Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Опубликовано: 18:16:43 12-04-2021

Автор: Яковлева Татьяна Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Сибирячок" г.п.Белый Яр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель Яковлева Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021год

 

 

 

 

Тип проекта

 

Познавательно - развлекательный;

Краткосрочный: 1 месяц (с 01.03.2021г. – по 31.03.2021г.);

Групповой;

 

Участники проекта

 

Воспитатели;

Дети;

Родители;

Музыкальный руководитель;

 Инструктор по ФИЗО;

 

 

 

 

 

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

 

 

Актуальность темы

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. В современном мире, компьютерные игры отодвинули на второй план игры подвижные, хороводные, тем более народные.
     А именно в подвижной игре ребенок  укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
     Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, ребёнку совсем не помешает иметь представление о русских народных играх, песнях. Народные игры -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.
    Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

 

 

 

 

 

Проблема

     Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра.       Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это самое великое чудо, изобретённое человеком.
К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. По мнению многих психологов здоровым может быть назван только тот человек, кто с равным удовольствием умеет не только работать, но также любить  и играть.

  Наблюдение за играми современных детей показывает, что процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское сообщество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование   западных мультфильмов, различных  телевизионных программ.

    Необходимость   приобщения   молодого   поколения   к   национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах,   играх,   песнях,   воспоминаниях,  сохранится   для   потомков.   И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.

 

 

    Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.

 

   Задачи проекта:

  • Познакомить с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.
  • Развить физические качества   –   быстроту,  ловкость,   выносливость   в народных играх.
  • Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному   творчеству,   обычаям,   традициям, обрядам, к народным играм.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

 

 

Прогнозируемый результат:

  • У детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
  • Повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.
  • Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.

 

Этапы:

Организационный.

  • Подборка народных игр в соответствии с возрастом детей.
  • Создание условий для проведения игр в группах (эстетическое оформление физкультурных уголков, рациональность расположения спортивного инвентаря и игрового материала).
  • Создание развивающей среды в группе(изготовление масок для игр);
  • Создание в группе мини – музея «Русская изба», привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
  • Консультация родителей по теме: «Народные детские подвижные игры».

 

Практический.

  • Формирование у детей элементарных знаний и представлений об играх (беседы «В какие игры играли наши бабушки и дедушки» ,«Истории об игрушках»)
  • Создание картотеки народных подвижных игр
  • Изготовление атрибутов для игр.
  • Обучение детей организации народных подвижных игр в свободной деятельности.
  • Организация и проведение календарных, фольклорных праздников. «Масленица», «Праздник русской печки».
  • Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.
  • Работа над мини – музеем в группе «Русская изба».

 

Заключительный.

  • Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
  • Обобщение опыта работы по теме «Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Презентация проекта для коллег;
  • Выставка атрибутов к народным играм.
  • Физкультурный досуг «Старинная народная игра в жизни детей»

Оценка результатов проекта

        По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

   Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду

 

 

Использованная литература:

 

  1. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

 

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  2. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
  3. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

 

  1. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987-240с.

 

  1. Народноеискусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во "Российское педагогическое детство", 1999-208с.

 

  1. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/310-1-0-26888
  2. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков. ,1996.-127с.
  3. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974-171с.

 

 

 

Документы для скачивания:

59129_narodnye igry.pptx
Формат: .pptx

Оставить комментарий: