Мастер – класс «Игровые технологии для развития творческих способностей дошкольников»

Опубликовано: 01:30:47 18-05-2021

Автор: Сергеева татьяна Николаевна

Документы для скачивания:

59443_MASTER klass 10.02.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

59443_MASTER klass 10.02.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянска Мастер – класс «Игровые технологии для развития творческих способностей дошкольников» Подготовила воспитатель: Сергеева Т. Н. Февраль 2021г. Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровой технологии- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала. При отборе и систематизации игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей, учитываются не только возрастные особенности детей, но и логика формирования способностей в разных видах художественно эстетической деятельности. В педагогическом процессе, ориентированном на художественно- эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей. Комплекс развивающих упражнений Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста Для детей 3—4 лет Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур. Педагог раздает детям листы бумаги с нар исованными на них кругами. Дает задание: кажду ю фигуру превратить в различные изображения. Дорисуй так, как хочешь Цель: та же. Педагог предла гает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой- либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента. Дорисуй фигуры Цель: та же. Пе дагог раздает детям шесть фигур( прямоугольники, круги или треугольники) . Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа. Дорисуй прямоугольники Цель: та же. Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы. Что ты видишь? Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы. Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок. Для детей 4—5 лет Двойное изображение Цель: учить видеть образ в рисунке. Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. П олучается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого- либо предмета. Забавы с геометрическими фигурами Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур. Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии. Четыре колеса Цель: та же. Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям чт о- нибудь придумать и нарисовать. Оживи фигуру Цели: — упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений; — создавать на этой основе относительно новый художественный образ. Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем. Обведи свою ладонь и оживи Цель: способствовать созданию в воображении о бразов на основе схематического изображения предмета. Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую- нибудь фигуру. Лист с силуэто м можно поворачивать как угодно. С использованием приема составления образа из заданных элементов. Для детей 3—4 лет Составление изображений объектов Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур. Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выл ожить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др. Сложи рыбку Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету ( конструктивный способ) . Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или пол очке разложены остальные детали( плавники, хвосты и т. д. ) . Затем дети составляют из них красивых рыбок. Для детей 4—5 лет Сказочная птица Цели: —  упражнять  в передаче формы и расположения частей птицы; —  развивать фантазию. Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц ( разной формы, величины и цвета) . Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу. Бабушкин сундучок Цель: учить конструировать из бросового материала. Педагог раздает детям нитки, шнурки, проволоку, пуговицы и просит придумать, что из этого можно сделать. Остальные дети угадывают, что это такое. Мозаика Цели: —  упражнять  в умении складывать предметы из геометрических фигур; —  развивать  вариативность мышления. Педагог предлагает детям придумать и составить из разноцветных геометрических фигур как можно больше вариантов предметов. Составь натюрморт Цели: —  упражнять  в составлении натюрморта в сочетании с другими предметами; —  развивать  вариативность мышления. Дети составляют из набора( вазы, тарелочки, корзины, салфетки, плоскостные формы овощей, фруктов, веток, цветов, ягод) натюрморты, при этом важно не повторить друг друга. С использованием приема применения предметов в другом качестве. Для детей 4—5 лет Чем может быть. Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание. Портрет из пуговиц Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными  средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц. С использованием приема самостоятельного выдвижения идей. Для детей 4—5 лет Необыкновенное дерево Цель: стимулировать  творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое. Лоскутное одеяло Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств. Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов. Картина из дырок Цель:   развивать творчество  при рисовании нестандартными  способами. Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает  «нарисовать»  иголкой на бумаге обычный листок ( машину, солнце и т. п. ) . Ощипанный портрет Цель: та же. Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать. Дети выполняют. Посуда для куклы Цель: та же. Педагог. Каждый, кто хоть однажды ел шоколад, обязательно держал в руках блестящую, шуршащую фольгу. Очень многим бывает жалко выбрасывать фольгу после того, как шоколад съеден. Но куда ее девать, что с ней делать? Оказывается, из фольги можно изготовить много интересных  вещей: например, если фольгу смять как пластилин, можно вылепить посуду для куклы. Попробуйте изготовить из фольги набор для куклы. Пусть в этот набор  войдут: ваза, блюдечко, большое блюдо для пирога. Дети выполняют. Праздник Цель: развивать творчество  при рисовании на заданную тему. Дети работают в альбомах  творческих заданий. Тема  «Укрась торты для праздников». Для занятия понадобятся цветные карандаши, фломастеры. Педагог предлагает разрисовать торты для различных  праздников: день рождения мамы, бабушки, праздник в детском саду и т. д. Кто вылупится из яйца? Цель:   развивать фантазию. Педагог читает детям письмо от  Незнайки: «Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо. Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто- нибудь вылупиться. Не тот, кто обычно из яйца вылупляется, а совсем наоборот. В общем долго мы пытались представить себе этого. н е знаем, как зовут. А потом подумали, что лучше вас, ребята, этого никто не сделает. Помогите нам узнать, кто ( что)  вылупится из яйца? Нарисуйте нам. Очень ждем. Жители Солнечного города». Дети придумывают и рисуют. Только для детей Цель:   развивать  воссоздающее воображение. Педагог предлагает детям подумать о том, что может произойти только с ними и нарисовать эти события. Дети выполняют. Волшебная закладка Цель: та же. Педагог. Закладки для книг бывают  разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты. Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар- птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др. Дети выполняют. С использованием приема опредмечивания   изображений. Для детей 4—5 лет Облака- загадки Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов. Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Затем он поочередно показывает  картинки  с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей. Три краски Цель: учить видеть образ в рисунке. Педагог предлагает детям взять три краски и разрисовать весь лист. Затем дает задание придумать, на что похож рисунок и как можно больше названий к нему. Придумай по рисунку Цель:   развивать  умение соотносить форму с реальными предметами окружающего. Педагог последовательно рисует условные символы и рассказывает детям сказку, предлагая Им придумать образы ( персонажи)  через опредмечивание предлагаемых рисунков. Постепенно дорисовывая рисунок, педагог рассказывает сюжет  сказки: «Жил- был.  ( Рисует кружочек. )  Кто? Было у него.  ( Подрисовывает внизу кружка овал. ) Видит он. ».  ( Рисует треугольник) . И так далее по ходу рассказа. Угадай что Цель:   развивать  внимание и умение по частям домысливать целое  изображение. Педагог раздает детям  картинки  с недорисованными контурами и предлагает определить, что хотел нарисовать художник. Затем в форме лото дети подбирают полное  изображение  недорисованного предмета ( должно быть несколько вариантов к одному  изображению) . С использованием приема дополнения  изображения. Для детей 5—6 лет Веселое соревнование Цель: учить создавать многое из одного. Педагог раздает детям листы- матрицы, на которых  изображены  разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой- нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных  изображений. Незаконченный сюжет Цель: учить конкретизировать ( оживлять)  схематические  изображения. Педагог кладет перед каждым ребенком листы бумаги с нанесенным на них карандашным  изображением  нескольких многозначных деталей и просит их дорисовать предложенное  изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета. Придумай узор Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы. Педагог раскладывает три ряда листов с  изображениями фигур: в одном — линии, в другом — скобки, в третьем — круги. Дети должны соединить фигуры в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор. Дорисовки Цель: та же. Перед каждым ребенком педагог кладет игровую  карточку  с набором незавершенных рисунков и предлагает дорисовать. Дополни рисунок до образа Цель: та же. Педагог раздает детям листы, разделенные пополам линией, где на каждой половине — одинаковое, схематичное  изображение  ломаных линий и предлагает дорисовать их справа и слева до образа, но так, чтобы оба рисунка были разными. Волшебники Цель: учить создавать эмоционально окрашенные образы на основе общей схемы. Педагог дает детям две одинаковые фигурки  «волшебников»  и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого. Забывчивый художник Цели: —  способствовать созданию в воображении образа на заданную тему; —  развивать эмпатию. Педагог говорит, что один забывчивый художник не закончил свою  картину. «Как вы думаете, что он хотел  изобразить на ней? Дорисуйте незавершенную  картину так, чтобы как можно лучше отразить замысел художника». Комплекс развивающих упражнений Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста Для детей 3—4 лет Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур. Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения. Для детей 4—5 лет Четыре колеса Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур. Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии. Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что- нибудь придумать и нарисовать. Обведи свою ладонь и оживи Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета. Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую- нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно. С использованием приема составления образа из заданных элементов. Для детей 3—4 лет Составление изображений объектов Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур. Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др. С использованием приема применения предметов в другом качестве. Для детей 4—5 лет Портрет из пуговиц Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными  средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц. Ощипанный портрет Цель: та же. Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать. Дети выполняют. Лоскутное одеяло Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств. Выберите один карандаш. Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов. Лоскутное одеяло Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств. Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов. Забывчивый художник Цели: — способствовать созданию в воображении образа на заданную тему; — развивать эмпатию. Педагог говорит, что один забывчивый художник не закончил свою  картину. «Как вы думаете, что он хотел  изобразить на ней? Дорисуйте незавершенную  картину так, чтобы как можно лучше отразить замысел художника». листы бумаги с нарисованными на них кругами – 6 листы бумаги с нарисованными на них кругами- 6 чистые листы- 12 карандаши геометрические фигуры пуговицы маленькие листочки- 6

Оставить комментарий: