Конспект интегрированного занятия «Земля - наш общий дом» (подготовительная группа) 25.04.2021 г.
Конспект интегрированного занятия
«Земля - наш общий дом»
(подготовительная группа)
Цель: обеспечение условий для систематизации знаний у детей о планете Земля.
Задачи:- познакомить с понятием «экватор», «южное и северное полушарие» - закрепить представления детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди);
-обобщать знания о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля;
- развивать творческое воображение, творческие способности, фантазию;
-воспитывать любовь к окружающей природе, правильное с ней общение, желание заботиться о ней;
-воспитать аккуратность в выполнении работы.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, художественно- эстетическая.
Предварительная работа: Наблюдение за работой дворника, чтение стихов и художественных произведений о загрязнении окружающей среды, загадывание загадок, беседы: «Планета Земля в опасности», «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети», чтение экологических сказок. Рассматривание глобуса.
Словарная работа: глобус, электростанции, экология.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, колокольчик возвещает о начале нашего интересного и необычного занятия. А теперь присаживайтесь на стульчики и будьте внимательны. Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам сказку, послушайте.
«В одном доме жила женщина и было у нее много детей, которых мать нежно любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только семь. Где же еще двое? И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к волшебнице. Выслушала ее волшебница, решила, что негоже порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание девять непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находиться возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого». Ребята, как вы думаете, про кого эта сказка? Про какой дом я вам рассказала? Что такое Солнце? Зачем оно нам нужно? Какое наше Солнце? На Солнце есть жизнь?
Ответы детей. Солнце – это звезда, это гигантский пылающий шар, Солнце - это центр нашей Солнечной системы. Оно очень горячее. Оно испускает огромное количество тепла и света. Без солнечного света и тепла невозможно было бы существование живых организмов.
Воспитатель. Вот так много – много лет назад астрономы задумались над этим вопросом и стали искать ответ на свой вопрос. А помог им в этом специальный прибор. Кто из вас знает, как он называется? (Телескоп.) Правильно, при помощи телескопа астрономы изучают небо и находят ответы на свои вопросы. Ребята, давайте убедимся, что в сказке ничего не перепутано и вокруг Солнца вращаются ни больше и не меньше, а именно 9 планет.
(Воспитатель демонстрирует плакат «Солнечная система», показывает по очереди указкой на каждую из планет, а дети вслух хором их считают.)
Воспитатель. Ребята, подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы? ( Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.) Чем отличаются? А какая одна планета отличается от других? Чем? (Ответы детей.) Вспомните, какой праздник мы отмечем в апреле? Как звали первого космонавта, полетевшего в космос? (Ответы детей). Да, действительно,12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для всего мира. 22 апреля все отмечали день Земли. Когда космонавты смотрят из космоса на нашу планету, она им какой кажется? Правильно, светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Как вы думаете, почему она голубого цвета? (Ответы детей). Правильно, потому что на Земле много воды. А что еще знаете о нашей планете? Какая она, Земля? (Ответы детей) А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь? (Ответы детей). Верно, вокруг планеты атмосфера. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания так необходимые всем живым организмам.
Физминутка «Земля – наш общий дом»
Вот Земля – наш общий дом, Дети выполняют движения
Много есть соседей в нём: в соответствии с текстом.
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
Обратите внимание на глобус. А что такое глобус? (Ответы детей) Верно, глобус — это модель земного шара. На нем изображено то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша. (Рассматривание глобуса). Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси (вращение глобуса). Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе. (Дети показывают.) Самое холодное место на Земле - это южный полюс. На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса, через которую так же проходит земная ось. А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега? (Ответы детей.) Правильно, дело в том, что на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов. - А как вы считаете, где на Земле всегда жарко? (Ответы детей.) Да, на середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. Экватор делит Землю на две части: северное и южное полушарие. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом. А мы с вами живём между северным полюсом и экватором (показать на глобусе
Воспитатель. Ребята, Земля – матушка, наш родной дом, и как в своем доме мы должны поддерживать порядок, так и на земле будем вместе наводить чистоту. Но к сожалению чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Фабрики и заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут морские обитатели. Есть, страны, где воды уже не хватает.
Запомните, друзья, есть одно твердое правило: «Встал по утру, умылся. Оделся, привел себя в порядок. И сразу приведи в порядок свою планету». Как вы понимаете, привести в порядок планету? Ответы детей («Не сорить и убирать все за собой», «Посадить много деревьев и цветов», «Убрать то место, где ты живешь», «Не разрешать другим все ломать и пачкать» и т. д.)
Воспитатель. Да, ребята, мы, и только мы можем и должны помочь нашей планете стать чище и красивее, мы должны заботиться о ней. И сегодня мы с вами будем экологами. Скажите мне, кто такой эколог? (Ответы детей.)
Воспитатель. Эколог - это друг природы, это человек, который любит, бережет и охраняет её. Давайте поиграем в игру. Я буду говорить, а вы мне отвечать только «да» если это хорошо и «нет» если это плохо.
Игра «Если я приду в лесок» .
Если я приду в лесок, И сорву ромашку (нет).
Если съем конфетку, И выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок, На пеньке оставлю (да).
Если ветку подвяжу, Колышек подставлю (да).
Если сильно насорю, И убрать забуду (нет).
Я люблю свою природу, Помогать ей буду (да)
Игра «Можно, нельзя»
Воспитатель. А хотите нарисовать нашу Землю? Сегодня мы с вами попробуем нарисовать нашу планету Земля, такой, какая она видна из космоса. Давайте с вами подумаем, какие цвета нам с вами понадобятся для этого. (Синий, жёлтый, коричневый, зелёный.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Синим цвет – это моря и океаны нашей планеты, коричневый это горы, зеленый это земля, поля, луга и леса. А
рисовать вы будете не красками или карандашами, а пластилином. У вас на тарелочках лежат силуэты нашей Земли. Вам необходимо приклеить силуэт на черный картон, который будет изображать космическое пространство.
А затем раскрасить пластилином сушу и океаны (Дети знакомы с техникой пластилинографии, поэтому закрепляются приемы: отщипываем небольшой кусочек пластилина и растягиваем его по картинке, сглаживая границы, где цвета соединяются между собой. Уточняется, что наша планета в космосе не одинока, вокруг есть звезды и другие планеты.
Дети приступают к выполнению работы.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у вас получились замечательные работы, на них наша Земля такая красивая. Как вы думаете, вы будите настоящими друзьями планеты и природы? Что будите для этого делать?
Ответы детей. Беречь ее и охранять.
Воспитатель. Ребята, что интересного вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось? Что на ваш взгляд показалось интересным? Что запомнили? А нужны ли человеку знания о Земле? Зачем? (ответы детей)
Воспитатель. Сегодня за такие хорошие знания я решила посвятить вас в «юные экологи». Вручаю вам медали «Юные экологи». Давайте будем беречь планету и нашу природу. Если мы с вами будем беречь природу, то наша планета всегда будет такой красивой, а мы с вами здоровыми!
Выставка детских работ.