a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Автор: Сергеева татьяна Николаевна Опубликовано: 2021-05-18 10:50:37

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянск Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково- исследовательской деятельности» Выполнила: воспитатель Сергеева Т. Н. Январь 2019 г. Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. В настоящее время изучение курса ОБЖ в дошкольных учреждениях происходит в рамках ФГОС ДО в образовательной области социально- коммуникативное развитие( формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе) . На основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программы «Безопасность» Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина были обозначены цели и задачи по ОБЖ. Формирование основ безопасности жизнедеятельности Цели: 1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. 2. Формирование предпосылок экологического сознания( безопасности окружающего мира) Задачи: 1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; 2. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 3. Передавать детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; 4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Основные направления работы по ОБЖ  Безопасное поведение в природе  Безопасное поведение на дорогах  Безопасность собственной жизнедеятельности Примерное содержание работы 1. Ребенок и другие люди:  О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.  Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.  Ребенок и другие дети.  Если «чужой» приходит в дом. 2. Ребенок и природа:  В природе все взаимосвязано.  Загрязнение окружающей среды.  Бережное отношение к живой природе.  Ядовитые растения.  Контакты с животными. 3. Ребенок дома:  Умение правильно обращаться с некоторыми предметами в том числе электроприборами, газовой плитой, инструментами и т. д.  Открытое окно, балкон как источник опасности.  Купание в водоемах  Умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. 4. Ребенок и улица:  Устройство проезжей части.  Дорожные знаки для водителей и пешеходов.  Правила езды на велосипеде.  О работе ГИБДД.  Правила поведения в транспорте.  Если ребенок потерялся на улице Формы организации учебно- воспитательного процесса с детьм и- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения; - отгадывание загадок, кроссвордов; - чтение художественной литературы, - рассматривание иллюстраций по теме, альбомов; - сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов; - театрализованные представления, - обыгрывание ситуаций( правильного и не правильного поведения) ; - встреча с интересными людьми( сотрудниками ГИБДД, МЧС) - участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов, - мультимедийные презентации( когда нельзя рассказать, а только показать) ; - работа над проектами. Развитие у детей безопасного поведения осуществляется поэтапно: I Этап. «Я знаю» Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников преимущественно через дидактические игры. Здесь используются такие методы и приемы, как: - обучение- чтение и обсуждение- рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий- загадывание загадок, разные задания Обучение занимает ведущее место( через дидактические игры) Игры направлены на закрепление знаний об источниках опасности «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам». «Что расскажет экологический знак», «Убери на место» и др. Игры на закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях «Мы- спасатели», «Сто бед», «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта», « Веселинка- Грустинка». Чтение и обсуждение художественной литературы( особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним из- за нарушения правил безопасности, и «открывает» вместе с детьми правила поведения) Использование фотографий, картинок, иллюстраций Загадывание загадок, разные задания и т. п. ( сказочный персонаж) II Этап. «Я знаю и понимаю» Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий и моделирования возможных угрожающих ситуаций. Здесь используют такие методы и приемы, как: - ситуативно- имитационное моделирование; - инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации; - обыгрывание отрывков из литературных произведений; - обсуждение сюжетов ролевых игр; - продуктивная деятельность. Ситуативно- имитационное моделирование( СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка. Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми: - использование макета домашней обстановки( лес, поляна, луг) или специально сконструированной предметно- игровой среды; - предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей; - введение значимой для дошкольников мотивации деятельности; - «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности; - поддержание адекватного эмоционального фона. Специально изготовить макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др. Например: В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак Х – нельзя пользоваться. ! – осторожно пользоваться. Вспомнить вместе с детьми правила безопасности: • Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности. • Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во- первых, это невкусно, а вовторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом. • Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда. III Этап. «Я знаю, понимаю, могу изменить» На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для изменения ситуации( моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Здесь используются следующие методы и приемы: - проблемно – игровые ситуации; - игры – драматизации и инсценировки; - игры тренинги с дальнейшим обсуждением( анализом) сценария событий; - формулирование выводов; - выбор новой модели поведения. Проблемно- игровые ситуации Помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе( не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда) . Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. Например: «В парке», «Ядовитые растения», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное», «Собака – друг человека». Игры тренинги с телефоном Для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса. В игровой тренинг ребенок дома один; ребенок дома с братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми- следует включить разного рода" уговоры" , привлекательные обещания( например: «Волк и семеро козлят») . Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности. Моделирование ситуаций Дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними. Например: моделирование ситуации: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе и твои действия. Например: Задания типа «Составим план- карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками». Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Игры –д раматизации Способствуют повышению активности детей, которые можно включать в занятия- после прочтения художественного произведения, развлечение «Кошкин дом»- чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; - чтение и последующая изобразительная деятельность; - занятие- инсценировка «Когда мамы нет дома». Например: Игра «Путешествие в лес»( учить тренировать звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя вести) . Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Оставить комментарий: