a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация «Условия успешной адаптация детей в ДОУ».

Автор: Сергеева татьяна Николаевна Опубликовано: 2021-05-18 10:49:37

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянска Консультация « Условия успешной адаптация детей в ДОУ ». Подготовила воспитатель: Сергеева Т. Н. Сентябрь 2018 г. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися с  изменениями поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация- это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом и социальном. Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1, 5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма- что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации. К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки. Необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Ведущая педагогическая идея заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению. Адаптация ребенка к ДОУ складывается из психологической и физиологической адаптации. Психологическая адаптация заключается в отрыве от домашней обстановки, вхождение в социум и является ключевой проблемой «детсадовцев». Физиологическая адаптация детей, не менее серьезный аспект и работа по ней проводится параллельно. Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде: а) творческий стиль- ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам; б) конформный стиль- ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды; в) избегающий стиль- ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий стиль. Наименее оптимальным-  избегающий. Главной целю воспитателя- является успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: 1. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ: - снизить уровень тревожности; - создание комфортной ситуации; - формирование социальной коммуникабельности 2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации: - снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ; - поднять уровень физической культуры детей. 3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию. Учитывая вышеизложенное, в работе необходимо придерживаться следующих принципов: - принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям; - принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик; - принцип комплексности; - принцип творческой активности. Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению должна начинаться задолго до поступления ребенка в ДОУ. Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей, из которого делаются выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжаем знакомство с детским садом заочно по фотоальбомам: «Наш любимый детский сад», «Мы ждем тебя малыш», где рассказывается о жизни детей в детском саду. С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. На следующем этапе работы реализовывается система медико- психолого- педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей. Работа, во время адаптационного периода детей ведется по следующим направлениям: - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; - формирование чувства уверенности в детях. Одна из задач адаптационного периода- помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме. Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом необходимо присутствие обоих воспитателей группы. После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище. Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме: В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности: - показ настольного театра «Теремок», - драматизация сказки «Как собака друга искала»- инсценирование потешки «Курочка Рябушечка »- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень- очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки». Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей: - игры с песком и водой: « Ловись рыбка», «Дождик как- кап- кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину». - пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик- пальчик», «Сорока», «Домик». - монотонные движения руками( нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур) . - сжимание кистей рук( малышу предлагали резиновую игрушку- пищалку) . - р исование фломастером, красками. - слушание спокойной музыки: «Утро»( А. Григ) . - занятия смехотерапией. В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Проявляющаяся у детей синтония( эмоциональное заражение) , с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой. Важную роль в облегчении адаптации играет предметно- развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно- развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как: - разнообразие( наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности) ; - оптимальная насыщенность( без чрезмерного обилия и без недостатка) ; - стабильность( материалы и пособия имели постоянное место) ; - доступность( исключали высокую мебель и закрытые шкафы) ; - эмоциогенность( среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции) ; - зонирование( не пересекаются игровые и учебные зоны) . Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие" комнатки" , в которых дети чувствуют себя комфортно.  Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами, маркерами на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка- тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Адаптация может вызвать проблемы со сном, которые связаны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть. Прочтение доброй сказки перед сном поможет ребенку расслабится и успокоится. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Не нужно насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе недолго, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада. В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. При общении с семьями воспитанников должны учитываться типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации. Основными формами работы детского сада и семьи являются: - консультации; - анкетирование; - родительские собрания; - беседы; - выставки; - папки передвижки. Адаптационный период считается законченным, если: • Ребенок ест с аппетитом; • Быстро засыпает, вовремя просыпается; • Эмоционально общается с окружающими. • Играет. Используемая литература: 1. Антонова Е. В. , Дедкова В. , Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста/ Ребенок в детском саду, 2003. 2. Грановская Р. М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М. : Учитель, 2004. 3. Дикая Л. Г. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М. : ТЦ «Сфера», 2005. ( Приложение к журналу «Управление ДОУ») . 4. Зубова Г. , Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада/ Дошкольное воспитание, 2004. 5. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста/ Дошкольное воспитание, 2006. 6. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации/ Дошкольное воспитание, 2003. 7. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М. : Книголюб, 2005

Оставить комментарий: