Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников
Документы для скачивания
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников п одготовила воспитатель группы №4 «Гномики» Харланенкова О. Н. СЕНТЯБРЬ КАРТА 1 Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций( ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях) . Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью Сижу я один дома и играю. Вдруг кто- то позвонил в дверь. Мне захотелось открыть, но когда я посмотрел в глазок, то увидел чужого человека. Тут пришла мама, и чужой человек убежал. 1. А вы бы открыли дверь чужому? Нет 2. А почему нет? 3. Может быть этот дядя хорошим, если он не дождался вашей мамы? 4. Если бы он дождался её, то бы он не испугался и не убежал, то у него не было бы добрых поступков. И может он был бы знаком с ней. 5. Что сделал мальчик, когда кто- то постучался? - п осмотрел в глазок 6. Сразу ли он открыл незнакомцу дверь? - н ет 7. Что нужно сказать незнакомцу, когда он стучится в дверь, чтобы он ушёл? - м ама моется в ванной, подождите 8. Можно сказать, что мама скоро придёт? - д а, но не открывать дверь Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли, Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь! Правило 3: Если незнакомый человек пытается открыть дверь в твою квартиру, немедленно позвони в милицию, расскажи, что случилось и назови свой адрес. Если телефон не работает, позови на помощь из окна. СЕНТЯБРЬ КАРТА 2 Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций( ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях) . Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью Однажды мама зашла в магазин, а я остался на улице один. Ко мне подошёл незнакомец. Он предложил мне сладости и пригласил с ним погулять. Я отказался, и хотел уйти, но он крепко схватил меня за руку. Мне стало страшно, я заплакал и громко позвал маму. На мой крик выбежала мама, и незнакомец быстро ушёл, я всё рассказал маме. Она меня похвалила и сказала, что я молодец, но я не понял, почему. 1. Может, вы мне подскажите? 2. Почему мальчика мама похвалила? - о н не ушёл с ним 3. Можно у незнакомца брать сладости? - н ет 4. А почему? 5. Могут быть они отравлены? - д а 6. Что сделал мальчик, когда его схватил незнакомец за руку? - з аплакал и закричал 7. Что сделал незнакомец, когда мальчик закричал? - о н убежал 8. Наверно сам незнакомец испугался? - д а 9. Что надо сделать, когда вас берёт за руку незнакомец? - з акричать. СЕНТЯБРЬ КАРТА 3 Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций( ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях) . Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью Молодой человек приметной наружности приветливо приглашает мальчика или девочку покататься на его новой машине: Садись, я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутишь? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает! 1. Вы любите кататься на машине? - д а 2. А кто вас катает на машине? 3. А ездить с чужими мамы разрешают? - н ет 4. А если дяденька даст порулить? - н ет 5. А можно маленьким детям садится за руль? - н ет 6. А если маме не скажут, то сядите с незнакомцем? - н ет 7. Что можно сказать этому дяденьке, чтобы он уехал? - я с вами не хочу разговаривать. 8. Можно ему сказать, что вы его не знаете и мама запретила разговаривать с незнакомыми людьми? 9. Можно говорить с незнакомцами? - н ет 10. А есть ли у вас в семье родителями правило: " Всегда говори своим родителям, куда ты идешь" . А можно нарушать правила? СЕНТЯБРЬ КАРТА 4 Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций( ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях) . Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек. – Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу. 1. Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану»? 2. А может дяденька украсть телефон? - д а 3. Что нужно сказать незнакомцу? - у меня нет телефона Воспитатель: Запомните, ребята! Ведь преступник для того, Чтоб ребёнка усыпить, " Фанты" даст ему попить. В очень вкусные конфетки Спрячет сонные таблетки. Принесёт наклеек пачку, И отравленную жвачку… Надо помнить: такая еда Принесёт вам много вреда! ОКТЯБРЬ КАРТА 1 Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций( ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях) . Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью Сантехник О ткройте дверь Трубы я пришел чинить Надо воду перекрыть 1. А вы бы открыли дверь чужому? Нет 2. Может быть этот дядя вруном? - д а 3. А может быть он грабителем, а не сантехником? - д а 4. Что нужно сделать, когда кто- то постучался? - п осмотреть в глазок 5. Что нужно сказать незнакомцу, когда он стучится в дверь, чтобы он ушёл? - м ама моется в ванной, подождите 6. Можно сказать, что мама скоро придёт? - д а, но не открывать дверь Правило 2: Если даже увидишь в глазок человека в милицейской форме или в белом халате, помни, что преступники могут надеть любую одежду. Помни- в обычной жизни злоумышленники стараются выглядеть как все, чтобы никто не мог их в чём- то заподозрить. Вед. Не пускайте дядю в дом Если дядя незнаком И не открывайте тете Если мама на работе Ведь преступник так хитер Притворится, что монтер Или даже скажет он Что пришел к вам почтальон В жизни всякое бывает С тем, кто двери открывает Чтоб тебя не обокрали Не схватили, не украли Незнакомцам ты не верь Закрывай покрепче дверь. Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли, Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь! Проигрывание заданных ситуаций, их представление. ОКТЯБРЬ КАРТА 2 Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций( ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях) . Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью На столе расположены детские книги «Красная Шапочка», “Буратино”, “Волк и семеро козлят”, «Колобок». Задания Вопрос №1. - Как развивалась бы сказка, если бы Красная Шапочка не рассказала волку о бабушке? Вопрос №2. - Как развивалась бы сказка “Буратино”, если бы Буратино не пошёл с незнакомцами на поле чудес? Вопрос №3. - Как развивалась бы сказка “Волк и семеро козлят”, если бы козлята не открыли дверь незнакомцу? Вопрос №4. - Как дальше бы сложилась сказочная жизнь Колобка, если бы он не пожалел незнакомую лису и не сел ей на носик? ( От каждой группы дети представляют свои варианты новой сказки) . Правила нарушили эти герои: 1. Колобок. Буратино. ( Чрезмерное доверие к незнакомцам) . 2. Семеро козлят. Бабушка Красной Шапочки. ( Нельзя открывать дверь чужим) . Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем Если вдруг в квартиру ломится чужой, Говорит плохие, страшные слова, Угрожает и стучится в дверь ногой, Ты в полицию звони быстрей 02! . ОКТЯБРЬ КАРТА 3 Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций( ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях) . Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью" Телефонный звонок" . В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки. Правило: На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители? »- Можно говорить, что нет родителей дома? - н ет Если нет родителей, то может незнакомец ворваться к вам в квартиру. А зачем? - ч тобы украсть что- нибудь. Может он сделать тебе больно? - д а Можно при телефоном разговоре спросить у незнакомца" Извините, кто вам нужен? " , " Кого вам позвать? " - да А кого ты позовешь, если дома никого нет? Что бы ты сказал? отвечай, что родители дома, но они заняты, и подойти к телефону не могут. Правило: Не давать по телефону никакой информации( своего имени, имени родителей и др. ) . Не говорить, что дома один( можно сказать, что мама или папа сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, кому перезвонить) . Если позвонивший говорит непристойности, надо сразу же вешать трубку. ОКТЯБРЬ КАРТА 4 Цели: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций( ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях) . Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью" Девочка! Покажи мне, пожалуйста, где находится аптека. Проводи меня туда. У меня что- то сердце разболелось. " Незнакомец берет девочку за руку. ) Далее в ходе игры возможны следующие варианты: Обсуждение первого варианта игры: 1. Задаются вопросы детям, исполнявшим роли: - Когда ты увидел( а, что к девочке подошел мужчина и заговорил с ней, о чем ты подумал( а? - Когда ты увидел( а, что девочка с кем- то уходит со двора, о чем ты подумал( а? 2. Задаются вопросы девочке, которая исполняла роль" девочки" : - Когда к тебе подошел незнакомец и заговорил с тобою, о чем ты подумала? - Какие чувства ты испытывала, когда незнакомец взял тебя за руку и повел? - Что ты чувствовала, когда незнакомец попросил у тебя помощи? 3. Задаются вопросы группе детей: - Ребята, как вы думаете, много ли таких взрослых, которые могут чем- либо навредить детям? Кто хочет высказаться? Почему ты так думаешь? - Какие взрослые, на ваш взгляд, не могут заслуживать доверия у детей? Почему вы так думаете? - Для чего нам нужны правила безопасности? НОЯБРЬ КАРТА 1" Мальчик! Я живу в соседнем дворе. Мой котенок залез на дерево. Помоги мне, пожалуйста, снять его оттуда" ) . Должен мальчик отказать помочь старушке. что он может сказать? " Бабушка! Мне нельзя уходить со своего двора" . " Обратитесь к кому- нибудь другому. Мне не велено уходить со своего двора. " " Бабушка! Я не умею лазить по деревьям. " " Нет! Я не могу вам помочь" . Может мальчик обращаться за помощью к другим детям. Как? - " Здесь рядом играют другие дети, я пойду и расскажу им о вашем котенке, и мы попробуем все вместе вам помочь. Но сначала мы предупредим своих родителей. " " Давайте я позову еще и других детей, мы все вместе достанем вашего котенка. Только надо отпроситься у мамы. " Обсуждение всех вариантов ответов" мальчика" по вопросам: " Почему ты решил сразу же откликнуться на просьбу старушки? " " О чем ты подумал, когда понял, что тебя хотят украсть? " " Какие чувства ты испытывал, когда отказался помочь старушке? " " Почему ты не согласился помочь старушке? " " Почему ты решил рассказать ребятам о просьбе старушки? " " Что тебе хотелось сделать, когда ты услышал просьбу старушки? " и т. п. ( Выслушиваются и обсуждаются ответы детей) . «Что делать, если ты потерялся» Цель: Закрепить с детьми основные правила поведения в ситуации «Что делать, если ты потерялся». Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только, например, к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком. НОЯБРЬ КАРТА 2 Вы оказались одни вдали от дома! Ты с мамой ходил по магазину. Заглядевшись на красивую игрушку, не заметил, как ушла мама. Что ты будешь делать? Что необходимо делать в первую очередь? ( Ответы детей) . Воспитатель. Испугаешься ты. Нужно плакать? - н ет Этим делу не поможешь. Вокруг тебя всегда есть люди. Но к кому можно обратиться за помощью? ( Ответы детей) . можно обратиться к полицейскому? А как его узнать? - п о форме Лучше всего подойти к милиционеру. Ведь у него служба такая – всем помогать. Но если его по близости нет, то можно подойти к мамам и бабушкам, которые гуляют во дворе с такими же, как ты, детьми. Если ты потерялся в большом магазине, подойди к продавцу или кассиру. Воспитатель. А можно уходить далеко от того места, где ты потерялся? - н ет Дети, но есть самое важное правило НЕ УХОДИТЬ С ТОГО МЕСТА, ГДЕ ТЕБЯ ОСТАВИЛИ ВЗРОСЛЫЕ! Воспитатель. Дети, давайте повторим и запомним главные правила поведения «Что делать, если ты потерялся? » Никогда не отходи далеко от взрослых. Если ты потерялся, не пугайся и не плачь. Подойди к милиционеру или женщине с ребенком. Знай свое имя, фамилию, адрес, телефон( это тебе очень поможет) . Но самое главное – не уходи с того места, где тебя оставили! НОЯБРЬ КАРТА 3 Электричество Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации. Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем( спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома. Мишке любимому девочка Мила Погладить штанишки однажды решила. Утюг незаметно от мамы включила И вскоре о нем совершенно забыла Нагрелся утюг, загорелись штанишки. Пожар уничтожил игрушки и книжки. Что хотела сделать девочка? - п огладить штанишки для мишки. Можно малышам включать утюг? - н ет А другие электроприборы? - н ет Можно сунуть пальчики в разетку? - н ет Может ток вас убить? - д а А если гвоздь засунуть в разетку? Что случится? - т ок убьёт А если утюг оставить надолго на белье, то может вспыхнуть пожар? - д а Это опасно? - д а Воспитатель: Помните дети: пожары бывают Когда про включенный утюг забывают! - А как же действовать в опасной ситуации. Давайте вместе с вами будем учиться правильным действиям во время опасной ситуации. Если в доме что- то загорелось- ( что нужно делать) Быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону 01, маме на работу. Позвонить из телефона- автомата по номеру 01 и сказать, что у вас в доме пожар. При этом обязательно надо назвать свой домашний адрес. Если в квартире много дыма- ( как вы поступите) низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым полотенцем. Загорелась одежда- падать и, катаясь, сбивать огонь. НОЯБРЬ КАРТА 4 Цель: знать правила безопасности в зимнее врем я- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы. Ход беседы: 1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»: Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла, На дорогах гололед, И машины все несет. Тротуары, как каток, Сделать бы еще шажок, Но подошва подвела- Очень скользкая она. Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа- Соль насыпать и песок, Чтоб пройти прохожий мог. 2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед». 3. Вопросы к детям: - Какая зимняя погода способствует образованию гололеда? - Почему в гололед происходит много аварий на дорогах? - Почему в гололед люди часто получают травмы? - Как обезопасить себя в гололед? - Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед? 4. Рассматривание карти н- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед? Запомнить правила: - не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; - если кто- то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого! 5. Задание: На улице- помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком. ДЕКАБРЬ КАРТА 1 Тема: «Осторожно сосульки/ снег с крыши/ » Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека( если упадут с крыш и- травма и вспомнить, если облизывать или есть- ангина) ; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность. Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел? » Ход беседы: 1. Отгадайте! - Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю. Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю. ( Сосулька) 2. Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним. Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы. ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя: - Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! - Подходить и трогать свисающие сосульки! - Нельзя сосать и есть сосульки! - Не кидайся сосулькой или снегом! - Будь внимательным и наблюдательным! - Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее! - Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других ДЕКАБРЬ КАРТА 2 Тема: «Не ешь снег и сосульки! » Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека( если упадут с крыш и- травма, если облизывать или есть- ангина) ; Материал: логическая картина «Как Вася заболел? » Ход беседы: 1. Беседа- Что значит быть здоровым? ( значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть) - Как мы должны заботиться о своем здоровье? ( закаляться, гимнастика» 2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда »( Т. А. Шорыгина «беседы о здоровье», с. 4) 3. Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним. Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел? »- Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася? 4. Обыгрывание проблемных ситуаций: «Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное такой же сладкий и вкусный, я его попробую» «Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец? » 5. Чтение стихотворений: Я вам расскажу, ребята, Умные школьники и дошколята Здоровье свое всегда берегут, Снег и сосульки в рот не берут! С крыши свесилась сосулька, С виду вкусный леденец! Заработает ангину. Если съест ее глупец! ДЕКАБРЬ КАРТА 3 Тема: «Как был наказан любопытный язычок» Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай. Материал: сюжетная картина. Ход беседы: 1. Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов. Показать( если это все- таки случилось) , как помочь пострадавшему( с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно) 2. Помочь запомнить ПРАВИЛО: - Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья. - Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось. - Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое. 3. Проведение опыта: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается. ДЕКАБРЬ КАРТА 4 Тема: «Зимой на горке» Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; Развивать выдержку и терпени е- умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций. Ход беседы: 1. Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья. 2. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине. 3. Игра( словесная) «Хорош о- плохо». Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. 4. Рассматривание санки- ледянки и обычных санок. 5. Сформировать ПРАВИЛА: - Кататься на горке только на санках- ледянках, а не на обычных санках; - Подниматься на горку только по ступенькам; - Не подниматься по скользкому скату горки и с боков; - Не кататься стоя, а только сидя; - Не толкать, не цепляться за товарищей; - Соблюдать очередность; - Не спрыгивать с горки; - Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись; - Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках; - Прокатился, быстрее вставай и уходи, т. к. следом за тобой скатится другой и может сбить тебя; - Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок; - Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки; - Не сбегай по скату; - Не кидайся снегом в сторону горки. ЯНВАРЬ КАРТА 1 Тема: «Трудовая деятельность» Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности( лейки, тряпочки, палочк и- труд в уголке природы; стеки, ножницы, карандаши, кисточк и- ручной труд; грабельки, лопаточки, совочки, веничк и- труд в природе) . Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами Ход беседы: 1. Игра с «Волшебным сундучком». Загадать загадку о предмете. Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета. - Для чего нужен? - Когда невозможно обойтись без этого предмета? - Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию? - Как правильно им пользоваться? 2. Выучить пословицу: «Каждой вещи- свое место». 3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы. 4. Повторить с детьми ПРАВИЛА: - Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов; - Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места; - Не размахивай и не тычь в лицо другим; - Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди- Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке( показ) ; - После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место; - Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др. ; - Не толкайся, не отбирай у других; - Не бегай с опасными предметами; ЯНВАРЬ КАРТА 2 Тема: «Правила поведения на участке д/ сада во время прогулки» Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/ с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. Материал: Иллюстрации Ход беседы: 1. Демонстрирует иллюстрации и( можно прочитать стихотворение об опасных предметах) и рассказ воспитателя о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Воспитатель показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. 2. Проигрывание ситуаций: Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили. 3. Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать! И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей! 4. Беседа( с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/ сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям? 5. Запомнить ПРАВИЛА: - Выходить на участок д/ с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом. - Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки. - Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть доброжелательным и вежливым. - Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя. - Не играть с острыми предметами. - Не бегать с игрушками и не отбирать их у других. - Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности. Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться. - Не кидаться песком, землей, снегом. - Не подходить к собакам и кошкам. - Не трогать грибы и ягоды и не есть их. - Не ломать деревья, кусты. - Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их. - Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас. ЯНВАРЬ КАРТА 3 Электричество Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации. Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем( спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома. Там дядя Ток( Мальчик вставляет ножницы в розетку) 1. - Что он делает неправильно? 2. - Что может случиться с ним? 3. - Как нужно было себя вести? 4. - Кто теперь ему может помочь? ФЕВРАЛЬ КАРТА 1 Газ. Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации. Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем( спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома. Скучно маму ждать с работы Очень хочется компота В кухню Юленька вошла Под кастрюлей газ зажгла Час прошел- кипит кастрюля Испугалась наша Юля Мало сделалось воды – Так недолго до беды Осторожно горячо( Девочка приоткрывает крышку кастрюли) 1. - Что она делает неправильно? 2. Что дымится из кастрюли, когда кипит вода? - п ар 3. Сможет ли девочка обжечься горячим паром? - д а 4. Можно брать крышку кастрюли голыми руками? - н ет 5. - Как нужно поступить? - в зять прихватку 6. А можно малышам варить? - н ет 7. - Что теперь нужно делать девочке? - ж дать родителей Воспитатель: Сам к плите не прикасайся Лучше взрослых дожидайся. ФЕВРАЛЬ КАРТА 2 «СПИЧКИ ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКИ» Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём. Предложил однажды Рома Фейерверк устроить дома Из двенадцати ракет Пока папы с мамой нет Рома взял ракеты в руки Я поджег четыре штуки Не пришлось повеселиться Оба мы лежим в больнице. 1. Можно зажигать ракеты? - н ет 2. А фейерверки? - н ет 3. Можно играть со спичками? - н ет 4. А вообще можно брать в руки спички маленьким детям? - н ет 5. Если в доме что- то загорелось- ( что нужно делать) Быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры 6. Нужно рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону 01, маме на работу? - д а 7. А если в квартире много дыма- ( как вы поступите) низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым полотенцем. 8. Загорелась одежда? - падать и, катаясь, сбивать огонь. ФЕВРАЛЬ КАРТА 3 «Алкоголь в компании» Цель: ознакомить учащихся с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании. Представьте, что вы пришли в гости к другу поиграть в компьютерные игры. Его родителей нет дома. На кухонном столе вы видите красивую бутылку в плетеной корзине. Друг говорит, что это хорошее виноградное вино и предлагает попробовать. Что вы ответите? «Запомните! В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить «нет». Нужно вежливо и твердо отказывать». Каждая рюмка вина, каждый стакан пива, иногда только два- три глотка крепкого алкогольного напитка могут принести ущерб здоровью, снизить работоспособность, привести к несчастью. Воспитатель: сделаем вывод, почему мы не будем употреблять алкоголь. Дети: чтобы не повредить своему здоровью. чтобы после употребления алкоголя не было отрицательных последствий. чтобы не расстраивать родителей и близких людей. ФЕВРАЛЬ КАРТА 4 ПДД Программное содержание: закрепление знаний о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, воспитание дисциплинированного пешехода, Закрепление умения детей находить правильное решение в трудной ситуации. дети изображают игру в футбол на проезжей части улицы. Неожиданно появляется машина, слышен визг тормозов, дети испуганы. Футбол- азартная игра. Но не доводит до добра Обгон и пас на мостовой. Игрок рискует головой! А ты где забиваешь гол? Где нужно всем играть в футбол? Ответ: дети должны играть в футбол на стадионе или во дворе на спортивной площадке. МАРТ КАРТА 1 ПДД по дороге на самокате катается мальчик, едут машины. Вопрос: Ты не в цирке! Здесь дорога, Повернется руль немного- Ну, кого ты удивишь? Под машину угодишь. Где можно кататься на велосипеде или самокате? Ответ: на самокате можно кататься только во дворе своего дома, где не ездят машины, а на велосипеде- по специальной велосипедной дорожке. МАРТ КАРТА 2 П о тротуару идет девочка, играет в мячик, незаметно выходит на проезжую часть улицы. Загорелся светофор, поехали машины. Вопрос: Твой веселый звонкий мяч Под машину рвется вскачь. Уходи скорей с дороги! Уноси банты и ноги! Кто скажет, где должна играть девочка? Ответ: на детской площадке, во дворе своего дома. Подводится итог. Ведущий: Предоставляем слово капитану команды «Сигнал»: Команда «Сигнал»: Помните и млад, и стар, Выполняйте строго: Пешеходу- тротуар, Транспорту- дорога! Не случилась чтоб беда, Не было увечья- Надо двигаться всегда Транспорту навстречу. МАРТ КАРТА 3 ПДД Программное содержание: закрепление знаний о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, воспитание дисциплинированного пешехода, Закрепление умения детей находить правильное решение в трудной ситуации. М альчик перебегает дорогу в неположенном месте, перед близко идущими машинами. Вопрос: Это что еще за мода- Перебегать наискосок? Ты видел знаки перехода? А где дорогу пересек? Где нужно переходить дорогу? Ответ: дорогу можно переходить только по пешеходному переходу- наземному или подземному. МАРТ КАРТА 4 ПДД Д евочки играют в салочки на тротуаре, по дороге едут машины. Вопрос: Они несутся во всю прыть, А мы за них в тревоге. Машину не остановить Так сразу на дороге. Какое правило нарушили подружки? Ответ: На тротуаре нельзя играть, потому что мешаешь другим пешеходам и можно выскочить на проезжую часть дороги. АПРЕЛЬ КАРТА 1 ПДД М амы встали у пешеходного перехода и разговаривают, забыв про детей; рядом по дороге мчатся машины, дети спрыгивают с тротуара на проезжую часть, впрыгивают на бордюр обратно. Вопрос: Заболтались две мамаши И забыли все на свете. Оглянитесь! Это ваши Под машину лезут дети. Как нужно вести себя у пешеходного перехода? Ответ: нужно быть очень внимательным, не отвлекаться и смотреть за сигналами светофора. «Ребёнок и его старшие приятели» Цель: Научить детей говорить „НЕТ, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. АПРЕЛЬ КАРТА 2 ОБЖ Рядом с вашим домом идет стройка. Строится новый дом. Взрослые ребята ходят туда играть и собирать красивые камешки. Они позвали тебя с собой. Как ты поступишь? Ты пойдёшь с ними? Нужно ли предупредить родителей? Разрешат тебе это сделать родители? Можно детям ходить на стройку? Чем опасна стройка? АПРЕЛЬ КАРТА 3 ОБЖ А если друг предложит весной покататься на льдинах, вы пойдёте с ним? Что может случиться? Можно провалится под лёд, погибнуть. Если вы чувствуете, что старший товарищ пытается вовлечь вас в опасную ситуацию, вы должны твёрдо сказать «НЕТ». Даже если вас обзовут трусом, знайте, что жизнь и безопасность важнее всего. Воспитатель: Всегда ли надо брать пример со своего старшего друга? Может он совершать плохие поступки, научить чему- то плохому, вовлечь в опасную ситуацию? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены поступки детей и их последствия. Очень хорошо иметь много друзей. Друзья всегда помогут и поддержат в трудную минуту. Но иногда, даже старшим товарищам нужен совет и помощь, особенно, если это касается безопасности. Не всегда нужно делать то, что говорит или делает ваш друг. Можно попасть в очень опасную ситуацию. О таких ситуациях мы с вами сегодня говорили. Что нужно ответь старшему товарищу, если он пытается вас вовлечь в опасную ситуацию? Почему? ( ответы детей) А закончить мне хочется ещё одним стихотворением В. Берестова: Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется Кончается игра. А дружба не кончается, Ура! Ура! Ура! АПРЕЛЬ КАРТА 4 ОБЖ “Алиса отворила дверцу: там был вход в узенький коридор, чуть пошире крысиного глаза … Т ак или иначе, сидеть перед заветной дверцей было совершенно бесполезно, и Алиса вернулась к стеклянному столику, смутно надеясь, что может быть, там все- таки найдется другой ключ или, на худой конец, книжка “Учись складываться”. Ни того, ни другого она не нашла, зато обнаружила хорошенький пузырек, к горлышку которого был привязан ярлык, как на бутылочке с лекарством. А на нем большими буквами было четко напечатано: “Выпей меня”. Ответьте на вопросы: Выпила ли Алиса содержимое пузырька? Что с ней произошло? Почему? Какое правило безопасности нарушила девочка? ( Нельзя пробовать незнакомые вещества и лекарства. Можно отравиться) . У: Не менее опасный вред здоровью могут нанести предметы бытовой химии. Ребята, какие предметы бытовой химии вы знаете? МАЙ КАРТА 1 ОБЖ Незнайка с Пончиком заходит в воду. Незнайка толкает Пончика, тот теряет равновесие, уходит под воду с головой. Вылезает, кашляет и плачет. 1. - когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые? 2. - Можно играть в тех местах, откуда можно упасть в воду? 3. Хорошо ли поступил Незнайка со своим другом? МАЙ КАРТА 2 ОБЖ Ну а если вдруг, по какой- то причине, человек окажется за бортом, ему можно помочь, Ответ: если бросить спасательный круг, надувной матрас, бревно, палку, доску, даже мяч. Самим вам не надо бросатьс я в воду. Вы можете помочь тонущ ему, если будете громко кричать «Человек тонет! » и позовете на помощь взрослых. А для того чтобы хорошо запомнить предмет, с помощью которых можно спасти утопающего, мы с вами выучим стихотворение. Если в речке тонет кто- то, Если он идет на дно, Кинь ему веревку, круг, Палку, доску иль бревно… МАЙ КАРТА 3 ОБЖ Мы на пляже. Вдоволь накупались- выходим из воды, расстилаем коврики и «загораем». Сначала лежим на спине, потом переворачиваемся на животики. - Ребята, можно долго находится на солнышке? - Нет. - Почему? - Можно получить солнечный удар и ожоги на коже. МАЙ КАРТА 4 ОБЖ Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть, и снова бредет. Мальчики начали подражать его походке: сгорбились, еле передвигают ноги, смеются. Воспитатель: Что бы вы сказали о таких мальчиках? Ответы детей. Воспитатель: И добрый сказочник пишет в письме: «Нельзя смеяться над старыми людьми. К ним нужно относиться заботливо, помогать им. Старые люди прожили много- много лет и трудились для людей. Запомните это».