Развитие речи детей посредством русского народного творчества
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему: «Развитие речи детей посредством русского народного творчества»
Одним из эффективных средств развития речи детей младшего дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество.
Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
При коммуникативном подходе произведения устного народного творчества используются для общения взрослого с ребенком, например, при чтении и обсуждении художественных произведений, проведении эстетических бесед, пальчиковых игр. Это расширяет словарный запас, формирует грамматический строй речи, ее звуковую культуру.
Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.
Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.
С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
При проговаривании всех фольклорных произведений устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.
В работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы:
– наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);
– словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;
– игровые методы;
– игры с пальчиками;
– ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;
– имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);
– метод ассоциаций при использовании загадок;
Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.
Таким образом, успешному развитию речи детей младшего дошкольного возраста способствуют следующие условия:
- использование в комплексе трех подходов: интегративного, коммуникативного и системно-деятельностного;
- подбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей;
- следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества;
- использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.
Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.
Конечно же, хочется сказать слова благодарности родителям, которые поддерживают интерес у своих деток к народному творчеству.
Материал подготовила
воспитатель Иванова Л.В.