a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Особенности сопровождения детской проектной деятельности".

Автор: Рязанова Надежда Алексеевна Опубликовано: 2021-05-10 23:27:35

Документы для скачивания

Муниципальный онлайн- семинар «Оценка качества дошкольного образования. Современные подходы и пути достижения»( В соответствии с планом деятельности муниципальной опорной площадки на 2021 год) Выступление « Особенности педагогического сопровождения детской проектной деятельности » Дата: 09. 04. 2021г. Спикер: Рязанова Н. А. , воспитатель ВКК МБДОУ Аннинский д/ с ОРВ «Росток Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления « О собенности педагогического сопровождения детской проектной деятельности». Слайд 2. Образовательная практика, оптимально поддерживающая образовательно- развивающий потенциал детей, бо льшее значение должна предавать совместным образовательным процессам, ориентированным на жизненные ситуации, и меньшее значение – готовым программам. Необходимо учитывать то, как происходит процесс обучения у маленьких детей, и обращать внимание на комплексное системное обучение. Отправной точкой последнего являются актуальные ситуации и темы, которые интересны детям. Принимая это во внимание, необходимо организовать образовательные процессы таким образом, чтобы развивать у детей как можно больше компетентностей, затронуть как можно больше образовательных сфер, дать детям возможность участвовать в обсуждении и планировании процесса. Так зарождается проектная деятельность в дошкольной организации. Слайд 3. Проект в образовательных организациях – это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. ( Приложение 2. ) В центре этой деятельности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Такая тема исследуется и изучается повсеместно, в кооперации; при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческ ое решение их обсуждают сообща и этот процесс занимает значительный промежуток времени. Слайд 4. Признаки и принципы проектной деятельности: повседневная жизнь; выбор тематики; ориентация на ребенка; добровольное участие; долгосрочность; открытость; «спираль проекта»: планирование, деятельность и контроль; инклюзия; ориентация на диалог; участие каждого; сотрудничество; наблюдение и документирование; ориентация на ситуацию, окружающий мир и коллектив; ориентация на процесс; ориентация на познавательную активность; ориентация на систему ценностей; комплексное образование; обучение с удовольствием; уникальность. Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи, теорию, строящуюся на исследованиях( например, образование как социальный, основанный на сотрудничестве процесс) , и ставит во главу угла профессионализм педагогов. ( Приложение 1. ) Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследовательским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно. Слайд 5. На слайд Главными признаками роли педагога- модератора проектов являются: - поддерживать интересующие детей темы, но и предлагать свои; - организовывать с детьми сообщества для обучения, чтобы совместно, в дискуссии решать в них аутентичные( из жизни и науки) задачи и проблемы; - активно участвовать в образовательном процессе, но не давать поспешных ответов на вопросы детей, т. е. искать ответы вместе с ними, выслушивать детей, воспринимать их вопросы, задавать открытые вопросы, привносить свои идеи; - поощрять совместную деятельность, а не конкуренцию и воспитывать чувство товарищества в группе; - рассматривать обсуждение и документирование проекта как средство обучения, рефлексии и взаимопонимания; - совместно с детьми находить разнообразные источники информации, чтобы предложить гибкое решение проблемы; - проводить исследования совместно с детьми и анализировать учебную деятельность, т. е. проводить дискурсы и метакогнитивные диалоги и философствовать с детьми; - быть открытым к любым идеям и гибко подходить к их реализации. Сопровождая и направляя образовательные процессы, педагог берет на себя роль модератора, ведущего. Начало, планирование и проведение проектов происходят совместно с детьми, но основная ответственность за управление и организацию проекта лежит на педагоге. Он должен, в частности наблюдать за детьми, вовлекать их в деятельность, чтобы инициировать проект, организовывать рабочие группы, управлять образовательными процессами в проекте, использовать средства визуализации, привлекать родителей и других членов семьи, а также участников со стороны, обеспечивать документирование и оценку проекта. Проект проходит в несколько этапов: Слайд 6. Этапы проекта: 1) поиск темы проекта и формирование групп( начальный этап и ознакомление) ; 2) планирование( определение цели, планирование первых шагов) ; 3) реализация проекта( практическая проработка темы, чередование фаз анализа и планирования) ; 4) окончание проекта и презентация( этап демонстрации результатов, общее обсуждение) ; 5) анализ проекта( подведение итогов, продолжение проект а( при необходимости) ) . Слайд 7. Выбор темы проекта и формирование рабочих групп является ключевым этапом, которому необходимо уделить особое внимание и достаточно е количество времени, при этом интересы и потребности детей выдвигаются на п ервый план. Идея проекта должна исходить от детей – именно они должны быть его творцами. Тема проекта должна обеспечивать целостный подход к учению и разнообразные образовательные возможности, способствовать разностороннему развитию способностей у детей и поощрять к различным формам самовыражения и творчества. Слайд 8. Выбор тем для изучения детьми дошкольного возраста должен быть основан на следующих критериях: Вызывает интерес и любопытство детей. Д ает детям знания и навыки, полезные для этого возраста. У стан авливает логически е связ и на уровне понятий, знаний и навыков. Запускает процессы исследования, наблюдени я, поиска информации в различных источниках, активизирует разноплановую деятельност ь. Тема проекта, сформулированная в форме вопроса, привлекает к себе внимание, и, кроме того, вопросы напоминают нам, что в мире еще не изучено. Такой прием помогает создать исследовательскую атмосферу. Это означает «делать прогнозы, гипотезы, собирать информацию, интерпретировать и сообщать другим». Слайд 9. Чтобы успешно интегрировать проектную деятельность в педагогический процесс и вовлечь детей в игру, необходима связь темы проекта с предметно- пространственной средой, которая предполагает, что различные помещения должны быть тематически оформлены и использоваться для проведения проекта( например, детям следует предоставить доступ к соответствующим материалам и реквизиту для ролевых игр, в уголке для чтения должны быть книги преимущественно по актуальной теме) ; документация любого проекта должна быть доступна, поэтому, например, на стенах в игровых комнатах или в рабочих помещениях нужно выделить место для нее. Презентация проекта визуализирует его содержание и ход для всех детей и родителей и является поводом для обсуждения проекта всеми его участниками. Если одновременно проводятся несколько проектов по различным темам, то детям это дает возможность свободы выбора. При формировании групп нужно учитывать, что для работы в проекте идеальными являются малые группы. Так дети могут интенсивнее работать и им легче принимать участие в дискуссии, поскольку внимание рассеивается в меньшей степени. Можно создать две группы, работающие над одним проектом, если количество участников велико. Слайд 10. Тщательное пошаговое планирование проекта, готовность воспринимать новые идеи и изменения гарантируют успешное вхождение в проект. Важным ритуалом в начале проектной деятельности является так называемый мозговой штурм. Нужно зафиксировать вопросы и ответы детей, относящиеся к теме, вывесить на информационном стенде. Обычно планируют только ближайшие действия по проекту, а не составляют его план в целом, т. к. в этом случае существует большая вероятность, что запланированные мероприятия будут проводит ь ся формально. Слайд 11. Реализация проекта характеризуется применением разнообразных методов, связью темы с образовательным контекстом и постоянным анализом осуществляемых в проекте образовательных процессов. Проекты нельзя проводить. Через них, скорее, нужно проходить. Проекты – это познавательные путешествия. И удаются проекты, как правило, тогда, когда дети могут разделить друг с другом радость открытия, встретиться с неизвестным, проявить фантазию и творческие способности. Как руководитель проекта, педагог стремится сопровождать деятельность детей и выступает в роли консультанта, мотивирует и поддерживает детей. Он старается не доминировать при осуществлении проекта. Это нелегко, особенно если у педагога есть много идей и решений. С другой стороны, необходимо провести большую подготовительную работу, чтобы предоставить детям возможность осуществить их планы. Постоянная смена форм работы, таких как общая дискуссия, экскурсии, эксперименты, сюжетно- ролевые игры, рисование, рукоделие и т. п. , помогает глубже проникнуть в соответствующую тему. Наблюдение, исследование, эксперимент, накопление опыта и обмен им, совместный анализ, движение, пение и изобразительное искусство связаны друг с другом и стимулируют познавательную активность и развитие компетентностей. Слайд 12. Вопросы и интересы детей выводят проект на новые уровни. Интеграция темы в иной конте кст пр оисходит автоматически, при следующих условиях: - педагоги руководствуются вопросами, задаваемыми детьми, задают вопросы сами и пытаются совместно сразу же найти на них ответы; - образовательные процессы ежедневно анализируются в ходе круглого стола( «Чего мы достигли? Что делать дальше? ») . Если идеи, ответы, пути решения предлагают сами дети, то все это для них намного понятнее. Одновременно появляется интерес и к дальнейшим исследованиям. Чтобы ни одна идея, вопрос, мысль, высказанные ребенком, не пропали, педагогу нужно всегда держать под рукой карандаш, блокнот и цифровую камеру. Важная цель проектной документации- сделать наглядным образовательный процесс для детей и родителей. Проектный стенд помогает детям, которые еще не участвуют в проекте или вышли из него, присоединиться к нему или вернуться. Слайд 13. Документировать необходимо прежде всего процесс, то есть вопросы, гипотезы и теории, высказывания и ответы детей, и в меньшей степени содержание проекта и ответы педагогов. При этом нужно устанавливать связи с рабочей программой. Проектная документация непосредственно свя зана с работой над портфолио, так как она учитывает и индивидуальное развитие каждого ребенка. ( Приложение 3) . Документация проекта – это одновременно и основа метакогнитивных диалогов, во время которых регулярно, т. е. минимум один или два раза в неделю, анализируется ход проекта и осуществленные образовательные процессы. Процесс анализа помогает детям осознать, какой путь они прошли, чтобы сформировать новое знание. Анализировать следует не только то, что было достигнуто, но прежде всего то, как это было сделано. Слайд 14. Проектная документация – это основа для итоговой оценки проекта, к которому необходимо привлекать и педагогов, и родителей, и детей. ( Приложение 4) . Когда завершить проект, могут решить только дети. Продолжительность зависит от мотивации и интереса детей. Завершающие этапы проекта – это кульминационный момент. Слайд 15. Его можно организовать в различной форме: выставка поделок или презентация содержания проекта, экскурсия или посещение организаций и специалистов, праздник по теме, на который приглашаются родители и т. п. Проекты могут иметь продолжение: это может быть последующая работа небольшой группой или смежные проекты, затрагивающие вопросы, на которые не были получены ответы в ходе предыдущих проектов. Продолжение проекта может иметь различные формы, например: - дальнейшее проведение проекта небольшой группой детей; - перенос части проекта в другой проект; - смежные проекты, развивающие вопросы, высказанные в ходе предыдущего проекта( например, вопрос во время проведения проекта «Стройплощадка», какие еще профессии существуют, дал импульс проекту «Профессии») ; - превращение проекта в ритуалы( например, проект «От гусеницы к бабочке» привел к тому, что каждый год стали разводить бабочек) . Периоды, когда проекты не проводятся, очень важны для ребенка, чтобы он смог вспомнить происходившее и одноврем енно обратиться к новому и восп ринимать его. Длительные перерывы помогут снять напряжение с педагогов, они не должны будут постоянно работать над проектами, не заболеют «проектной лихорадкой», не будут организовывать проекты ради проектов. Итак, мы считаем, что п роектная деятельность является оптимальной возможностью реализовать образование для устойчивого развития и одновременно развивать культуру непрерывного образования. Слайд 1 7. В нашем детском саду по завершении проектов проводились детские научные конференции. ф естивали открытий « От простого к сложному ». Где воспитанники представляли свои проекты вместе с родителями. Слайд 18. А также принимали участие в межмуниципальном конкурсе «Умники и ум ницы» и муниципальном конкурсах. з анимая призовые места. Слайд 19. Спасибо за внимание! Приложение 1. Признаки и принципы проектной деятельности Повседневная жизнь Проект – это рядовое мероприятие. Темой становятся текущие события, и проекты вносят разнообразие в нашу жизнь. Выбор тематики Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует детей. Ориентация на ребенка Идеи и темы для новых проектов находят дети. Момент окончания проекта определяют дети. Добровольное участие Присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение в проект возможны в любое время. Эффективная проектная деятельность предполагает интерес, мотивацию и заинтересованность участвующих в проекте детей и взрослых. Долгосрочность Каждый проект ограничивается по времени, у него есть начало и конец. Открытость Это главный признак проекта «Спираль проекта»: планирование, деятельность и контроль Для проекта необходимо поэтапное планирование и тщательная корректировка постановки и следования целям, распорядка дня, учебной обстановки и используемых методов. Каждый проект документируется, и по окончании представляются результаты. Инклюзия Проектная деятельность – это метод инклюзии, так как он направлен на всех заинтересованных детей, учитывает все их особенности и призван обеспечить интегративное образование на основе участия, сотрудничества и индивидуальный подход при распределении обязанностей. Ориентация на диалог Проектная деятельность на основе партиципации и сотрудничества является непрерывным диалогом. Участие каждого На всех этапах дети являются активными участниками процесса. Сотрудничество В рабочих группах разрабатываются, предлагаются, проверяются и переосмысливаются мнения, гипотезы; Участники обме ниваются мнениями и дискутируют; вместе находят решения проблем, оформляют их и объясняют. Наблюдение и документирование Наблюдение и документирование красной нитью проходят через все этапы проекта. Ориентация на ситуацию, окружающий мир и коллектив Выбранные темы должны быть ситуативными и жизненными, связанными с наукой. В проектную деятельность активно вовлекается окружение( родители, общественность, специалисты) , так укрепляются связи между дошкольной организацией, семьей, профессиональной сферой и общественностью. Ориентация на процесс Самое важное – это процесс, чтобы тема была раскрыта. В ход процесса в любой момент могут быть внесены любые изменения и дополнения. Ориентация на познавательную активность В центре проектной деятельности находятся самостоятельность, самоорганизация и ответственность детей за себя и свои действия. Каждый ребенок приносит в проект свой опыт, может сам все попробовать и терпеливо идти к цели. Взрослые являются модераторами, партнерами по диалогу, генераторами идей и учатся вместе с детьми. Комплексное образование Проектная деятельность позволяет ощутить мир во всем многообразии, связывая все образовательные сферы. Уникальность Проекты нельзя повторить, они являются результатом индивидуальной работы и ориентированы на идеи, потребности участников и на конкретные условия. Изменение Проектная деятельность направлена на изменение, на новшество. Изменение происходит лишь в том случае, если люди обмениваются мнениями, учатся друг у друга и извлекают из этого пользу. Приложение 2. Отличие проектной деятельности от других образовательных мероприятий Примеры Комментарий Могут ли проекты продолжаться один день? Можно ли заниматься вопросом, сколько камней помещается в банку, в течение одного дня? Нет, так как эту тему долго обсуждать нельзя. Может ли в проекте участвовать один ребенок? Шведская стенка и ребенок, который очень долгое время на ней занимается. Нет, так как образование в духе взаимного сотрудничества предполагает, что в проектной деятельности создаются рабочие группы, в которых участвуют несколько детей. Могут ли долгосрочные образовательные мероприятия, имеющие признаки проектной деятельности, называться проектами? Придумывать и рассказывать истории вместе с детьми. Разучивать и ставить с детьми уже существующие театральные постановки. Подготавливать, проводить и обсуждать с детьми экскурсии, праздники. Мероприятия могут положить начало проекту или войти в состав проекта в качестве методического обоснования темы проекта: Театральная постановка может стать проектом, если сами напишите пьесы и их поставите. Праздники – это традиции, ритуалы, которые можно интегрировать в проект( например, связать День леса с темой охраны природы) . Поездки, экскурсии, поход в музей сами по себе не могут быть самостоятельными проектами, но являются существенной составляющей проекта, если они связаны тематически. Приложение 3. Содержание, формы и частота заполнения проектной документации Документация Проект Образовательные процессы детей Что документировать? Начало и ход проекта. Вопросы, мнения, работы детей. Результаты, то есть констатация факта, ответы. Соотнесение с образовательной программой. Мероприятия, в которых ребенок задействован. Ежедневные привычные действия( например, прогулка) . В какой форме документировать? «Говорящая стена»- стенд с наглядной информацией, краткими текстами и многочисленными фотографиями. Папки, пакет документов, проектные дневники, картотеки по проекту. Для портфолио ребенка: 1. Рассказы о процессе обучения в проекте; 2. Характеристика каждого проекта, в котором принимал участие. Документация в группе, для детей Фотографии( основное направление) – видеозапись – аудиозапись с помощью диктофона. Как часто? В зависимости от ситуации – лучше одновременно с проектом. Приложение 4. Участники, содержание и методы оценки проекта Содержание деятельности Методы и вопросы для анализирования деятельности Педагогический персонал, коллектив Анализ отдельного проекта 1. Педагогческое портфолио 2. Анкета для оценки проекта( Что прошло хорошо, а что не удалось? Почему) 3. Инструменыт для проверки образовательной программы( Какие пункты программы затронуты в проекте) Общий анализ и совершенствование проектной деятельности в детском саду Анкета с вопросами для анализирования деятельности Дети Анализ индивидуальных достижений каждого ребенка в проекте Содержание портфолио как стимул для диалога 1. Чему ты научился? Как ты это у своил? С кем ты учился этому? Итоговый анализ проекта в группе детей Проектная документация как база: Почему мы работали над этим проектом? Что мы сделали, чему научились? Как мы этому учились? Анализ образовательной практики в детском саду и проектной деятельности со всеми детьми Опрос детей – анкета для интервью: Что вам доставляет больше всего удовольствия? Что вы изучали чаще всего? Что значит для вас проект? Чего вам не хватало в оформлении, материалах, мероприятиях? Что не очень хорошо получилось? Родители Итоговый анализ проекта Проектные материалы, в которые родители могут вписать свои замечания Опрос родителей – анкета для их беседы с ребенком: «Понравился ли вам и вашему ребенку проект? На что он повлиял? » Анализ и совершенствование деятельности детского сада и образовательного процесса Анкета для ежедневного опроса родителей: до лжна содержать вопросы о проект ной деятельности

Оставить комментарий: