"Использование календарей в ДОУ".
Документы для скачивания
МБДОУ Аннинский д/ с ОРВ «Росток» Использование календарей в детском саду как метод совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Линейный календарь и адвент- календарь. Выполнила: Воспитатель I КК Рязанова Н. А. Анна, 2020 г. 1. «Линейный календарь» как метод совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Детям уже в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени, определять, измерять время( правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Цель: Развитие стремлени я планировать свою жизнь с помощью дней недели, месяцев и календаря. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их. 1. знать названия и последовательность дней недели, иметь представления о неделе как о целом, состоящем из семи частей. З нать, что год имеет 4 времени года и состоит из 12 месяцев, уметь различать и называть времена года, знать названия месяцев у каждого времени года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, устный счет. Развивать познавательный интерес к поисковой деятельности, внимание, память, зрительное восприятие. Формировать связную речь. Воспитывать желание приходить на помощь. Предварительная работа: Чтение и просмотр сказки «12 месяцев», беседа о временах года, сезонных явлениях, заучивание с детьми загадок про дни недели и времена года. Материалы: Линейный календарь создается из доступных материалов( цветная бумага, карандаши, фломастеры, логотипы групп, клей карандаш и т. д. ) . СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовительный этап: 1. Определение цвета времени год а – приближается время года «зима» голубого цвета, поэтому для изготовления « Линейного календаря » реши ли использовать голубую бумагу. 2. Календарь на текущий месяц разместили так, чтобы он был виден всем детям во время «утреннего сбора». 3. Определение обозначения и изготовление карточек с символами: - день посещения детского сада( дети выбрали «логотип группы») . - выходной день( договорились обозначать, как «домик») . Работа с « Линейным календарем ». 1. Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа, останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующую клеточку и, дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц ( называя дату, используется порядковое числительное) . Дополнительные возможности. 1. Дни рождения и праздники, утренники( «Сколько дней осталось до праздника? ») . 2. Дополнительные занятия по вариативной программе. 3. Рекомендовать родителям использовать дома такой новый формат ведения календаря совместно с ребенком. 2. Адвент- календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка дошкольного возраста. Адвент- календарь ( или календарь ожидания праздника) был изобретён в Германии в 1903 году Герхардом Лангом. Когда он был ребёнком, его мама в преддверии Рождества пекла 24 безе и прикрепляла их к картону, чтобы сын знал, сколько осталось до сочельника. В последнее время технология адвент- календарей стала входить и в практику работы детских садов. Адвен т- календарь для детей –это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка. Дети сами решают какой элемент сегодня выбрать, а значит чувствуют важность своего решения. Адвент –к алендарь помогает детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили, а так же дает возможность самостоятельно проанализировать свой результат. Адвент - К алендарь способствует развитию внимания, наблюдательности. Формирует интерес и любознательность к окружающей среде. Может быть использован в любой возрастной группе. Самым простым из них является закрашивание готового кружочка с числом. Адвент- календарь для педагога своеобразный план его деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а так же видеть путь достижения поставленной цели. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. При планировании календаря необходимо решить какие знания вы хотите дать детям и какой материал закрепить. Адвент- календарь может быть приурочен к любой лексической теме и решать следующие педагогические задачи: • Развивать умение визуализировать и озвучивать причинно- следственные связи между собой и окружающими предметами; • воспитывать и развивать всесторонне развитую личность • воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни; • развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения; Планируемый результат: • Возрастет детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества; • Усовершенствуются коммуникативные и речевые навыки; • Дети станут легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого, четче формулировать мысли • У детей сформируются аналитические предпосылки, они не только будут воспринимать информацию, но и устанавливать причинно- следственные связи Методика использования Адвент- календаря: Адвент- календарь –э то календарь, состоящий из тематических дней, заканчивающихся итоговым мероприятием. Число дней календаря зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца. Дети ежедневно снимают по одному элементу, тем самым уменьшая количество дней оставшихся до мероприятия. Прежде чем выбрать карточку с символом мы выслушиваем предложение детей, предложений поступают всегда много. Выбор количеств а дней, которое будете отсчитывать до наступления события. Это может быть месяц, может быть неделя, а может и 3 дня. С наступившим числом с другой стороны этой карточки или в конверте находят задания, либо сюрприз- задания. Задания могут быть как составляющая часть расписания организованной образовательной деятельности, так и игровых заданий, выполняемых в режимные моменты совместной деятельности педагогов с детьми или самостоятельно. Конечно, каждый ребенок хочет первый перевернуть карточку. Свойства Адвент- календаря: • Наглядность • Привлекательность • Запоминаемость • Творчество Методика составления Адвент- календаря: Создание и наполнение Адвент- календаря- это творческий процесс. Адвент- календарь может состоять из разных детале й– всё это зависит от фантазии, возраста и увлечений ребенка. Детей работа с календарями активизирует, побуждает к творчеству, быстрому запоминаю предлагаемого материала.