a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Особенности организации аппликации из природных материалов с детьми дошкольного возраста»

Автор: Саковец Екатерина Владимировна Опубликовано: 2021-04-18 09:58:22

Документы для скачивания

Из опыта работы воспитателя детского сада. Аппликации из природного материала Особенности организации аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 14» Саковец Екатерины Владимировны. Позвольте представить мою работу «Особенности обучения дошкольников старшей группы аппликации из цветов и листьев( природный материал) ». Цель моей работы:  изучить особенности обучения, возможности развития и активизации образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликации. Для осуществления обозначенной цели служили следующие  задачи: - изучение педагогической и методической литературы по теме исследования; - изучение методов и приемов работы; - подборка конспектов занятий по теме исследования. Объектом данного исследования  стал процесс обучения старших дошкольников аппликации из природного материала. А  предметом исследования  соответственно- методы и приемы обучения детей старшей группы аппликации из цветов и листьев. Современные педагоги отмечают большое значение использования природного материала в развитии образного мышления детей дошкольного возраста. Вместе с тем, потенциал природного материала может быть раскрыт лишь при умелой и продуманной организации работы детей с этим материалом, под руководством взрослого: педагога, воспитателя или даже родителя. Процесс развития умений и навыков в аппликации из природного материала у детей должен проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: - наличие материала для проведения занятий; - обучение технике аппликации из цветов и листьев; - создание для детей благоприятной эмоциональной и психологической обстановки; - соответствующая мотивация к творческой деятельности; - индивидуальный творческий подход к каждому ребенку, продукту его творчества. Во все времена люди украшали цветами и растениями свои праздники и повседневную жизнь, потому что растительный мир прекрасен многообразием красок и совершенством различных форм. Любители растений стремились непосредственно изучать каждое растение, чтобы получить полное представление о нем. Но сорванное растение быстро увядает, а если же умело засушить растение, то его можно сохранить надолго. В ходе работы было важно изучить литературу, посвященную этой теме. Работая с ней, я поняла, какая роль отводится природному материалу в развитии детей дошкольного возраста. В процессе ее изучения, для меня стал насущным вопрос сбора и засушивания цветов и листьев, так как для этого существует своя специфика: листья деревьев можно засушивать, закладывая их в старые журналы или перекладывая газетами, а затем держать их под прессом. Цветы же требуют особого подхода в засушивании – под каждый лепесток подкладывается ватка, чтобы сохранялась их форма, или же они держатся в растворе глицерина, чтобы были эластичными, и их можно было бы наклеивать целыми на бумагу. Большие цветы разбираются на лепестки и засушиваются как листья деревьев. Также для сбора и засушивания растений, для работы с ними требуются разнообразные материалы и инструменты: вата, газета, калька, ножи, резаки, пинцеты, разнообразный клей и др. Аппликации из природных материалов могут быть нескольких видов: 1. накладная( листья накладываются друг на друга в несколько слоев) ; 2. силуэтная( обрезание листочков для создания образов) ; 3. модульная( мозаичная – чешуя рыбы, хвост петуха…) ; 4. симметричная( отражение в воде) ; 5. ленточная( хороводы цветов, бабочек и т. д. ) . Накладная аппликация: Силуэтная аппликация Модульная аппликация: Симметричная аппликация Ленточная аппликация Соответственно и технические приемы в работе с этим материалом тоже разнообразные. Формы работы с природным материалом могут быть коллективными и индивидуальными и включать в себя процесс собирания породного материала, изготовление различных аппликаций. Для максимального эффекта воздействия природного материала на развитие детей требуется целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. А всего этого можно достичь, если использовать разнообразные приемы и методы обучения: рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения, объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ о творческой работе, самооценка и беседы, дидактические игры и многие другие. Детям необходимо предоставлять возможность подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями и цветами. Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец:  из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом, а затем старательно повторить его. Последовательность здесь такова: 1. Обратить внимание с какой стороны намазывать клеем лист. 2. Лист намазывать будем на отдельном листке бумаги или на газете. 3. На лист выдавливаем только капельку клея, а затем ее размазываем по всему листику. 4. Приложить листик к картону и прогладить его от центра к краям. 5. Немного его придержать, чтобы он схватился. 6. Если выступили излишки клея, лучше сразу их убрать промакивающими движениями. Но, если идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей и возникают элементы творчества. Далее  структура занятия по аппликации из листьев и цветов усложняется и представляет собой следующие части: Вводная часть. Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова, игровые моменты. Именно в водной части происходит мотивация детей. Основная часть( практическая) . Как только ребенок научился простым манипуляциям, включаем его фантазию и воображение. Придумываем тему. Составляем композицию. Последовательность действий изменится: - подготовка материала, его выбор; - выбор рисунка для аппликации; - выбор положения материала, создание эскиза; - выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов; - техника выполнения работы различными способами. Заключительная часть П роисходит сравнение работ, похвала. Затем перед воспитателем встает вопрос:   как сохранить работы детей? Прежде всего, сразу после изготовления, накрыть работу бумажной салфеткой, потому что, если вдруг на работе остался клей, то такую салфетку легче снять, не повредив при этом картину. Затем положить под пресс до полного высыхания. Конечно, лучше всего такие работы хранятся под стеклом в рамке. Другой вариант: накрыть сверху бумажной салфеткой, положить в папку. Папку положить между книгами или журналами. А как же осуществляется процесс работы над композицией? Сначала составляем из листьев композицию на цветном картоне. Дальше повторяется последовательность, рассказанная ранее. В конце можно прорисовать мелкие детали фломастером или вырезать их из цветной бумаги и затем приклеить на листья( например, глаза, нос) . В работе над аппликациями из природных материалов взрослый выступает в роли организатора: можно напомнить ребенку последовательность действий, помочь составить детали, наклеивать их. А больше стремиться к тому, чтобы ребенок действовал сам. Для этого, используя подготовленный набор для поделки, придумывается новое сюжетное решение. Работая над плоскостной аппликацией, выясняем, из каких материалов изготовлен образец, какой формы можно выбрать листья для головы бабочки, или хвоста рыбки. Ставим задачу- предложить план и последовательность работы. После объяснения и подбора растений дети выкладывают образ и наклеивают на фон. Схема методики проведения занятий примерно такова: 1. Вступительная беседа воспитателя о материале( например, о листьях или цветах) , с которым предстоит работать. Рассказ сопровождается показом данного материала. 2. Сообщение темы и показ образца аппликации. 3. Анализ образца и показ приемов создания аппликации. Здесь используются возможности детей анализировать образец, стремление к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом. 4. Изготовление аппликации. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования аппликации, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий. 5. Анализ готовой работы, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей. 6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов. Подготовка к занятию. Подготовка будет включать следующие пункты: 1. Занятие предполагает наличие клея( обычно используется клей ПВА, т. к. он не оставляет после себя каких- либо заметных следов, то есть почти прозрачный после высыхания) , поэтому желательно рабочее место застелить бумагой, для предохранения столов. 2. Кисточка для приклеивания больших листиков, пластиковая тоненькая( диаметром не более миллиметра) палочка для нанесения малого объема клея. 3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей, так как листья достаточно хрупкий материал и в руках часто ломаются, да и сами руки остаются чистыми от клея. 4. Ножницы- желательны не тугие и с прямыми концами. 5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная. Не сложные аппликации выполняют без эскиза. А аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняются по эскизу. Эскиз к будущей работе делается карандашом и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Аппликация не усложняется излишними, а также мелкими деталями, так как в их изобр ажении трудно добиться точности. Наиболее простой, будет составление аппликации из целых форм растений, где можно выполнить несложные миниатюры, например морковь из листа ясеня и зелени моркови, репу из листа тополя и травы медвежье ушко. Из целых форм растений можно составить и сложные композиции букетов. Начинают с составления контура композиции- раскладывания элементов, обрамляющих картину. Для этой цели хороши ажурные растения: зонтичные, папоротники; они придают аппликации легкость, воздушность. Далее заполняют внутреннюю часть картины. Укладывают растения от краев к центру. При этом необходимо следить за тем, чтобы нижняя часть каждого растения была прикрыта верхней частью следующего, т. е. образовывалась чешуя. Закреплять сразу на фоне не стоит. Если композиция составлена удачно, правильно, приступаем к закреплению растений. Одному воспитателю трудно организовать работу по сбору необходимого материала, его заготовке, а также выполнению аппликаций из цветов и листьев, поэтому для этой цели привлекаются родители детей. Использованная литература 1. Агапова И. А. , Давыдова М. А. Аппликация. – М. : Лада, 2009. – 192с. 2. Гульянц Э. К. , Базик И. Я. , Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1984 3. Давыдова М. А. Игрушки и подарки из природного материала. – М. : Дом, XXI век, 2008. – 225 с 4. Дубровская Н. В. Большая книга аппликаций из природных материалов. - М. : Астрель, Сова, 2010. 5. Новикова И. В. Аппликации из природных материалов в детском саду- Академия развития 2008, 80с 6. Плотникова Г. «Поделки из засушенных цветов и листьев» РИПОЛ Классик, 2012, 200с. 7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений Константина Дмитриевича Ушинского в Электронной библиотеке НПБ им. К. Д. Ушинского.

Коментарии
Алдошина Дарья написано 2021-04-18 09:59:41
Статья актуальна на данный
Ответить
Алдошина Ирина Владимировна написано 2021-04-18 10:03:32
Очень понравился опыт работы. Все разложено по полочкам, описана как сама методика, так и практические действия!
Ответить
Алдошина Дарья написано 2021-04-18 10:01:18
Статья актуальна на данный момент. Эта работа поможет воспитателям применить ее в развитии творческого начала дошколят. Молодец!
Ответить

Оставить комментарий: