«Организация исследовательской деятельности в средней группе».
Документы для скачивания
«Организация исследовательской деятельности в средней группе». Сообщение из опыта работы воспитателя МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 14» Саковец Е. В. Великий китайский философ, мыслитель Конфуций кун Цзы сказал: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важн ейшие черты детского поведения. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями( «как? », «почему? », «зачем? ») , пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а, самое главное, самовыражаться. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно- речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи( умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи) . В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы( цвет, форма, величина: мнётся- ломается, высоко- низко- далеко, мягкий- твёрдый- тёплый и прочее) . Основной целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач: • Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе. • Развитие наблюдательности — главной черты исследовательского типа мышления. Дети должны не просто фиксировать образ предмета. Важно научить их подмечать особенности объектов( внешнего вида или характера взаимодействия с другими предметами и явлениями) , которые иногда проявляются в определённых условиях. Создание подобных условий с целью выявления свойств объекта или их изменений — это и есть опытная деятельность. • Формирование умения самостоятельно обозначать проблему/ вопрос и выдвигать гипотезы для изучения в практической работе. Эта задача является общей для развития у ребёнка исследовательских качеств и для совершенствования речевых навыков. В средней группе проговаривание становится обязательным сопровождением всех этапов экспериментирования. • Создание позитивной и дружеской атмосферы в группе, формирование умения работать в коллективе. В условиях нашей группы используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: во- первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в- третьих, они практически безопасны; в- четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. По способу применения эксперименты делятся на: демонстрационные, фронтальные, однократные, циклические( цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д. ) . Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность( например, при использовании горящей свечи) . Положительные стороны демонстрационного метода: 1. Практически исключены ошибки при проведении опытов. 2. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний. 3. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины. 4. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций. 5. Проще решаются вопросы гигиены. Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны: 1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали. 2. Каждому ребенку объект виден под каким- то одним углом зрения. 3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон. 4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного( зрительного) , реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы. 5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия. 6. Сведена до минимума инициатива детей. 7. Затруднена индивидуализация обучения. Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы». Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут: - хорошо видеть мелкие детали; - рассмотреть объект со всех сторон; - использовать для обследования все анализаторы; - реализовать заложенную в них потребность к деятельности; - работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков. - эмоциональное воздействие фронтальных игр- экспериментов намного выше, чем демонстрационных; - процесс обучения индивидуализирован. Слабые стороны фронтального метода: 1. Труднее найти много объектов. 2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком. 3. Труднее установить контакт с детьми. 4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей. 5. Повышается риск ухудшения дисциплины. 6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций. Содержание опытно–экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков п едагогического процесса. 1. Непосредственно- организованная деятельность с детьми( плановые эксперименты) . Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 2. Совместная деятельность с детьми( наблюдения, труд, художественное творчество) . Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объе кт в пр оцессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 3. Самостоятельная деятельность детей( работа в лаборатории) . 4. Совместная работа с родителями( участие в различных исследовательских проектах) . В детском экспериментировании следует придерживаться следующей структуре: 1. Выделение и постановка проблемы( выбор темы исследования) . Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины. 2. Выдвижение гипотезы было таким – обладает ли дерево различными свойствами? 3. Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы( игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д. ) . По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок. 4. Сбор материала: Сначала решили выяснить- откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили, из каких основных частей состоит дерево. 5. Обобщение полученных данных. 6. По результатам проведённого исследования делаем вывод: Дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте. Возраст 4–5 лет — время перехода к осознанному экспериментированию. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников — практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования: ставится проблема; выдвигаются варианты её решения( этап целеполагания) ; озвучиваются гипотезы; гипотезы проверяются опытным путём; анализируются результаты опыта; формулируются выводы. Если на каком- либо структурном этапе исследования воспитанники испытывают трудности, воспитатель направляет их к верной формулировке/ выводу с помощью наводящих вопросов. Однако присутствие педагога должно ощущаться детьми не только в косвенном или прямом наставлении. Ребёнку важно, чтобы его действия были оценены, поэтому воспитатель поощряет позитивный настрой, готовность к коммуникации в беседах, активное проявление исследовательских способностей. В средней группе, при организации исследовательской деятельности детей, руководствуемся следующими критериями: Занятия познавательно- исследовательской направленности проводятся еженедельно( в помещении группы, экспериментальной лаборатории, опытном уголке, на территории детского сада во время прогулки) . Деятельность детей 4–5 лет по экспериментированию не должна превышать 20 минут. Воспитатель контролирует исследовательскую активность детей на каждом этапе занятия. Он отвечает за безопасность проводимых опытов, оценивает правильность действий воспитанников, стимулирует самостоятельность, поощряет инициативность в работе, помогает в формулировке выводов. Во время занятия каждый ребёнок должен почувствовать себя исследователем, попробовать свои возможности в постановке проблемного вопроса, анализе полученных результатов. Занятие НОД или интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе длится не более 20 минут. Ход образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей, проводятся различные виды работы. Поскольку занятия познавательно- исследовательской деятельностью требуют повышенного внимания и умственного напряжения, в план обязательно включаются спортивные и танцевальные паузы, упражнения и игры на двигательную активность. Познавательная деятельность требует от дошкольников большого умственного напряжения, поэтому в середине занятия следует проводить физкультминутку Примерный временной план занятия в средней группе: Организационный момент — 1 минута. Мотивирующее начало занятия — 4 минуты. Построение плана, проговаривание этапов исследования — 2 минуты. Физическая активность — 3 минуты. Практическая часть работы — 9 минут. Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута. Известно, что любой эксперимент невозможно провести без материалов и оборудования. Поэтому в нашей группе создан уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. В мини- лаборатории( центре науки) выделены зоны: - для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы( раковины, камни, кристаллы, перья и т. д. ) ; - для приборов; - для выращивания растений; для хранения материалов( природного, «бросового») ; - для проведения опытов; для неструктурированных материалов( стол «песок- вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д. ) . Приборы и оборудование, которые размещены в мини- лаборатории: микроскоп, лупы, магниты, термометры, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, фонарик, мыло, щётки, губки, пипетки, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов( дерево, пластмасса, метал) . Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки. Материалы: природный( желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п. ) ; «бросовый»( пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п. ) . Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: • бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. •стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же( или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. У детей 4- 5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе мы познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое( вода- лёд- вода) , показали взаимосвязь с живой природой. С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать во время закрывать кран. Так же с детьми исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос «Как можно увидеть и почувствовать воздух? », дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов: - мы дышим воздухом( в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) - можно ли поймать воздух? - может ли воздух быть сильным? - движение воздуха. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов- песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –с ыпучесть. Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры- опыты с песком( «Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой( «Плавает? », «Что быстрее утонет? ») . В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее? » — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему? » — «Потому что мы его повесили на батарею». Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла. При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин, и она полезна для нашего здоровья. Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем! », в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки»( лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике) . Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки. Воспитатели родителям на собрании дали очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. Мы привлекаем родителей к созданию познавательно- развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Используемая литература: 1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2007; 2. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»; 3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : « Аркти », 2004г; 4. Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. ФГОС/ под ред. Королевой Л. А. – Изд. : Детство- Пресс, 2014 г; 5. Познавательно- исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты. Зима. Средняя группа 4- 5 лет/ под ред. Батовой И. С. – Изд. : Учитель, 2018 г.