«Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»(из опыта работы)
Документы для скачивания
«Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Воспитатель МБДОУ д/с «Сибирячок»
Т.Ю. Яковлева
Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на его формирующуюся сферу нравственности…
На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.
Как показали исследования психолога А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам.
Так что же такое духовно-нравственное воспитание?
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.
Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности очень важна.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сухомлинский В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.
Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.
Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.
Сказка, в народном творчестве, вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы замечаем, как вдруг оказываемся во власти удивительного вымысла. В сказках добро и зло ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни – это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовёт на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.
Очень красив язык сказок; он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Сказки воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости, злобности.
«Сказка, писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.
Но сказка также предупреждает детей о вреде излишней доверчивости.
После встречи колобка с волком, медведем, оказалось, что опасен не тот, кто прямо говорит: «Я тебя съем!», а тот, кто расхваливает тебя самого и твою песенку. Учат сказки и вслушиваться, сравнивать, думать. Смелость, находчивость, выдержка помогает Машеньке вернуться домой.
Сказка – это один из способов объединить взрослого и ребенка, дать возможность понять друг друга.
Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают, рассказывают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном.
Таким образом, всё выше сказанное побудило меня возродить интерес детей и родителей к сказке народной и авторской.