a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по плаванию

Автор: столярова татьяна юрьевна Опубликовано: 2021-04-27 15:32:46

Документы для скачивания

Проект по обучению детей плаванию: « Если хочешь быть здоровым, то в бассейн приходи! »                                                                               Срок реализации 1 год                                                         Возраст обучающихся 6- 7 лет                                          Место реализации: МБДОУ д/ с №27                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Разработчик: инструктор по физкультуре( плаванию) :   Столярова Татьяна Юрьевна                                                                                             Пояснительная записка Направленность про екта   Одно из основных направлений работы об разовательной деятельности детского сада№27 « Золотая рыбка » является физкультурно- оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них- это занятия плаванием. Основной направленностью проекта, является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным видам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников( сила, гибкость, выносливость, скорость, координация) .   Новизна и актуальность   Про ект направлен для детей старшего дошкольного возраста. В основе обучения лежит приобретение умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде и, конечно же, получать от этого удовольствие. Осваивая разные виды движений в воде, ребенок учиться ориентироваться, развивать реакцию, коммуникативные качества, управлять собственным телом, принимать самостоятельное решение. Для удобства восприятия в программу включены разные виды упражнений и игр, в том числе сопровождаемые стихами для детей и загадками, упражнения с нестандартным оборудованием, специальные упражнения для освоения различных видов движения на воде, способствующие развитию дыхания, расслаблению мышц. Работая по основной программе" Обучение плаванию в детском саду" Т. И. Осокиной, я столкнулась с проблемой недостатка количества часов, отведенных на занятия, этого времени совершенно не достаточно для того, чтобы дошкольники в полной мере освоили курс обучению плаванию и автор программы это подтверждает: " В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания" .  Наш детский сад располагает всеми возможностями для проведения те только основных, но и дополнительных занятий плаванием( наличие крытого бассейна в здании ДОУ) , кроме того приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие детей, а как известно, занятие плаванием непосредственно влияет на физическое развитие и оздоровление организма.                                                                                             Цель Целью данно го про екта является обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным видам плавания, Совершенствование умений и навыков плавания, полученных на основных занятиях( НОД) ; Закаливание и укрепление детского организма, способствовать оздоровлению детей посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию;   Задачи.     Оздоровительные: Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию; Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма; Совершенствовать опорно- двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма. Образовательные: Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства; Учить плавательным навыкам и умениям. Развивающие: Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде; Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде. Воспитательные: Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли; Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде. Пр оект опирается на общепедагогические принципы:   систематичности  - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;  доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;  наглядности  - создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;  комплексности и интегрированности  – решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса;   личностной ориентации  - учёт разно- уровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста; сопровождения - систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии. Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимобусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.                                                                                                                                 Возраст детей  посещающих секцию « Золотые  рыбки » 5- 7 лет. Список детей 1 подготовительной группы, посещающих секцию «Золотые рыбки»: П/ п Ф. И. ребенка Год рождения Бегленко Валерия Сергеевна 27. 01. 14. Бондаренко Вадим Сергеевич 11. 09. 14. Бондаренко Дмитрий Александрович 06. 05. 14 Гашков Артем Владимирович 13. 02. 14 Григорьев Михаил Михайлович 15. 01. 14 Дмитриева Елизавета Валерьевна 06. 01. 14 Домрачев Иван Андреевич 24. 09. 13 Кадач Мария Дмитриевна 18. 04. 14 Кандакова Вера Антоновна 11. 08. 14. Козлов Степан Павлович 02. 12. 13. Красных Мирослава Андреевна 13. 12. 13 Медюк Ярослав Александрович 04. 02. 14 Михалев Дмитрий Алексеевич 13. 11. 13. Протопопова Софья Алексеевна 17. 03. 14 Скачков Юрий Анатольевич 03. 02. 14. Тоцкий Егор Сергеевич 28. 03. 14. Шнырева София Николаевна 11. 09. 14 Яковлева Мария Михайловна 19. 06. 14 Сроки реализации проекта – 1 год Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество в неделю Количество занятий в год 30 минут 1раз 4 занятий 36 занятия                                                                       Для реализации про екта необходим о: учебно- тематический план  календарно- тематический план конспекты занятий диагностическая карта комплексы упражнений на укрепление мышечного корсета( на суше) комплексы упражнений на формирование навыка правильной осанки упражнения на расслабление и образно- игровые. Формы и методы работы: Наглядные методы объяснительно- иллюстративного характера и информативно- рецептивный( рассматривание, наблюдение, образец инструктора, показ инструктора) ;   Репродуктивный( прием повтора, выполнение упражнений на суше) ; Словесные методы репродуктивного, частично поискового характера. Наиболее эффективным приемом обучения детей плаванию является- игровой. Условно игры можно разделить на следующие группы: Игры по ознакомлению со свойствами воды. Игры, обучающие погружению и всплытию. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде. Игры, способствующие выработке навыка скольжения. Игры, обучающие дыханию. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения. Игры по овладению простейшими прыжками.   Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы. Каждое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Цель подготовительной части занятия- организовать детей, активизировать их внимание, вызвать интерес к занятию. В основном блоке разучиваются новые упражнения, развивающие выносливость, силу, гибкость, координацию движений, закрепляются навыки основных движений. И в заключительной части, снижая физическую нагрузку, приводим организм в спокойное состояние, подводим итоги. На всех этапах плавания используются игры, которые помогают детям быстрее научиться плавательным навыкам, развитию таких качеств как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. В работе по плаванию используется индивидуальный подход к детям. Обучение плаванию ведется одновременно в трех направлениях: во- первых, развивается сила дыхания, формируется умение делать быстрый глубокий вдох и продолжительный выдох, для этого используются разнообразные подготовительные упражнения. во- вторых, детей учим различным передвижениям в воде, погружению в воду, всплыванию, скольжению, движениям рук и ног при плавании способом кроль; в- третьих, воспитываются культурно- гигиенические навыки и такие качества, как смелость, ловкость, выносливость.                                                                                       В процессе занятий используются различные формы организации детей: групповые; командные; индивидуальные. Рекомендуются такие формы занятий: учебно- тренирующие; сюжетные; игровые; контрольно- учетные; в форме бесед( об истории плавания) занятия с участием родителей; спортивные досуги, развлечения.   Ожидаемые результаты: Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости; Расширение адаптивных возможностей детского организма; Повышение показателей физического развития детей; Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде; Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка. Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения; Формирование нравственно- волевых качеств.   Должны знать: правила поведения на воде; значение  влияния плавания на организм человека; основы закаливания; значение прикладного плавания в жизни человека.   Должны уметь: свободно продержаться на воде в течение 1 минуты; проплывать любым способом проплывать способом «кроль на груди» с опорой и без неё. увидеть, указать на ошибку товарищу и подсказать пути исправления, осуществлять самоконтроль; самостоятельно организовать подвижные игры на воде; по заданию инструктора предлагать игры либо игровые упражнения в зависимости от задач занятия; придумывать собственные игры или игровые задания; участвовать в праздниках, соревнованиях на воде. Формы подведения итогов реализации про екта: показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей, дети которых посещают дополнительную услугу по плаванию в данном дошкольном учреждении; оформление в группах стендов и фотовыставок в течение года. Основные знания, умения и навыки Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию. Общеразвивающие и  специальные упражнения «суша»: комплекс подводящих упражнений; элементы «сухого плавания». Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами: передвижение по дну и простейшие действия в воде; погружение в воду, в том числе с головой; упражнение на дыхание; скольжение по поверхности воды всплывание и лежание на поверхности воды; открывание глаз в воде;                                                     Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»: дыхание пловца; согласование движений рук, ног, дыхания; плавание в координации движений. движение рук и ног; Простейшие спады и прыжки в воду: спады; прыжки на месте и с продвижением; прыжки ногами вперед; прыжки головой вперед. Игры и игровые упражнения способствующие: развитию умения передвигаться в воде; овладению навыком погружения и открывания глаз; овладению выдохам в воду; развитию умения всплывать; овладению лежанием; овладению скольжением; развитию умения выполнять прыжки в воду; развитию физического качества.    Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации. Каждый элемент техники изучается в следующем порядке: ознакомление с движением на суше; изучение движений с неподвижной опорой; изучение движений с подвижной опорой; изучение движений в воде без опоры. Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным.   К старшей- подготовительной группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания. Продолжать знакомить со свойствами воды. Разучивать технику способов плавания «кроль» на груди и на спине с опорой и без неё. Продолжать обучать лежанию на груди и на спине. Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться ориентироваться под водой. Научить выдоху в воду. Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди. Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди. Разучивать попеременные и одновременные движения руками. Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения:  знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования. К концу года дети могут:   Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде. Бегать парами. Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку. Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Водолазы». Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой. Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше». Скользить на груди с работой ног, с работой рук. Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской. Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди. Выполнять упражнения «Звездочка» «Медуза» на груди, на спине. Выполнять упражнение «Поплавок». Плавать на груди с работой рук, с работой ног. Пытаться плавать способом на груди и на спине. К концу обучения, у детей 6- 7 лет должны быть сформированы: физические качества, навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела в водной среде. Должно увеличиться количество детей с правильной осанкой, улучшиться координация движений, улучшение физического здоровья за счёт повышения уровня сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся. Совершенствование нервно- психических процессов. Дети должны обогатиться не только двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом. Учебный- тематический  план   секции по обучению детей плаванию «Золотые рыбки»: Режим занятий – 30 минут 1.    Основы знаний о плавании: Влияние плавания на состояние здоровья Значение закаливающих процедур Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены Правила поведения и техники безопасности на воде Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения Упражнения для общефизической подготовки( строевые упражнения; имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения в воде; упражнения на дыхание) В результате изучения темы воспитанники должны   понимать: роль занятий плаванием для физического развития и закаливания организма; правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоёмах; условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры плавательного бассейна; уметь: использовать полученные навыки плавания в повседневной жизни; соблюдать правил безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне. 2. Используемые специальные плавательные упражнения в процессе НОД: Имитационные упражнения Вхождение в воду   Передвижение по дну бассейна( ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук) В результате изучения темы воспитанники должны   понимать: элементарные свойства воды; способы передвижения человека в воде; уметь: развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни; выполнять элементарные передвижения в воде; ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его использовать для отталкивания; сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать; окунаться и прыгать; дышать( выдох – в воду, вдох – над водой) ; использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; свободное  передвижение в воде и выполнение дыхательных упражнений. 3. Погружение в воду: Погружение в воду Задержка дыхания под водой и выдох в воду В результате изучения темы воспитанники должны   понимать: элементарные свойства воды; необходимость правильного дыхания в воде; уметь: погружаться в воду с головой; сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над поверхностью и выдыхать воздух в воду; - использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни:   преодоление водобоязни;  развитие координационных способностей и ориентирования в пространстве.          4.   Всплывание, лежание  и скольжение на воде:   Имитационные упражнения на суше Всплывание и расслабление в воде Лежание на поверхности воды, на груди  Скольжение на груди с разным положением рук  Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры В результате изучения темы воспитанники должны   понимать: - действие выталкивающей силы воды; - правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры; уметь: выполнять упражнения «Медуза», «Звезда», «Поплавок» в течение 5 секунд; выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания; принимать устойчивое положение тела в воде; выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук; выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без; выполнять скольжение на груди с работой ног с поворотом головы для вдоха и с задержкой дыхания; использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни:   купание в открытых водоемах; использование приобретенных умений в экстремальной ситуации. 5. Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на груди:   Имитационные упражнения на суше Техника работы ног способом кроль на груди Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на груди В результате изучения темы воспитанники должны  понимать: -  правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры; уметь: согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди; использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах. 6. Игры и развлечения на воде: Игры на воде: «Кто самый быстрый? », «Торпеды», «Кто проворней? », «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше? », «Катера», «Кто лучше? » и тд. Эстафетное плавание Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала. В результате изучения темы воспитанники должны  понимать: названия и правила игр на воде; правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде, эстафетного плавания и свободного плавания; уметь: осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни.   Методическое обеспечение Плакат «Правила поведения на воде» «Правила поведения в бассейне». Иллюстрации с изображением водных видов спорта. Картинки с изображением морских животных. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания. Картотека игр и упражнений на воде. Комплексы дыхательных упражнений. ( сухое плавание)  Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании. Подборка детских песен, музыкальные игры, записи мелодий. Мультимидийная система. Материально- техническое обеспечение программы 1.  Плавательные доски. 2.  Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров. 3.  Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров. 4.  Надувные круги разных размеров. 5.  Нарукавники, жилеты. 6.   Поролоновые палки( нудлсы) . 7.  Мячи разных размеров, обручи.                                                Литература       1   Осокина Т. И. ,  Тимофеева Е. А. , Богина Т. Л. « Обучение плаванию в детском саду» Просвещение, 1991 г. Москва       2. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. . М. : Детство- пресс, 2003 г.       3. Рыбак М. «Занятия в бассейне с дошкольниками ». - М. , Аркти- Кудиц, 2010 г.       4. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. - М. , 2008 г.       5. Чеменева А. А. , Столмакова Т. В. . Система обучения плаванию детей дошкольного возраста.     Санкт- Петербург «Детство- пресс», 2011.      6. Петрова Н. Л. Баранов В. А. « Плавание. Начальное обучение» издательство «Человек» Москва     2013г.      7. Канидова В. И. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Издательство АРКТИ, Москва 2012г.     8. Микляева Н. В. «Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ» издательство АРКТИ, Москва 2011г.

Оставить комментарий: