Мастер – класс «Развитие мелкой моторики рук с детьми раннего возраста»

Опубликовано: 01:16:39 18-05-2021

Автор: Сергеева татьяна Николаевна

Документы для скачивания:

59438_Master Klass 2017.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

59438_Master Klass 2017.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянска Мастер – класс «Развитие мелкой моторики рук с детьми раннего возраста» Подготовила воспитатель: Сергеева Т. Н. Ноябрь 2017 г. О пользе развития мелкой мото рики сказано и написано немало. Ведь на кончиках пальцев находится неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с развитием речи. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта взаимосвязь – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речи развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики ребёнка – это совершенствование его речи. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг( его высшие корковые функции) , руки( кончики пальцев) и артикуляционный аппарат( движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:  массажных мячиков, шишек, грецких орехов;  платочков;  ковриков «Травка», зубных щёток, крупных бигуди- для массажа и самомассажа ладоней;  прищепок бель евых;  бус;  шестигранных карандашей. Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела( голова, руки, ноги, туловище) . Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешнее овладеть навыками письма. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Этапы разучивания игр: 1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. 3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает. Варианты игр Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непрерывно каждый пальчик, Быть послушным научу. Массаж грецкими орехами( каштанами) . Я катаю свой орех, Чтобы был круглее всех. Массаж «четками»( бусами) . Перебирание «четок»( бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке. Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. Кроме того, можно использовать пальчиковые игры с прищепками, которые сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с прищепками позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются. Игры с прищепками Бельевой прищепкой( проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Жук летит, Жуж- ж- ж- ж- жит, Жуж- ж- ж- ж- жит, И усами шевелит! В. Цвынтарный Самомассаж подушечек пальцев Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо- влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5- й строчки – смена рук. Шёл медведь к своей берлоге( мизинец) Да споткнулся на пороге( безымянный) . «Видно, очень мало сил( средний) Я на зиму накопил», –( указательный) Так подумал и пошёл( большой) Он на поиск диких пчёл( большой) . Все медведи – сладкоежки, ( указательный) Любят есть медок без спешки, ( средний) А наевшись, без тревоги( безымянный) До весны сопят в берлоге( мизинец) . Игры с массажными мячиками Колючий ёжик Гладь мои ручки, Дети катают мячик в руках, Ёжик, ёжик. Т делая движения вперёд- назад, Ты колючий, ну и что же вправо- влево между пальцами. Катают мячик по правой и ле- Я хочу тебя погладить, вой ладоням круговыми движе- ниями. Я хочу с тобой поладить. Берут мячик в левую руку и О. Крупенчук «прыгают» им по ладони дру- гой руки, затем меняют руки. Дружба Поиграйте с детьми в эти игры. Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой. Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено. Старайтесь почаще хвалить ребенка. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего момента. Играя с детьми в игры, обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Не забывайте о том, что ребенок воспринимает ваши действия зеркально: произнося команду «влево», вы должны делать «вправо» и наоборот. Вырабатывают ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. А нетрадиционное использование прищепок или любых других предметов стимулирует умственную деятельность, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Желаем вам успехов! Гусь крикливый Гусь крикливый, С длинным носом, Шея словно знак вопроса. Гусь идёт гулять в луга И гогочет: «Га- га- га! » Е. Янушко Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Жук Жук летит, Жуж- ж- ж- ж- жит, Жуж- ж- ж- ж- жит И усами шевелит! В. Цвынтарный Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Кыш! Сильно кусает Котёнок – глупыш! Он думает это – Не палец, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш! » М. Рогожникова Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Крапива Посмотрите: притаилась И пушистой притворилась! Мы тебя, крапива, знаем, Никогда срывать не станем! Е. Николаева Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Белые гуси Белые гуси на речку идут, Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: « Га – га – га! » Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Самомассаж ладоней и пальцев рук Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка» На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. Гладит мама- ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат! » Самомассаж зубной щёткой Дети берут в руки зубную щётку. Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем. А. Дорогавцева Самомассаж с прищепками Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. ( Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими) . Кусается больно котёнок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. – Но я не играю с тобою, малыш! – А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук Гусёнок Вот проснулся, Встал гусёнок, Пальцы щиплет он спросонок: – Дай, хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне. О. Крупенчук Самомассаж подушечек пальцев Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо- влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5- й строчки – смена рук. Шёл медведь к своей берлоге( мизинец) Да споткнулся на пороге( безымянный) . «Видно, очень мало сил( средний) Я на зиму накопил», –( указательный) Так подумал и пошёл( большой) Он на поиск диких пчёл( большой) . Все медведи – сладкоежки, ( указательный) Любят есть медок без спешки, ( средний) А наевшись, без тревоги( безымянный) До весны сопят в берлоге( мизинец) . Игры с массажными мячиками Колючий ёжик Гладь мои ручки, Дети катают мячик в руках, Ёжик, ёжик. д елая движения вперёд- назад, Ты колючий, ну и что же вправо- влево между пальцами. Катают мячик по правой и ле- Я хочу тебя погладить, вой ладоням круговыми движе- ниями. Я хочу с тобой поладить. Берут мячик в левую руку и О. Крупенчук «прыгают» им по ладони дру- гой руки, затем меняют руки. Дружба Я в друзьях души не чаю! Дети крепко сжимают мячик Я друзей своих встречаю! поочерёдно в одной и в другой Каждый руку мне пожмёт! ладони. Каждый мне привет пошлёт! Машут рукой. О. Крупенчук Игры с платочками Тесто Месим, месим тесто! 1 вариант игры. Есть в печи место! Дети берут платочек за два Будут, будут из печи уголка и пальцами обеих рук Булочки и калачи! собирают платочек в обе ладони. Народная потешка 2 вариант игры. Берут платочек за уголок и собирают целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки( правой или левой) . Другая рука не помогает! Прятки Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность. Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают Ловко прятались в кроватке. п альцы обеих рук. Вот так, вот так, Пальцы обеих рук собирают Ловко спрятались в кроватке. п латочек в обе ладошки. А. Савушкина Игры с крупными бигуди Самокат Самокат, самокат, Дети катают бигуди между Самокату очень рад! ладонями вперёд- назад, руки Сам качу, сам качу держат перед собой. Самокат куда хочу! И. Токмакова Ролик Трудно ролик мне вести Дети катают бигуди между Прямо по дорожке, ладонями вперёд- назад, руки Так и хочется ему держат перед собой. Спрятаться в ладошке. Убирают бигуди в обе ладони. С. Ерошкина Игры со счётными палочками Цапля ходит по болоту Цапля ходит по болоту Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки. Будто ищет там кого- то. Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки. Ой, боюсь, что эта цапля Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат безымянный пальцем правой руки. Лягушонка хочет… Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем пальцем правой руки. Сцапать! Убирают счётную палочку за спину. О. Крупенчук Затем дети выполняют те же движения левой рукой. Клювы Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки. Клювов длиннее Не видывал я, Чем клювы у цапли И журавля! О. Крупенчук Игры с бусами Бусы Дома я одна скучала, Дети перебирают бусы в руках, Бусы мамины достала, считают бусины в прямом и в Бусы я перебираю, обратном порядке. Свои пальцы развиваю. О. Крупенчук

Оставить комментарий: