Методические рекомендации для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянск а Методические рекомендации для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста Разработала: Воспитатель Сергеева Т. Н. 2015 г. Введение Восточная легенда рассказывает, что Создатель сотворил человека единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а другая- женщиной. С тех пор они такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования. Представления ребёнка о «мужественности» и «женственности» и о своём собственном соответствии этим критериям зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Со временная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывает пол как важную характеристику р ебёнка. Анализ лицензированных программ( «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А. , программа «Радуга»1994г. , «Развитие»1994г. ) показал, что дифференцированный подход к воспитанию и обучению девочек и мальчиков не прослеживается. Между тем, серьёзные психологич еские исследования на эту тему ведутся с начала века( И. С. Кон) . Первые в нашей стране забили тревогу физиол оги( Т. П. Хризман 1978 г. ) Хризман Т. П. и Еремеева В. Д. отмечали, что вся система дошкольного воспитания направлена на развитие психики, формирование познавательных и эмоциональных процессов. Педагоги ДОУ развивают самый главный орган психики- мозг и его функции, регулирующие поведение, успешное обучение, творческое развитие личности. И многие педагоги об этом даже не догадываются. Это определило создание новой нейронауки- нейропедагогики- новых научных подходов к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в семье, в ДОУ, в школе исходя из того, что у мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, а следовательно им требуется разные программы обучения. В нынешних условиях становится актуальной проблема половой дифференциации в обучении. Анализ практик показал, что данной теме недостаточно уделяется внимания, подобной информации крайне мало и половые различия не учитываются в процессе подготовки детей к обучению в школе. Сегодня м ожно с уверенностью говорить о половых различиях в анатомическом строении и функционировании головного мозга у детей разного пола. ( М. Ю. Арутюнян, В. П Багрунов, Т. В. Бендас, Т. А. Репина, В. М Русалов, Б. И. Хасан, и др. ) И хотя психологические различия более трудноуловимы, мы замечаем, что мальчики и девочки по- разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность, проявляют агрессию, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи, находят дорогу в неизвестной местности. Девочки начинают говорить и читать раньше, чем многие мальчики и гораздо реже сталкиваются с трудностями в обучении чтению. Среди детей, имеющих низкую способность к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек. В исследованиях также рассматривается различия в уровне физической готовности детей разного пола к обучению в школе. С. В. Зверева проанализировала влияние типа темперамента разнополых детей на степень успешности обучения, представила обобщённый психологичес кий портрет мальчиков и девочек, хорошо успевающих в начальной школе. Как утверждает доктор психологических наук Т. А. Репина, анатомо- физиологические различия между полами обнаруживаются уже в эмбриональный период; под влиянием половых гормонов формируется не только анатомия пола, но и особенности развития мозга. Поскольку разнополые дети имеют различия в физическом развитии, когнитивных процессах, поведении, необходимо это учитывать в работе с ними и использовать определенные подходы. Анатом о- физиологические особенности полов, различия в психических качествах В эмбриональный период у мальчиков и девочек под влиянием половых гормонов уже формируются некоторые особенности развития мозговых структу р( Т. А. Репина) . У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные многоэтапные поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Отсюда можно сделать вывод, что у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению, чем у мальчиков, у которых мозг «созревает» для полноценной учёбы только к восьми годам. Таким образом, мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По исследованиям наших физиологов М. М. Безруких и В. Д. Еремеевой, у 2/ 3 девочек к поступлению в школу уже достаточно развиты графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи, тогда как каждый второй мальчик приходит в школу в состоянии «незрелости», у девочек выявлен более высокий уровень работоспособности и смысловой памяти. В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола, поэтому есть данные о различиях психологических характеристик у мальчиков и девочек. А. Геззел обнаружил, что у мальчиков лучше развита крупная моторика, у девочек- мелкая. Девочки превосходят в скорости арифметических операций, лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики, как правило лучше решают пространственные задачи, лучше ориентируются на местности, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута. У девочек лучше развиты речевые навык и( беглая, ясная речь) , лучше правописание, навыки чтения, память на слова, словарный запас, лучше усваивают иностранные языки, в целом большая склонность к гуманитарным предметам. У мальчиков более развиты способности к точным наукам, выше точность прицеливания. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены. Лучше выполняют задания на различения, на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных. У девочек более развиты перцептивные способности и вербальные, а у мальчиков зрительно- вербальные. Девочки раньше начинают рисовать и делают это охотнее, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. Сенсорная чувствительность у них более восприимчива. Они чаще могут напеть мелодию, имеют более тонкий музыкальный слух. У девочек более точная и прочная зрительная память, они лучше видят в темноте. Эмоциональная сфера более сензитивна, они легче переносят стресс. Багрунов В. П. , В. Г. Каменск ая, В. В Печенков, отмечают, что имеются существенные различия в мышлении: в темпах, стратегиях, переработки и усвоения информации детьми разного пола. Мальчики ориентированы на действие, воспринимают информацию быстрее, не нуждаются в повторении, девочки- на общение, более продуктивно работают в спокойном темпе, повторения им необходимы. Высоки й темп подачи новой информации для мальчиков способен снять многие проблемы с дисципл иной. Особенности формирования различных операций м ышления следующие: у мальчиков лучше развиты пространственно- визуальные навыки, они хорошо работают с картами, схемами, математическими формулами, имеют более развитый внутренний план действий. Девочки при решении даже математических задач используют вербальные средства вследствие более развитых речевых навыков и лучшего словарного запаса. Внимание у мальчиков более подвижное и неустойчивое, более продолжительный период включаемости, период продуктивной работы наступает позже, чем у девочек. Что касается уровня эмоциональности в процессе обучения, надо отметить, что для девочек важна эмоциональная сост авляющая подачи информации для лучшего её усвоения при наличии устойчивых полож ительных эмоций. Для мальчиков же необходим постоянный в течение у рока переход от эмоциональной фазы к информативной, при этом мальчики нацелены на смысл воспринимаемой информации, эмоциональная составляющая может быть умеренной. Уровень адаптивных возможностей у девочек выше, у них преобладают приспособительные реакции. И. А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Ученые также выявили преимущество девочек по избирательной устойчивости, по уровню произвольного внимания. Существенные различия обнаружены еще по одному психическому процессу- памяти. Девочки лучше запоминают материал на слух как отдельных слов, так и предложений и целых рассказов( смысловая память) , а также у них превосходство в запоминании имён и по богатству словесных ассоциаций( это наблюдается у них уже в 3 года) . Ис следования Н. Л. Горбачевской и др. показало, что зрительная память старших дошкольников лучше развита у мальчиков. Вербальный материал — слова, предложения, рассказы- а ктивно осваиваются обоими полами, без этого невозможно существование в обществе. Знаковая информация более соответствует интересам и склонностям мужского пола, но и в её запоминании женский пол оказался сильнее. В исследованиях образной памяти половые различия либо не обнаруживались, либо было превосходство мальчиков. А там, где вместе с изображением надо было запомнить названия, преимущество имели девочки. Таким образом, преимущества женской памяти наблюдается тогда, когда используется вербальная информация. Таким образом, обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что на ранних этапах развития( до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков в интеллектуальном развитии. Очевидно, что дети разного пола имеют определенную специфику в развитии познавательн о- психических процессов, значит должны быть определены и особенности процесса формирования готовности к обучению. При формировании готовности к обучению в школе мальчиков и девочек целесообразно использовать различные методы, средства и формы работы. По данным Хризман Т. И. ( 1989 г. ) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируется и развивается два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций. Следует помнить, что мальчики и девочки имея разное строение мозга, ведут себя по- р азному, поэтому крайне важно в процессе обучения и воспитания учитывать эти различия, помочь раскрыть те уникальные возможности ребенка, которые даны ему своим полом. Гендерный аспект в воспитании и обучении детей предшкольного возраста Так как дети разного пола имеют различия в когнитивных процессах и поведении, в физическом развитии, есть необходимость учёта определенных подходов в работе с ними. В науке «подход» рассматривается как методологическое, логико- гносеологическое образование, отражающее направленность поиска, четких границ которого нет. То есть подход представляет собой комплекс принципов и методов. В данном контексте исследования более всего подойдёт дифференцированный подход в обучении, так как он предполагает создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта особенностей их контингента. Его реализация в образовательном процессе рассматривается как основное средство осуществления индивидуализации образования, под которой понимается ориентация на индивидуальные особенности обучаемого в процессе учебного взаимодействия. Данный подход ориентирован на подгруппу детей, обладающих сходными чертами развития( Г. И. Бабаева, А. З. Бурма, Я. И. Ковальчук, Н. Г. Маркова и др. ) Дифференцированный подход представляет собой форму организации обучения, при котором дети делятся на одинаковые группы, основанные на сходных, типичных проявлениях. Что позволяет педа гогу выстроить процесс обучения, различный по сложности, методам и приёмам. Основания для дифференциации могут быть разны е: уровень развития детей, интересы, психологические особенности, пол и т. д. Последнее из перечисленного менее всего ра зработано в теории и практике вопроса дифференци ации по половому признаку. Хотя, п о мнению Басова М. Я. , именно « влияние пола проходит красной нитью через весь период человека, будучи тесно связан как с ростом и развитием его организма, так и с психическим его развитием». Ориентация на принцип природосообразности делает актуальной проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учёта их психофизиологических особенностей, интересов и интеллектуальных возможностей. Принимая во внимание принцип диффере нцированного подхода, в данной работе считаю целесообразным реализацию данного подхода через деление общей группы детей на две подгруппы, различных по половому признаку в условиях с овместного воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Причём девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в естественных условиях в процессе совместной деятельности они могут накапливать опыт общения с противоположным полом. Здесь не обходимо учитывать особенности каждой девочки и каждого мальчика — т. е. осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку. Определим, какие же особенн ости обуславливают индивидуализацию воспитания девочек и мальчиков. Ж- Ж Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так нельзя их уравнивать. Определенные качества не могут быть принадлежностью того или другого пола, но представители мужского и женского пола должны быть наделены этими качествами в разной степени, поэтому цели, методы и подходы в воспитании должны быть разными. П ринцип индивидуального подхода в предшкольной подготовке детей разного пола предполагает учёт состояния здоровья, особенностей познавательных процессов, личностных характеристик, специфику воспитания в семье и др. В контексте данной работы большее внимание уделяется особенностям конкретной девочки и конкретного мальчика. К особенностям девочек и мальчиков в индивидуальной предшкольной подготовке можно отнести: личностные качества, степень овладения программным материалом, уровень развития познавательных процессов: мышления, речи, памяти и внимания. Эти особенности положены в основу приемов индивидуализации и индивидуальных заданий. В связи с большой наполняемостью детских групп, интенсивностью образовательного процесса индивидуально подходить к каждому ребёнку не представляется возможным, возникает мысль реализации индивидуальн о- дифференцированного подхода( ИДП) . Данной проблемой занимались: в игровой деятельности( В. Л Воронова, Р. И. Жуковская, О. В Солнцева, Я. И Ковальчук, А. Н. Матусик, и др. в обучении( М. Г. Вахова, Л. А. Викат, Л. А. Дикопольская, Я. И. Ковальчук, Л. П. Князева и др. ) в проц ессе нравственного воспитания( А. В. Алексеева, Т. И. Бабаева, Т. И. Белова, В. А. Горбачёва, Н. Г. Маркова и др. ) Для осуществления данного подхода необходимо изучение психических особенностей девочек и мальчиков, пристальное внимание при этом уделяется физиологической, когнитивной и эмоциональной сферам. Также осуществление ИДП требует совершенствования или разработки нового содержания воспитательно- образовательной работы в ДОУ, отбора различных видов деятельности и необходимости пересмотра методов и приёмов работы воспитателя с детьми в рамках данного подхода в зависимости от половой принадлежности ребёнка. Осуществление ИДП также во многом зависит и от профессионализма педагогов: умения диагностировать особенности развития девочек и мальчиков, ; отбирать содержание и приёмы работы по осуществлению предшкольной подготовки; умения организовывать игровую деятельность с учётом особенностей развития разнополых детей; организовывать материально — развивающую среду, отбирать дифференцированный дидактический материал. На основании всего вышеизложенного возникает необходимость рассмотрения следующих понятий: индивидуальность, пол, гендер, половая дифференциация. « индивидуальность»- неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от вс е х других, самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях её жизнедеятельности. Половая дифференциация — совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Пол — термин, который обозначает те анатомо- биологические особенности, на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. «Гендер»- это система межличностного взаимодействия, посредством которого создаётся, утверждается, воспринимается понятие о мужском и женском. ( Исаев Д. Н. , Каган В. Е) . Гендер указывает на то, как мы предста в ляем свой биологический пол в социальном пространстве. Таким образом, обобщая всё выше сказанное, можно сказать, что различия между полами существуют. Эти различия задаются генетически и продолжают формироваться в социально — культурной среде. Таким образом, современное понятие гендера предполагает 4 группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, нормы и идентичность. Гендерный подход в исследованиях сегодня, в обучении и воспитании — это учёт многовариативного фактора пола. Однако, социальный аспект развития должен быть с самого начала ориентирован на пол ребенка, на социально- обусловленные представления о мужчине и женщине, оказывающие мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчиков и девочек. Отсюда проблема учёта психологических особенностей в обучении мальчиков и девочек представляется чрезвычайно актуальной. К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек относятся: чувство общности, взаимосвязанности, сотрудничества, а не соревнования, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, применения их в жизни. В процессе обучения с девочками общаются не так, как с мальчиками. С мальчиками ведут более продолжительные беседы, они получают прямые инструкции, что и как делать, их чаще хвалят, задают более сложные вопросы, требующие работы мышления. У мальчиков более развит зрительно- пространственный интеллект. Все эти и другие отличия должны быть учтены в учебном процессе. Поэтому в процессе личностно — ориентированного обучения очень важен гендерный подход в обучении. Обучение мальчиков и девочек параллельно, но совместно. Роль родителей в половой идентификации ребёнка Семья образует интимный, приватный мир человека, это самая близкая к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит её с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Родители ждут не просто ребёнка вообще. Они пытаются загадать, какого пола он будет. Им очень важно, будет это сын или дочка, потому что, пока он не родился, они представляют его то малышом, топающим рядом, то малышкой, с красивым, пышным бантом. То они видят его или её школьниками, то юношей и девушкой. Но вот он родился. Счастливые родители, которые имеют детей раз ного пола. Ведь уже на первом ме сяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Во все времена родители интуитивно чувствовали разницу в их зарождающейся психике. И немного по- разному разговаривали с сыном и дочкой, используя немного отличающиеся жесты и мимику, по разному пели колыбельные. Специалисты и родители из многодетных семей отмечают, что мальчиков, даже совсем маленьких чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания( отойди, принеси, сделай, перестань. . . ) , а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях( нравится, люблю, грустный, весёлый. . . ) , мальчики на 2- 3 месяца позже начинают ходить, на 4- 6 месяцев позже начинают говорить. Итак, все дети развиваются по- разному. Но, одинаковые результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика и девочку. Да нет одинакового воспитания! Отец и мать по- разному видят и осуществляют воспитание своих общих детей. И именно родители ответственны за половое воспитание своих детей так как только они могут научить их взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей — главный воспитывающий фактор воздействия на ребёнка. « Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок». ( В. И. Кочетков) . Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего, сами должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности( ма скулинности) , и женственности( феминности) . Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких — либо мужских или женских начал ребенка, особенно в криз исные периоды 3- 7 лет и в перио д полового созревания. Отношение родителей к собственному телу во многом определяют нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребенка со своим телом. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передаётся ребёнку. Если родители ведут себя естественно, то ребёнка до поры, как правило, не смущает его обнаженное тело. Ребенок может любопытствовать по поводу телесном различии полов, происхождении детей и т. п. Такое естественное любопытство должно правильно удовлетворяться родителями. Полезно заранее знать ответы на возможные вопросы детей. К сожалению, не существует универсальной « технологии» воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающим полным научным знанием о семье. Вся система полоролевых взаимоотношений и дифференциации полов переживают кризис. С одной сторон ы- дискриминация женщин, с другой — тревога по поводу «феминизации» мужчин, подрыва «мужского» начала в общест ве. Такое несовпадение чаще проявляется в поведении ребёнка и становится предметом обсуждения и оценки со с тороны взрослых и сверстников. Считается, что отцы больше, чем матери строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и играют большую роль в половой идентификации ребенка. Матери относятся к сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по — видимому, одинаково влияют на формирование половой идентификации у ребенка того же пола. Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке её женственные черты, а в мальчике — мужественность. Правильно ориентировать девочку — это значит одевать и воспитывать её в соответствии с полом, развивать интерес к жен ским занятиям и играм, приучать к домашнему труду, развивать женские качества, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, развивать мягкость, справедливость, восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому, приобщать к шитью, вышиванию, вязанию. В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность( тактично направляя) п ринимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери. Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, в которых мальчик мог бы проявить себя как представитель «сильного» пола, приучался бы брать большую нагрузку, ответственность за слабых. Необходимо уделять внимание и физической подготовке мальчиков. А в этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забы вая при этом, что он отец. Перед ребёнком всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, если у ребенка есть свои планы и стремления, свои интересы. Он имеет право на ошибку, учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым своими родителями таким, каков он есть. Родительская забота иногда имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Ребенок тогда вместо благодарности испытывает раздражение. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение. Таким образом, мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя — это что- то особое, своеобразное, иное существо. Родительская любовь — одна из самых больших человече ских ценностей. Она необходима как детям так и взрослым. Правильная, разумная любовь родителей помогает ребенку раскрыть свои способности, найти своё место в обществе, стать личностью. Учёт половой специфики при построении образовательн о — воспитательного процесса в предшкольной подготовке Для того, чтобы процесс формирования готовности к обучению в школе разнополых детей принес ожидаемые результаты, оказался эффективным и максимально полезным как для девочек, так и для мальчиков, педагогу при организации работы в предшкольной подготовке мальчиков необходимо опираться на творческий характер игровых заданий, на визуальн о- пространственные способности, психическую активность. Большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. На занятиях и в режимных моментах стимулировать речевую активность, просить проговаривать свои действия, описывать увиденное, делиться впечатлениями, составлять рассказы, сказки, чаще беседовать с ними, общаться. Для развития речи использовать пальчиковые игры, песенки, сопровождающиеся физическими движениями. Активно привлекать мальчиков участвовать в коллективных играх. Ч аще поручать выполнение ролей, активного речевого общения с друг ими детьми( роль врача, капитана) . Для развития вербальной грамотности мальчиков требуется дополнитель ное время для выражения мысли( 60 сек. ожидания ответа после задания или вопроса) . Для развития внимания надо постоянно вводить новых игровых персонажей, новые, интересные игры и задания. Через игры с правилами можно развивать усидчивость и аккуратность. У мальчиков хуже развит объем кратковременной слуховой памяти, поэтому необходимо включать задания на ее развитие, использовать игровые упражнения, заучивать стихи, тексты, песни, пословицы и поговорки. Мальчики склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах тех или иных устройств, при организац ии занятий это необходимо учитывать. Мальчики настой чивы, но менее исполнительны, хуже себя контрол ируют, важно воспитывать у них исполнительность и умение контролировать себя. В процессе ознакомления мальчиков с художественным и произведениями можно просить их зарисовать возникающие ассоциации, это развивает внимание, воображение, слуховую память. Социальн о- моральное, интеллектуальное и речевое развитие ускоряется в среде, которая дает возможность выбора, движения и активности. Самостоятельные занятия важны для развития интеллекта, поэтому в хорошо ориентированной среде разум тяготится к познанию. Хорошо, когда у детей есть возможность активно подвигаться, самостоятельно решать, кот о рые они поставили перед собой. Для развития образного мышления большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно стимулировать занятия лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием из природн ого и строительного материала и разных конструкторов. Положительная оценка их деятельности побуждае т мальчиков к дальнейшей работе, цикл становится непрерывным. При организации пр едшкольной подготовки девочек необходимо опираться на развитие творческого мышления, поощрять стремление к поиску, активизировать творческие способности и воображение, так как девочки лучше всего работают по образцу, шаблону, алгоритму. У них следует развив а ть пространственные способности, умение воспринимать знаковую информацию. Активизировать мышление девочек можно так: обсуждать варианты решения задания или задачи, знакомить с разными решениями одной и той же проблемы. Обращать внимание на развитие зрительной памяти, используя настольн о- печатные игры, дидактические игры типа « Что изменилось? ». Увеличивать объем работы с числовым материалом, счетом, решение элементарных математических задач на занятиях, на прогулке, в игре. У девочки хорошо развивается мышление в спокойной, речеориентированной среде. Также необходимо развивать эмоционально- волевую сферу. Это умение произвольно управлять собой. Для девочек очень важны положительные эмоции для поддержания дальнейшего интереса к обучению и побуждению к дальнейшим действиям. Важна, если учебный материал подается эмоционально окрашенный. Девочки схватывают новое легко, но затрудняются в соотнесении с ранее имеющейся информацией. Нужно закреплять и обобщать знания и умения. В работу необходимо включать формирование учебн ой мотивации, т. е. воспитание глубокой мотивации, которая будет побудительной причиной их стремления к знаниям. Здесь надо связывать интерес к знаниям с игрой. В процессе игры мы развиваем способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. При развитии интеллекта девочкам соревновательные формы работы лучше не включать, иначе это вызовет тревожность, затормозит процесс анализа и обработки информации. Лучше для них формы работы с акцентом на взаимопомощь. Похвала не побуждает девочек к дальнейшей работе, с получением положительной оценки они как правило успокаиваются, цикл интереса к занятию заканчивается. При организации работы по предшкольной подготовке нужно учитывать уровень работоспособности детей разного пола. Девочки обычно сначала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Всвязи с этим педагоги строят занятие так, чтобы самый трудный материал пришелся на пик работоспособности. И ориентируются они обычно по девочкам. Мальчики врабатываются долго, и когда они достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать, педагог снижает нагрузку, занятие входит в другую фазу. Ключевой для занятия материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают. В данной разработке была проанализирована научная литература по данной теме, где были рассмотрены и изучены анато мо- физиологические особенности детей разного пола, их различия в познавательно- психических качествах, гендерный аспект в воспитании и обучении детей предшкольного возраста, влияние родителей на половую идентификацию ребенка в выявлены существенные различия в когнитивной- п ознавательных процессах, в поведении, физическом развитии. В связи с этим есть необходимост ь учета половой дифференциации при построении образовательн о- воспитательного процесса. Работа с разнополыми детьми требует от педагога большого профессионализма, грамотности при построении занятий и подготовке учебного материала, выборе темы, особенностях подачи данного материала в подгруппах мальчиков и девоч ек. Учета всех тех особенностей, которые есть у разнополых детей. Работа должна вестись в гетерогенных группах с разделением данной группы на подгруппы мальчиков и девочек( гомогенных) . Также в данной работе были выявлены особенности организации работы по подготовке разнополых детей к обучению в школе, определены педагогические условия формирования готовности к обучению в школе детей разного пола, сформулированы положения об учете половой специфики при выстраивании образовательного процесса в предшкольной подготовке разнополых детей. Таким образом, можно смело утверждать, что при успешной организации работы с детьми с учетом половой специфики в предшкольной подготовке, при создании специальных педагогических условий формирования готовности к школьному обучению мальчиков и девочек будут достигнуты хорошие результаты, а именно высокий уровень предшкольной подготовки детей разного пола. Рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности мальчиков и девочек. Дидактические упражнения для мальчиков. « Слушаем тишину» цель: развитие слухового внимания. В течение 3 мин. слушать тишину, затем обсуждать, кто, что услышал, в каком порядке. « Жил был кот» цель: развитие слуховой памяти, воспроизвести информацию без искажения. Составление ряда определений к существительному. Каждый участник повторяет весь предыдущий ряд, добавляя своё определение. Например: Это был красивый кот? Это был красивый, пушистый кот? Это был красивый, пушистый, зеленоглазый кот? и т. д. Могут быть разные варианты, напр. : « Бабушка испекла пирог, это был. . . » «Что мы делаем? » цель: Учить правильно употреблять глаголы в речи. Описание: Педагог шепотом дает задание ведущему, который пантомимой изображает соответствующее действие, не произнося ни слова. Задача уч- ко в- отгадать действие. Кто правильно расскажет, тому и водить. «Нарисуй картинку палочками» цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зрительных образов. Ход: Педагог предлагает детям изобразить фигурки животных, людей, предметов с помощью счетных палочек. « Определение понятий» цель: использование применения отвлеченных категорий при включении данного понятия в систему более общих понятий. Оборудовани е: ряд слов, обозначающих разные понятия. Ход: педагог предлагает детям ответить на вопрос: « Что такое. . стол? ». Варианты: дружба, верность, землетря сение и т. д. « Запоминаем вместе» цель: развитие слух. Памяти. Один ребенок называет предмет, второй повторяет слово и добавляет своё, третий ребенок повторяет два слова первых и добавляет третье и т. д. «Кто, что слышит? » цель: Развитие слов. з апаса и фразовой речи. Оборудовани е: ширма, разные звучащие предметы описание: педагог за ширмой производит звуки разн. предметами, дети отгадывают, каким предметом произведен звук. Звуки д. б. четкими и контрастными. « Назови предмет». Цель: Развитие мыслит. о пераций синтеза. Называется ряд признаков предмета. Дети мысленно объединяют их и называют этот предмет. Напр. : упругий, круглый, красный( мяч) «Слова» цель: развитие слух. п амяти. Внимание: Слон, заяц, телевизор, курица, шарф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! « Четыре стихии» цель: развитие внимания, связ. с координацией слух. и двигат. анализаторов. Педагог договаривается, что если он скажет слово «земля» то все опустят руки, если «вода»- р уки вперед, если «воздух»- руки вверх, если « огонь»- вращение руками в локтях. Кто ошибся- проиграл. « Путешествие в сочинялку » цель: учить сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, использовать выразительную речь. Педагог начинает рассказ, дети продолжают, при затруднении взр- й задает наводящие вопросы. « Инопланетяне» цель: развитие связной речи Ребенок должен рассказать инопланетянам понятнее и короче, что такое: карандаш, стол, книга, игрушка и яблоко. « Составление предложений» цель: формирование мыслительной операции синтеза. Педагог называет любые три слова, не связанные по смыслу. Ребенок должен состав ить как можно больше предложений с этими словами. Примеры набора слов: море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; мяч, небо, цветок; и т. д. . «Найди сходство- отличия » цель: формирование мыслительных операций сравнения и синтеза оборуд- е: 2 предмета, изображения предметов, среди которых только 2 одинаковых. Ход: педагог показывает 2 предмета и предлагает найти признаки, которые у них общие, и наоборот, 2предмета- найти призна ки их отличия, ребенку предлагается отыскать 2 одинаковых предмета среди нескольких игрушек или среди нескольких игрушек найти предмет, отличающийся от других. Объяснить. « Придумай загадку» д/ мальчиков( о конфетах, ягодах. ц ветах) цель: Развитие речевого творчества, подбирая точные образные слова для описания предмета. Дидактические упражнения для девочек « Комбинирование» цель: развитие гибкости мышления. Придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геом. Фигуры( круг, квадрат т. д. ) «Встаньте те, кто. . » цель: развитие навыка выделения определённы х признаков, отвлеченных от остальных. Сидя в кругу, одного стула не хватает. Педагог предлагает встать и поменяться местами тем, у кого голубые глаза и т. д. Ведущий тот, у кого не хватило места. Варианты: длинные волосы, младший брат, у кого есть друг и т. д. « Выложи кружки в той же последовательности» цель: увеличение объема внимания и развитие памяти. Пять разноцветных кружков выкладываются, дети повторяют в той же последовательности. «Говорящие рисунки» цель: развитие навыков использования схематизации вербального материала. По серии рисунков составление целостного рассказа. « Найди одинаковые » цель: выделение признаков объекта при отвлечении от остальных. Дети смотрят вокруг себя и должны увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, материала: предметы, названия кот. начинаются с заданной буквы и т. д. Это может быть детское лото, с южетные картинки. Выигрывает тот, который назвал предмет последним. «Запомни картинки» цель: развитие зрит. п амяти 16 карточек перекладываются, запоминаются в течение 1 мин. и ребенок перемешивает и восстанавливает порядок. « Угадай, какой буквы не стало» цель: развитие памяти, объема вн имания Любые 8 букв лежат на столе в разной последоват- ти, ребенок в теч. 10 сек. запоминает, закрывает глаза, затем определяет, какой буквы не стало. « Сгруппируй буквы» цель: развитие зрительного анализа. Надо сгруппировать одинаковые буквы: по названию, жирным шрифтом, строчные, печатные, и т. д. « Как это можно использовать» цель: развитие гибкости мышления Предлагается найти большее число вариантов использования какого- либо предмета. «Рисуем по памяти узор» Ц ель: р азвитие зрит. памяти, внимания, мелкой моторики. Ребенок 2 мин. смотрит на узор воспроизводит его по памяти. «Спрятанная игрушка» цель: Умение соотносить схему с реальным пространством. Прячется игрушка, отмечается ее местонахождение на карте группы, дети ищут, потом сами могут прятать игрушку. «Недостающие картинки» Надо подобрать 8- 10 пар картинок, связанных по смыслу, разложить попарно. Педагог убирает левый ряд, ребенок называет недостающие в правом ряду картинки. « Перевертыши» цель: создание образов на основе фрагментов изображения ход: педагог показывает фрагменты геом. ф игур или линий и предлагает создать целостное изображение, затем переворачивает исходный фрагмент на 90 градусов и снова предлагает закончить рисунок, затем снова переворачивает и т. д. Анкеты для девочек и мальчиков с целью выявления доминирования учебных мотивов у детей разного пола примерные вопросы для анкеты: Чем ты больше всего любишь заниматься в детском саду? Какие занимательные дела в детском саду тебе больше всего нравятся? Хочешь ли ты пойти в школу? ( объясни, почему да или почему нет? ) Как ты думаешь, для чего человек ходит в школу? Как ты думаешь, чем ты будешь заниматься в школе каждый день? Какой ты представляешь себе свою первую учительницу в школе? Как по- твоему, кто такой учени к( ца) ? Что отличает ученик а( цу) от обычного ребенка? Что ты прежде всего ждешь от занятий в школе? Тесты на определение уровня подготовленности к учебной деятельности мальчиков и девочек. Примерное содержание и условия школьного обучения мальчики девочки 1. учебная мотивация: * правильное представление о школе и учении* положительное отношение к школе* опыт учебной деятельности 2. принятие учебной задачи* принимает, понимает задачу* принимает, но не понимает задачу* не принимает, но понимает задачу* не принимает и непонимает задачу. 3. вводные учебные навыки* речевые знания и умения( буквы, анализ слова, фразы, сл. запас, фонем. слух, зкр математич. знани я( счет, состав числа, формы, простр. предст- я* навыки учебной работ ы( посадка за столом, способ держания ручки и т. д. 4. уровень графических навыков( лепка, пальчиковые игры, движение с мелкими предметами и т. д. 5. уровень обобщени й( использование обобщ- х слов и понятий) и т. д. 6. Уровень образного мышления( группировка, сходства и различия сложн. графич. изображений и т. д. ) 7. вербальная механическ ая памят ь( выполнение последовательнос ти операций, которые надо запомнить и выполнить) 8. произвольная регуляция деятельност и( выполнение действий с заданными нормами) 9. уровень обучаемост и( усвоение новых знаний) Различия в познава тельно- психических процессах у детей разного пола. Познавательно- психические процессы мальчики девочки речь Словарь богат глаголами и междометиями, частое использование побудительных предложений, чем повествовательных, низкая беглость речи, медленный рост активного словаря, употребление небольшого числа существительных и прилагательных. Частое использование вербальных средств общ- я, более развиты речевые навыки, высокий словарный запас, раньше начинают читать, пользуются сложными граммат. конструкциями, и х речь предметно- оценочная память зрительная слуховая внимание Неустойчивое, подвижное, п родолжительный период включения в продуктивную деятельность Высокий уровень произвольного внимания Эмоциональная сфера Чередование эмоциональной фазы и информативной, эмоциональная составляющая умеренная Высокий уровень эмоциональности в подаче учебной информации. Ярче выражают сочувствие к человеку, у них выше сопротивляемость к стрессу, гибкость и адаптация к новым условиям. восприятие Лучше решают пространственные задачи, ориентируются на местности, быстрее воспринимают новую информацию Лучшее восприятие знаковой информации и изображений Мышление, операции мышления Абстрактное, «несловесное», отвлеченное, присутствует логика при решении ариф. задач. Лучше развиты зрительно- вербальные способы, низкая чувствительная сенсорика, не нуждаются в повторениях. Лучше развиты пространственно- визуальные навыки, При решении математических задач используют вербальные навыки, перцептивно- вербальные способности мышления, высокая сенсорная чувствительность, необходимы повторения информации Рекомендации для родителей будущих первокласснико в( ц) Ваша доч ь- школьница Поступление ребенка в школу — большое событие для него и его родителей. Став школьницей, девочка включается в систему общественных отношений, что обычно ей импонирует. Она принимает на себя конкретные обязанности — добросовестно учиться, обретает права школьницы. С появлением школьницы верным помощником и союзником для родителей может стать учитель, поэтому задача родителе й- установить с ним деловые контакты для решения актуальных задач воспитания. В семье необходимо создать условия для занятий и отдыха школьницы, осознавая, что для начинающей школьницы учение это серьезный труд, нелегкое и ответственное дело. Здесь необходимо интересоваться успехами, вникать в затруднения, оказывать помощь советами, разъяснениями, дополнительными упражнениями. Будут полезны всевозможные обучающие и другие игры, пособия, приобретенные и сделанные совместно с ребенком. Необходимо развивать самостоятельность, расширять кругозор, поощрять познавательную активность беседами, совместным чтением, экскурсиями. Девочкам необходимо рассказывать и показывать, как нужно поступать в том или ином случае, и затем напоминать об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует воздействию таких методов. Целесообразно применять поощрения, похвалу, разрешение на развлечения, желанный подарок. Не исключены в необходимых случаях и наказания: замечания, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний к ним требует особого такта и осторожности. Конечно, совершенно исключены физические наказания, унижающие достоинства и наказуемого и наказывающего. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, вызывают у ребенка страх, стремление скрыть проступок, приводят к отчуждению, иногда к физическим или психическим травмам. Ваш сын — школьник Поступление ребенка в школу — большое событие для него и его родителей. Мальчик и- школьники более подвижны, раскованны, менее усердны, терпеливы и дисциплинированны. Им меньше свойственно прилежание. Мальчиков интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности( дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п. ) Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, охотно занимаются физическим трудом, склонны к преобразующей деятельности. Менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. В силу половых особенностей мальчиков воспитывать несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки, а также правонарушения( хулиганство) . Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем на супружеской жизни. Литература: Абраменкова В. В. Социальная психология детства: р азвитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М: Московский психолого- социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003г. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М. , 2006 Арчер Половые роли в детстве: структура и развитие\ \ Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 2004 Аудариня А. , Путниньш М. Откуда берутся дети? , М. , 2002 Еремеева В. Д. , Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. - СПб, издательство «ТУСКАРОРА», 2003г. Кон И. С. Ребенок и общество. - М. 2003г. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Уч. Пособие. - М, 2007 Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. - М. Педагогика, 2008 Петровский В. А. Прозументик О. В. Интерсубъективный подход в становлении полового самосознания старших дошкольников\ \ Совершенствование качества дошкольного образования в пермской области. Пермь, 2003 Репина Т. А. Проблема половой социализации детей. М. ; Воронеж, 2004 Репина Т. Мальчики и девочки: Две половинки? \ \ Обруч №6. - 2004 Рылеева Е. В. Вместе веселее! Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников. - М. : Линка ПРЕСС, 2003 Иванова Т. И. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Старшая группа. ит д« КОРИФЕЙ », Волгоград, 2008г. Иванова Т. И. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Подготовительная группа. и тд «КОРИФЕЙ», Волгоград, 2008г СеменоваЛ. Э Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста. М. , 2006 Терещенко М. Н. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению\ \ Нач. Школа плюс до и после. М. , 2007 Терещенко М. Н. Деятельность педагогов по подготовке детей разного по ла к обучению в школе. формирование профкомпетентности буд. Педагога в условиях модернизации обр- я. м атериалы науч. - практич. Конференции. Самара, 2007 Терещенко М. Н. Готовност ь ребенка к обучению в школе психолого- педагогическая пр облема\ \ Вестник Южно- Уральского университе та. Челябинск, 2006 Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста — М. : Сфера, 2006. - 96 с. - ( Программа развития) . Автореферат Диагностика психологической готовности к школе. СПб, 2011 Вершинская И. Ю. Дипломная работа Психологическая готовность ребенка к школе. Мин. Образования, 2003 Статья: Особенности формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе детей разного пола. Каменская В. Г, Клопова В. И. , М, 2010 Статья: Девочки и мальчики — два разных мира. Психолог Академии семейного обр- я Вигриянова М. Р. , СПб 2011 Статья: Условия формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе детей разного пола. Маркова А. К. , Т. А. Матис, А. Б. Орлова, М. , 2011 Статья: Психодиагностическая методика определения степени готовности ребенка к обучению в школе( Венгер Л. А. , Витцлак Г. , Гуткина Н. И. , Кравцова Е. Е. и др. ) М. , 2005 Статья: Абраменко В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе\ \ Вопросы психологии, №5. 2002 Статья: Гендерный подход в подготовке детей к школе. Р. И. Латыпова, ст. преподаватель кафедры дошкольно го обр- я Института развития образовани я, республики Татарстан, к. п. н. , 2011 Статья: Современные аспекты подготовки детей к школе в условиях детского сада. Лаврентьева М. В. , М, 2010 Школа начальников. Раздельное воспитание: за и против. \ \ Обруч. - №6. - 2003 Стрелова М. Раздельное воспитание: Раздельное воспитание: за и против\ \ Дошк ольное воспитание. - №4- 2009