круг интересов достаточно широк, нередко выходит за пределы образовательной программы. Пространство, в котором находятся интересующие мальчиков объекты, практически не ограничено. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство. Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны.

Девочки: круг интересов несколько уже, чем у мальчиков. Игры больше опираются на «ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают объекты непосредственного окружения,  многое связано с бытом.

Характеристика личности.

Мальчики: не склонны к плановым действиям. Предпочитают ориентироваться на ходу. Положительно воспринимают новое, неизданное. Любознательны. На новое реагируют чаще вопросом, что это? Зачем? Откуда? Почему? Предпочитают всему искать логическое объяснение. Спокойно относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать.

Девочки: могут планировать действия. Настороженно относятся к новому. На новое реагируют эмоционально. Легче воспринимают то, что привлекло их внимание, хуже то, что не интересно, а что нужно специально направлять внимание. Ближе мальчиков принимают похвалу и порицание. Легко расстраиваются. Их не трудно рассмешить, подвержены внешним воздействиям. Многое зависит от настроения. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики.

Творческая деятельность

Мальчики: к цветам и их оттенкам не очень чувствительны, поэтому рисунок может быть выполнен одним или несколькими цветами. Главное для мальчиков – процесс рисования. Сюжет рисунков шире по замыслу, чем у девочек. Предпочитают изображать технику, военные действия, транспорт – всё, что движется, т. е. рисунки мальчиков динамичны. Изображаемые люди часто схематичны, но тоже находятся в движении.

Девочки: очень чувствительны к цветам, особенно ярким. Рисунки расцвечены, выразительны. Главное для девочек – качество рисунка. Предпочитают изображать бытовые сюжеты (дом, цветы, солнце, человека). Тщательно вырисовывают детали, особенно в изображении людей. Но изображения застывшие, т.е. статичные. Если предложено рисование по образцу, стремятся как можно ближе к нему подойти, скопировать, в этом видят достоинство своей работы.

Очень важно учитывать перечисленные особенности мальчиков и девочек. В целом оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами  (как, впрочем, и недостатками) лишь в определенных ситуациях и отношениях.

 

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:

  1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом). 
  2. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения. 
  3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
  4. Используйте чаще разные головоломки для девочек.
  5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
  6. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания. 
  7. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации. 
  8. Приглашайте на занятия чаще мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы. 
  9. Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. 
  10. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач. 

Для эффективной реализации гендерного воспитания педагог должен знать и помнить следующее:

1) Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

2)  Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

3) Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

4) Важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

5) Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

6) С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

7) Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

8) Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

9)  Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

10) Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

Также при оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п…

Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Самыми эффективными средствами и методами формирования гендерной идентичности дошкольников в детском саду считаются:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда.
  2. Совместная деятельность.
  3. Сюжетно-ролевая игра
  4. Изобразительная деятельность.
  5. Хозяйственно-бытовая деятельность.

Гендерный подход обязательно должен применяться педагогом при организации основных видов деятельности дошкольников - познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной.

При подготовки  к занятиям, воспитатель должен продумать некоторые моменты:

- Продумать вопросы к заданиям, учитывая особенности детей разного пола.

- Использовать больше наглядности, т. к. это очень важно для мальчиков.

- Делить детей на смешанные подгруппы и рассаживать в пары девочка-мальчик, т. к. дети взаимодополняют друг друга.

- Пути решения познавательной задачи должны носить как информационный (для девочек), так и исследовательский (для мальчиков) характер.

- Объяснение должно быть кратким, конкретным, четким, понятным, что очень важно для мальчиков.

- Периодически проводить мероприятия, викторины, КВН, типа «А, ну-ка девочки!», «А ну-ка, мальчики!».

- Продумать грамотный поход к проведению занятий по физкультуре: при работе с мальчиками  давать  им больше силовых упражнений, а при работе с девочками делать уклон в аэробику и гимнастику. Конечно, никто не помешает девочке, выросшей в прекрасную девушку, ходить в спортзал, равно как и мальчику – заняться акробатикой. Но в ранние годы, в условиях детского сада, такое разделение по типу упражнений наиболее оправдано и в контексте особенностей физического развития девочек и мальчиков, и в связи с потребностями их гендерного воспитания.

- Продумать грамотное распределение задач при проведении танцевальных занятий, утренников, организации выступлений. Так, если речь идет о танцах, то девочки должны выполнять плавные и мягкие движения, тогда как мальчики могут задавать ритм и вести своих маленьких партнерш. Конечно же, при распределении костюмов ребята, опять же, должны выбирать персонажей своего пола.

На организационном этапе  для определения уровней гендерной воспитанности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста  педагогу необходимо провести:

- Наблюдения (наблюдение за поведением детей, выборочное наблюдение за игрой, во время НОД, во время выполнения культурно-гигиенических процедур, в свободное время).

- Педагогическое наблюдение за игровой и реальной деятельностью детей.

- Индивидуальные беседы с детьми: «Я - мальчик. Я – девочка», «Мужской и женский мир», «О народных традициях».

-Тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Профессии».

-Рисуночные тесты  рисуночные тесты: «Нарисуй себя», «Моя семья», «Хороший мальчик / плохой мальчик», «Хорошая девочка/ плохая девочка».

Анализ полученных данных поможет педагогу в разработке системы работы по реализации гендерного воспитания и выбору эффективных методов и приемов. Таких как:

- беседы (с подгруппой девочек, мальчиков, фронтальная ) с  использованием иллюстраций, художественной литературы;

- проблемная ситуация (специально созданная, спонтанная, режимный момент) с этическим содержанием;

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно – печатные, словесные, театрализованные, подвижные);

- непосредственно образовательная деятельность;

- развлечения, праздники, досуги;

-  изготовление подарков для мам, пап, сверстников.

Для     того,     чтобы     предоставить     равные     возможности     в  обучении существует:

3 типа  мотивации

-  игровая (стимулирует   детей,   если   в   содержание   включены   способы построения),

- личная   заинтересованность   детей   к  деятельности (предлагая сделать что-то  в  подарок  или для  игры),

- общение  детей   со   взрослыми   (будет  стимулировать  детей   в том,   случае,   если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).

          Для обогащения знаний у  детей, проводятся беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, проблемные ситуации с этическим содержанием, рассматривание альбомов (приложение 1).

В процессе тематических бесед дети могут искать друг у друга общее и различия, обсуждать, что значит быть девочкой, что значит быть мальчиком, и так далее. Рассказывая о маме, ребёнок говорит о том, что мама сготовила вкусный обед, погладила бельё, а папа ремонтировал машину, вбил гвоздь, то есть ребёнок будет говорить о наиболее характерных действиях мужчины и женщины в семье.

Чтение сказок, разыгрывание сценок помогают вызвать у дошкольников ассоциации с персонажами своего пола.  Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.   Фольклорные произведения очень любят дети, т.к. они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины.

Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют  потешки, пословицы и поговорки. Например:  «Мужик хлопочет – себе добра хочет», «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит» и другие.

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей.

Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки.

Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации:

-  терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

-  силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

-  любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;

-  проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок (приложение 2), задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:

- «мужские», где главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. («Колобок», «Три Поросёнка», «Мальчик – с- пальчик» и другие)

- «женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие.)

- «смешанные», где есть два главных героя обоих полов. («Царевна – Лягушка»)

Выбирая художественные произведения для чтения детям, необходимо обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, присущие представителям разных полов. Вот несколько примеров литературных произведений с описанием тех положительных черт характера, которые свойственны и желательны для представителей обоих полов.

Литература для девочек:

- Украинская сказка "Хроменькая уточка". (Девушка: Трудолюбие, терпение, покладистость).

- Русская сказка "Гуси-лебеди", Девочка: Смелость, ответственность, любовь к брату.

- В. Одоевский "Мороз Иванович", Рукодельница: Трудолюбие, оптимизм, доброта, смелость, послушание, забота о других.

Литература для мальчиков:

- Украинская сказка "Катигорошек", Катигорошек: Сила, смелость, доброта.

- Русская сказка "Бой на Калиновом мосту", Иван-крестьянский сын: Сила, мужество, бдительность, патриотизм.

Так же неоценимую помощь в работе оказывают  загадки. С помощью, которых  в интересной и увлекательной  для детей форме, можно знакомить с предметами обихода, одежды, профессиями. Есть такое поверие про то, как появилась загадка. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику  нужно  было доказать не только  свою физическую силу, ловкость, мужество, но и знания,  ум, сообразительность, и проявлял он эти качества в отгадывании загадок.

С помощью проблемных ситуаций (приложение 3) педагог даёт возможность каждому ребёнку оценивать происходящее и действовать в соответствии со своей гендорной ролью.

В работе с детьми широко используется игры. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. 

Народные игры  являются  основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Также с помощью народных игр можно познакомить дошкольников с обрядами, традициями русского народа (приложение 4).  По своему содержанию все народные игры  доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола.

В играх с распределением гендерных ролей, девочки хотят быть балеринами и актрисами, мальчики – летчиками и программистами. Девочкам нравятся наряжать кукол в платья, мальчикам – выстраивать солдатиков на краю стола и сокрушать воображаемого врага. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Для мальчиков - «Гараж», «Дежурная часть»,  «Водители»,  «Изобретатели», «Парковка», «Строители». Для девочек  - «Театр», «Семья»,  «Поликлиника», «Школа», «Магазин» и т.д. (приложение 5).

Очень интересны для детей словесные, дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку» и т.д. (приложение 6),  а также настольно печатные игры (приложение 7).

         Так же большую роль в гендорном воспитании имеет  совместная трудовая деятельность. При выполнении трудовых поручений происходит усвоение дошкольниками гендорных норм. В процессе организации совместной деятельности детей на первых порах целесообразно создавать пары из мальчиков и девочек для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчику), и аккуратность, тщательность (девочке). Например:  Стирка кукольной одеждымальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают;  уборка в природном уголкемальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики рас­ставляют цветы по местам.

Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек - умение  украшать интерьер.

Детям надо создавать игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы), девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол). При этом надо поощрять мальчиков в помощи девочкам: мыть посуду, ходить по магазинам.

В процессе художественно – эстетической деятельности  при подборе музыкальных произведений необходимо  учитывать пол ребёнка: мальчикам предлагается маршевая музыка, девочкам более нежная, лёгкая вальсовая. При постановке танцев широко используются парные танцы. Где мальчики обязательно приглашают девочек, галантно кланяются, приглашая их на танец, а девочки в ответ приседают. После танца мальчики провожают девочек за руку на место. Чтобы этот процесс происходил быстрее, детям можно предложить просмотреть видеозаписи с бальными танцами, рассмотреть фотографии с фестивалей, конкурсов.

         Уголок изобразительной деятельности необходимо наполнить материалом, интересующим мальчиков и девочек.  Это тематические раскраски  для мальчиков и девочек: «Куклы», «Посуда», «Дом моды». «Транспорт», «Автомобили», «Динозавры» и т.д. В процессе рисования мальчикам предлагаются  - трафареты техники, девочкам – кукол, цветов и т.д.

Гендарный подход на занятиях по физической культуре  заключается в том,  что на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам могут быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки). В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки. 

Таким образом, данный материал позволит расширить представления педагогов по вопросам гендерного воспитания, выстроить взаимодействия между педагогами и воспитанниками по данному вопросу. А так же поможет выстроить воспитанникам своё поведение в соответствии со своим полом; выделять эталонные качества, которые присущи мальчику либо девочке.

 Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей дошкольного возраста

 Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девичьих» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть системной, отвечающей целям полоролевого воспитания; инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой; предметно-развивающая среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка; иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Необходимо  выделение игровых зон для мальчиков и для девочек.

При организации  развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать принципы:

- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

-достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

- наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

Таким образом, содержание игровых и развивающих центров направленных на формирование гендерной устойчивости организованных в групповых помещениях обеспечит удовлетворение интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.

 Взаимодействие и сотрудничество с родителями

 Нужно понимать, что гендерное воспитание – процесс длительный и разносторонний. Он начинается в семье, продолжается в ДОУ и школе, и завершается лишь тогда, когда ребенок проживает примерно два десятка лет своей жизни.  

Несомненно, очень важно работая в данном направлении поддерживать взаимодействие с родителями воспитанников.

 Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.

С этой целью проводятся различные формы работы с родителями:

- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

- проведение анкетирования на предмет выявления особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье (приложение   7);

- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка: «Роль родителей в половой идентификации ребенка» «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка» и т.д.;

- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, утренники);

- вовлекать родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее) (приложение 8);

- консультаций для родителей – папки передвижки (приложение 9);

- организация родительских собраний по вопросам индивидуального развития мальчиков и девочек;

- «День открытых дверей»;

- круглые столы.

         Таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие ребёнка в семье с учётом гендерных особенностей, родители должны быть знающими, компетентными в этом вопросе. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов, социального, педагогического и даже исторического плана. 

 Заключение

 Из выше сказанного можно сделать вывод, проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно - образовательной работы.  

К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.

Таким образом, использование разнообразных форм работы, а также учет изменений, происходящих в общем, психическом развитии и возросшие возможности детей старшего дошкольного возраста позволят родителям, педагогам сформировать у воспитанников понимание о собственной половой принадлежности, аргументируя её по ряду признаков (одежда, причёска), повысить познавательный интерес, коммуникативные навыки общения.

                                                     Список литературы

  1. 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003г.
  2. Арчер Половые роли в детстве: структура и развитие\\Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 2004 г.
  3. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012 г.
  4. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.
  5. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
  6. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
  7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира.- СПб, издательство «ТУСКАРОРА», 2003 г.
  8. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании.- М. Педагогика, 2008 г.
  9. Репина Т.А. Проблема половой социализации детей. М.; Воронеж, 2004 г.
  10. Семенова Л.Э Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста. М., 2006
  11. Татаринцева Н.Е. «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций», Центр педагогического образования, Москва, 2012 г.
  12. Щетинина А.М, Иванова О.И. «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» // М., Творческий центр «Сфера», 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

              

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: