Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Сибирячок" г.п.Белый Яр
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Подготовила воспитатель Яковлева Т.Ю.
2021год
Тип проекта
Познавательно - развлекательный;
Краткосрочный: 1 месяц (с 01.03.2021г. – по 31.03.2021г.);
Групповой;
Участники проекта
Воспитатели;
Дети;
Родители;
Музыкальный руководитель;
Инструктор по ФИЗО;
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский)
Актуальность темы
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. В современном мире, компьютерные игры отодвинули на второй план игры подвижные, хороводные, тем более народные.
А именно в подвижной игре ребенок укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, ребёнку совсем не помешает иметь представление о русских народных играх, песнях. Народные игры -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.
Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Проблема
Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это самое великое чудо, изобретённое человеком.
К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. По мнению многих психологов здоровым может быть назван только тот человек, кто с равным удовольствием умеет не только работать, но также любить и играть.
Наблюдение за играми современных детей показывает, что процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское сообщество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование западных мультфильмов, различных телевизионных программ.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.
Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.
Задачи проекта:
- Познакомить с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.
- Развить физические качества – быстроту, ловкость, выносливость в народных играх.
- Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
Прогнозируемый результат:
- У детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
- Повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.
- Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.
Этапы:
Организационный.
- Подборка народных игр в соответствии с возрастом детей.
- Создание условий для проведения игр в группах (эстетическое оформление физкультурных уголков, рациональность расположения спортивного инвентаря и игрового материала).
- Создание развивающей среды в группе(изготовление масок для игр);
- Создание в группе мини – музея «Русская изба», привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
- Консультация родителей по теме: «Народные детские подвижные игры».
Практический.
- Формирование у детей элементарных знаний и представлений об играх (беседы «В какие игры играли наши бабушки и дедушки» ,«Истории об игрушках»)
- Создание картотеки народных подвижных игр
- Изготовление атрибутов для игр.
- Обучение детей организации народных подвижных игр в свободной деятельности.
- Организация и проведение календарных, фольклорных праздников. «Масленица», «Праздник русской печки».
- Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.
- Работа над мини – музеем в группе «Русская изба».
Заключительный.
- Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
- Обобщение опыта работы по теме «Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
- Презентация проекта для коллег;
- Выставка атрибутов к народным играм.
- Физкультурный досуг «Старинная народная игра в жизни детей»
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.
Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду
Использованная литература:
- Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
- Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987-240с.
- Народноеискусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во "Российское педагогическое детство", 1999-208с.
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/310-1-0-26888
- Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков. ,1996.-127с.
- Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974-171с.