a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей" В пустых стенах ребенок не заговорит".

Автор: Алямкина Галина Ивановна Опубликовано: 2021-04-13 10:47:09

Документы для скачивания

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровыми материалами. На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, то есть полноценное развитие ребенка дошкольного возраста будет успешно формироваться в условиях развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную игровую, двигательную, творческую, продуктивную и речевую деятельность ребенка.

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО. Организовывая предметно-развивающую среду, в своей группе, учитываю возможность установления оптимального контакта детей с детьми и с взрослыми, необходимость создания условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии с желаниями, настроениями, возможностями детей, возможности построения непересекающихся центров активности, которые позволяют детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

         Особое внимание уделяю предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали  речевую  активность детей.  Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

 Исходя из проведенного мониторинга речевого развития детей группы, поставила перед собой следующие Задачи:

1.Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно — речевой деятельности.

2.Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников. 3.Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.

 

И придерживалась следующих принципов:

Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».

Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «спортивный».

Принцип «стабильности — динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».

Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, развивает устную речь.

 С целью создания эффективно развивающей предметно-

пространственной среды в группе созданы следующие игровые центры:

‒ центр речевой активности

 ‒  центр изодеятельности   

‒ театральный центр

 ‒ центр экологии  

 ‒ центр  сюжетно-ролевых игр

‒ физкультурно-оздоровительный центр

‒ центр строительных материалов

 В речевом центре находятся: 1. Игры для развития речевого дыхания. Правильное дыхание — залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка. В этом центре мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Катись, карандаш», «Воздушный шарик», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Подуй в дудочку», «Ветерок». Также дети очень любят играть в «Футбол», но гол здесь нужно забить не ногами, а воздушной струёй. Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: «Профессии», «Кто, где живет?»; «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа». Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа, а затем и сам рассказ. В речевом центре находятся дидактические игры для обучения грамоте:  «Найди себе пару»; «Чтение по слогам», «Я учу буквы»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один — много», «Многозначные слова»,  «Придумай слова со звуком»; «Цвет и форма», «Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино. Работа в этом центре способствует развитию всех сторон речи.

В центре художественного чтения представлены любимые детские сказки и рассказы,  а также иллюстративный материал.

Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду и  специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на речевое развитие детей. На литературном материале дети усваивают сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт. Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.

 Театральный центр.  С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра (настольный,  кукольный).  В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом центре способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная, а также диалогическая и монологическая речь.

 Центр строительных материалов мы также используем для речевого развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Проводим такие игры, как, «Профессия строитель», Строим город», «Построй гараж для машины». При помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развиваем умение детей составлять творческие рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под)

Центр экологии  содержит календарь природы,  материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать получают новые знания о предметах и явлениях. В уголке природы продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого,  словаря,  проявлений интереса к смыслу слов.

Уголок изодеятельности   Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском рисунке, лепке, аппликации. Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги. Дети выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом центре способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

 Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и  способствуют развитию органов дыхания, что оказывает огромное влияние на развитие речевого аппарата ребенка. В нашей картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, как, «Два Мороза», «Мы — весёлые ребята», «Краски», «Почта». Данные игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.

 Для центра «сюжетно— ролевых игр» мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Поликлиника», «Семья», «Магазин», «Школа», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером — сверстником, партнером — взрослым. Уголок «Школа» Здесь мы помогаем детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Способствуем формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе. Учим строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Проводим беседы о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. В процессе игры дети комментируют собственные действия, что содействует закреплению и развитию грамматического строя речи, обогащению словаря и совершенствованию разговорной речи Уголок «Поликлиника» В игровом уголке «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинский халат. Здесь воспитываем чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Разыгрываем такие ситуации, как «На приеме у лор-врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др. Всё это помогает формировать представление об окружающей среде у детей, умению общаться, обогащать словарный запас словами профессионализмами, развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи. Уголок «Семья» В сюжетно-ролевом уголке «Семья» решаем игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Во время игры особенно важно ребёнку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ним свои действия. Всё это служит развитию связной речи, ее выразительности, эмоциональной окрашенности. 

В своей работе по данному направлению в рамках образовательной области «Речевое развитие» проводила консультацию для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка». Работа с родителями, направленная на формирование речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах по  речевому развитию использую традиционные формы работы, проведение родительских собраний провожу опрос, анкетирование.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию детей — это проведение речевого театрализованного праздника в виде утренника или развлечения с участием родителей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. В практике нашего детского сада оказались очень плодотворными и интересными выставки, проводимые совместно с родителями («Осенняя палитра»,  «Мы любим наш детский сад», «Россия — Родина моя»).

         Тесно ведется работа с логопедом по выявлению и исправлению конкретных звуков у детей, это дает хороший результат по исправлению и постановки звуков речи.

 

 Подводя итог, можем сказать, что  предметно — развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности.В речи детей существует множество проблем и правильно организованная предметно-развивающая среда создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности, способностей, овладению способами деятельности. Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.

Оставить комментарий: