Мастер-класс для педагогов "Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми и родителями"!
Документы для скачивания
Мастер- класс для педагогов: « Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми и родителями » Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, специалистов – участников мастер- класса через педагогическое общение с демонстрацией применения метафорических ассоциативных карт( МАК) . Задачи: - ознакомить с понятием «Метафорические ассоциативные карты»; - рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами; - повы си ть интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми. Целевая группа: педагоги, специалисты дошкольных образовательных учреждений Материалы и о борудование: ноутбук, проектор, 4 колоды карт ( К. Крюгер «Я и все – все- все», Ю. Воловикова « Сказка внутри тебя », Хох- Корона Ютта « Монстрики чувств », Т. Зинкевич – Евстигнеева «Тайны женской силы») . Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, буклеты. Ожидаемые результаты: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения МАК( понимание основных принципов и способов работы) ; Практическое освоение педагогами ме тодов и упражнений, предлага емых педагогом на мастер- классе; М отивация к дальнейшему изучению МАК и использованию для решения других педагогических задач. План проведения мастер- класса: 1. Вводная и теоретическая часть. 2. П рактическая часть. 3. Подведение итогов. Рефлексия. Ход мастер- класса Вводная и теоритическая часть Добрый день уважаемые педагоги, я рада приветствовать В ас. Сегодня с вами я педагог- психолог Михайлова Ирина Васильевна. Моей цел ью на сегодняшнем мастер- классе является повышение профессионального мастерства педагогов, специалистов через педагогическое общение с демонстрацией применения метафорических ассоциативных карт( МАК) . Я поставила перед собой следующие задачи: - ознакомить с понятием «Метафорические ассоциативные карты»; - рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами; - повысить интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми. Дошкольный возраст – это период открытий, достижений, сензитивный период для приобретения умений и навыков. Но наряду со всем этим он наполнен кризисными этапами. И на ее пути встречаются и радости и трудности. Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Для выполнения этих требований в своей работе я всегда ищу что- то новое, интересное, современное, но в тоже время удобное и эффективное средство по основной цели своей работы « Психолого- педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ДОУ». Метафорические ассоциативные карты это чудесный, бережный, работающий инструмент в исследовании, коррекции, профилактики, развитии дошкольников. Перед вами на экране одна из метафорических карт, расскажите, какие ассоциации она у вас вызывает? ( Ответы педагогов) Спасибо за ответы! Что такое Метафорические ассоциативные карты? ХОЗЯИН КАРТЫ- ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке. Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы. Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что- то своё. МАК- это эффективный и экологичный инструмент, помогающий заглянуть в наше подсознание. К сожалению, осознанного в наше й жизни очень мало, только 4% . 96% - это информация, которая хранится в глубине нашего подсознания. МАК помогают получить ответы из глубин подсознания, не травмируя человека. История Создателем первой колоды О- карт был канадский художник Эли Раман. Эли Раман долгое время занимался преподавательской деятельность и был увлечен карточными играми. О н создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения. Карты Эли Рамана сократили расстояние между зрителем и живописью, сделали ее доступной всем желающим. Увидев карты немецкий психотерапевт и издатель Моритц Эгетмейер понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека, они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество. У В ас, конечно же, появился вопрос: а, как и зачем применять метафорические карты педагогу, работающему с детьми, воспитателю. Поспешу напомнить вам, что современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями. Так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкивается воспитанник в процессе усвоения им учебного материала. Педагог, владеющий психологическими знаниями, может видеть связь усвоения знаний и эмоционального состояния ребенка; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Используя с детьми МАК, мы будто играем в их игру, со своими правилами, используя метафоры( ведь сказка- это и есть своего рода метафора) , дети не ставят непробиваемые барьеры, и погружаются в процесс, а изменения не заставляют себя долго ждать… В своей работе я использую карты работая со всеми участниками образовательного процесса. Цель работы с метафорическими картами для воспитателя: • Развитие воображения • Развитие творческого потенциала • Решение трудных жизненных ситуаций • Решение конфликтов в отношениях • Нахождение подсказок – ресурсов для самопомощи • Помощь в достижении целей • Раскрытие ранее неизвестного ( неосознаваемого) потенциала, возможностей. А если вы примените МАК в работе с родителями, то вы: • Сможете узнать истинные мотивы поведения родителя в тех или иных ситуациях; • Сможете понять сами и помочь родителям осознать пр ичины неудач в воспитании детей. МАК легко и удобно использовать в групповой работе с родителями ( родительские собрания, круглые столы, мастер- классы) тем самым обеспечивая психолого- педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Возможно использование карт родителя ми для развития ребенка в семье. В работе с детьми МАК пригодятся в следующих случаях: • Знакомство и изучение эмоций и настроения; • Экспресс диагностика эмоционального состояния ребенка и его коррекция; • Беседы о хороших и плохих поступках; • Беседы о поведении, профилактика конфликтных ситуаций между детьми; • С помощью МАК можно выработать правила поведения в группе; Возможно использовать в образовательных областях «Речевое развитие»( рассказ историй по карте) , «Познавательное развитие»( дидакт ический материал) , «Социально- коммуникативное развитие»( проигрывание жизненных ситуаций) , «Художественно- эстетическое развитие»( рисование с использованием карт) . Преимущества применения МАК при работе с детьми: Карты воспринимаются как игра, а игровой формат сни жает напряжение и тревожность. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожно сть. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом д ать такую возможность ребенку. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и п ереживаниях. МАК развивают эм оциональный интеллект ребенка. МАК раз вивают творческую составляющую. В своей работе я использую их при проведении тренинговых занятий с детьми, родителями и педагогами для развития коммуникативных качеств, познавательного интереса, для развития творческого потенциала. А также в индивидуальном консультировании, проработке и терапии аффективных состояний. 2. Практическая часть Игра в карты проходит как обычно за карточным столом, только карты Метафорические К колодам метафорических карт имеется методич еская брошюра. Для разрешения конфликтов, в парном консультировании, при работе с эмоциональными нарушениями, психосоматическими симптомами, а также с детьми в качестве инструмента для развития эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта успешно применяются карты Хох- Корона Ютта « Монстрики чувств ». Спектр возможностей использования карт довольно широк и зависит от креативности и мастерства того, кто их применяет в своей работе. В первую очередь карты незаменимый инструмент диагностики. При этом может быть использована совершенно любая колода. Упражнения для диагностики: Попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. Найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. Какая карта нравится, а какая не нравится. Попросить ребенка рассказать сказку по трем картам. Техника «Мне помогает, мне мешает…» Цель: помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать. Положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает. Возможно, в начале упражнения детям понадобится помощь. Для детей помладше советуют отобрать в колоду достаточно однозначные чувства: злость, радость, страх, обида. Для старших детей и взрослых подойдут карты с более сложными чувствами ( отчаяние, стыд, горе) . Лучше, когда участников больше трех, однако вполне можно сыграть и вдвоем. Вывод: Вот так ненавязчиво и мягко можно подводить ребенка к осознанию своих чувств, и пониманию, что, то или иное чувство может быть, как помощником, так и оказаться помехой. В этой игре также скрыт глубинный смысл. Видя образы, называя эмоцию, проговаривая чувства, человек, даже еще маленький получает маленький опыт- «прививку» от неконтролируемых действий и поступков. В работе с детьми я использую набор карт Камиллы Крюгер «Я и все- все- все». Персонажи этого комплекта – дети. С помощью данных карт мы можем решить любую проблему, которая волнует ребенка. Образы карт помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться. Варианты работы с картами. «Страх уходи! » Ребенок выбирает карту, персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом. Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся. «Мой самый лучший день»/ «О чем мечтается» Ребенок выбирает одну из карт в открытую и рассказывает о том, каким он представляет свой самый лучший день. «Нарисуй продолжение»/ «Нарисуй начало» Ребенок выбирает карту и должен придумать и нарисовать продолжение( начало) сюжета, используя наводящие вопросы: Что изображено на карте? Кто является главным действующим героем изображенной истории? Чем история началась и чем закончилась? Кто я на этой картинке? Что она для меня означает? Разыграем историю На кого я похож? Плохо или хорошо? Техника « Внутренний ребенок » Цель: саморегулирование внутреннего эмоционального состояния. 1. В открыту ю выберите карту «Моё детство» из колоды К. Крюгер «Я и все- все- все» ка к она связана с Вашим детством: Сколько ему лет? О чем он думает, мечтает, к чему стремится? Какие эмоции он испытывает? 2. С таньте этому малышу заботливым родителем, поговорите с ним и скажите все, что хотел бы услышать он от любящих и добрых родителей. 3. Ответьте на вопрос: как часто малыш нуждается в вашей поддержке? Будете ли вы и дальше заботится о нем? 4. Сделайте выводы. В работе с родителями преимущественно использую колоду Юлии Воловиковой «Сказка внутри тебя». Варианты работы с картами. «Сказочный персонаж» Ребенку предлагается охарактеризовать сказочного персонажа, озвучить что он чувствует. Далее, используя различные пейзажи рассказать как меняется его настроение. «Легкое путешествие» Ребенок выбирает карту и рассказывает что это за место, кто живет там, чем оно отличается. Техника «Я могу» Цель: осознание внутренних ресурсов. В восточных сказках все желания выполняет Джинн из Волшебной лампы. Эта лампа перед Вами. Поверьте мне, Джинн там! Выберите взакрытую по порядку 3 карт ы из колоды Ю. Воловиковой «Сказка внутри тебя», которые будут окончанием предложений, запишите их: Я хочу научиться… У меня достаточно сил и способностей, чтобы… Меня вдохновляет… Оставим свои желания, мечты и стремления в Волшебной лампе. Они обязательно сбудутся! «Изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой- то формы, линии. Таким образом, МАК помогают работать с подсознанием. Раскрывают внутренние проблемы, помогают бороться со страхами при этом, не оказывая травмирующего воздействия на психику. Карты помогают выявить вну тренние переживания. М етодика МАК выполняет задачи нового ФГОС в ДОУ так как: • Игры с картами эмоций и рассказывание сказок( в режимные моменты после прогулки, в часы чтения сказок и как подготовка к инсценировкам, способствуют охране и укреплению и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ( карточки эмоций можно использовать и в уголке эмоций) • Игры и упражнения с МАК направленные на самопознание и изучение отношений, творческое рассказывание и рисование способствуют созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; • МАК способствуют формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности; • Многообразие техник МАК и видов колод и наборов обеспечивают вариативность и разнообразие содержания Программы ДО; • МАК легко и удобно использовать в групповой работе с родителями ( родительские собрания, круглые столы, мастер- классы) тем самым обеспечивая психолого- педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам. Потому что карты не требуют какой- то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя. А теперь поработаем над собой с помощью колоды Татьяны Зинкевич- Евстигнеевой «Тайны женской силы» Сделайте глубокий вдох и выдох! Сосредоточьтесь! И задайте самой себе вопрос: «Что мне нужно сделать сейчас и в каком направлении двигаться? » Вы узнаете, рассмотрев свою карту. Я дарю ее Вам на память, чтобы все, что Вы увидели, реализовалось! Ведь женщина это сочетание творчества, желаний и возможностей! Полюбите себя! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ. . . Я люблю себя милую, нежную, озорную, немного небрежную, Я люблю себя разную- разную, даже утром, спросонья, прекрасную! Я люблю себя стильную, сильную, П отрясающую и сексапильную! А порою серьезную, смелую, В этой жизни такую умелую! Я лю блю себя всю, без остатка, З аношу все слова я в тетрадку, Чтоб напомнить любимой себе Я- это ЧУДО на нашей Земле! Большое спасибо за участие в мастер- классе, надеюсь, что мне удалось справиться со своими задачами: познакомить вас с метафорическими ассоциативными картами и научить работать с некоторыми ее техниками. До свидания. До новых встреч. Использованная литература 1. Канц Г. Метафорические карты: Руководство для психолога. – 2- е изд. – М. : Гинезис, 2014 2. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все- все- все»/ К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб. : Речь, 2016. – 48 с. 3. Метафорические ассоциативные карты «Сказка внутри тебя» 4. Метафорические ассоциативные карты «Тайны женской силы»