a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы: «Инновационные формы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»

Автор: Харланенкова Ольга Николаевна Опубликовано: 2021-05-21 10:19:00

Из опыта работы: «Инновационные формы по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель Харланенкова. Н. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово  «красивый»  рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется  художественно- эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования- " развитие личности, способной к самоопределению и самореализации" . Художественно- эстетическое развитие  - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно- эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы. Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно- эстетическое развитие. Основная цель педагогического коллектива  ДОУ: создание системы работы по художественно- эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Для достижения поставленной цели реализуются следующие  задачи: • Изучение современных подходов к проблемам художественно- эстетического развития дошкольников. • Создание условий, способствующих, реализации художественно- эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. • Использование современных технологий по художественно- эстетическому развитию детей. Система работы по художественно- эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой  компонентов: • обновление содержания образования ( выбор программ и технологий) ; • создание условий для художественно- эстетического воспитания( кадровое обеспечение, учебно- методическое обеспечение, создание предметно-  развивающей среды) ; • организация образовательного процесса ( работа с детьми и родителями) ; • координация работы с другими учреждениями и организациями. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех  направлениях: • организованная деятельность( НОД, экскурсии,  развлечения, индивидуальная работа, игры) ; • совместная деятельность педагогов и детей; • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей ( игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность) . К художественно- эстетической деятельности  относится: • Изобразительная деятельность; • Музыкальная деятельность; • Восприятие художественной литературы  ; • Театрализованная деятельность. Цели художественно- эстетического  воспитания:  развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры. Задачи эстетического воспитания дошкольников: • развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов; • формирование элементарного эстетического сознания; • формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства; • развитие эстетических и художественно- творческих способностей; • систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно- творческих способностей; • формирование основ эстетического вкуса. Задачи художественно- эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя: • изучение элементов теории эстетики; • систематическое общение с художественной культурой; • организованное участие в художественном творчестве. Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных  средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств( декоративно- прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр) . Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству,  развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач  являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно- раздельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно- эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами,  возрастными и индивидуальными особенностями детей. Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, OОД, экскурсии, праздники,  развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Цель OОД-  развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия- как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров. Виды   инновационных технологий в художественно- эстетическом развитии: Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста: • рисование пальчиками • рисование ладошками • рисование ватными палочками • оттиск печатками из овощей • тычок жёсткой сухой кистью • печать поролоном • пластилинография( представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. ) • набрызг( заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой ( или кистью)  проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. ) • рисование на манке( • рисование мятой бумагой( занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами. ) • ниткография( В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек. ) • рисование песком • граттаж( пособ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. ) • кляксография( разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен- клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью. ) • рисование солью • монотипия( графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. ) • мраморная бумага( нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок. ) • фроттаж( техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша. ) Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка. Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира. В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно- творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции,  развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д. , но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Из опыта работы: «Инновационные формы по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель Харланенкова. Н. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово  «красивый»  рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется  художественно- эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования- " развитие личности, способной к самоопределению и самореализации" . Художественно- эстетическое развитие  - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно- эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы. Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно- эстетическое развитие. Основная цель педагогического коллектива  ДОУ: создание системы работы по художественно- эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Для достижения поставленной цели реализуются следующие  задачи: • Изучение современных подходов к проблемам художественно- эстетического развития дошкольников. • Создание условий, способствующих, реализации художественно- эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. • Использование современных технологий по художественно- эстетическому развитию детей. Система работы по художественно- эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой  компонентов: • обновление содержания образования ( выбор программ и технологий) ; • создание условий для художественно- эстетического воспитания( кадровое обеспечение, учебно- методическое обеспечение, создание предметно-  развивающей среды) ; • организация образовательного процесса ( работа с детьми и родителями) ; • координация работы с другими учреждениями и организациями. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех  направлениях: • организованная деятельность( НОД, экскурсии,  развлечения, индивидуальная работа, игры) ; • совместная деятельность педагогов и детей; • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей ( игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность) . К художественно- эстетической деятельности  относится: • Изобразительная деятельность; • Музыкальная деятельность; • Восприятие художественной литературы  ; • Театрализованная деятельность. Цели художественно- эстетического  воспитания:  развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры. Задачи эстетического воспитания дошкольников: • развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов; • формирование элементарного эстетического сознания; • формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства; • развитие эстетических и художественно- творческих способностей; • систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно- творческих способностей; • формирование основ эстетического вкуса. Задачи художественно- эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя: • изучение элементов теории эстетики; • систематическое общение с художественной культурой; • организованное участие в художественном творчестве. Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных  средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств( декоративно- прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр) . Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству,  развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач  являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно- раздельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно- эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами,  возрастными и индивидуальными особенностями детей. Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, OОД, экскурсии, праздники,  развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Цель OОД-  развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия- как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров. Виды   инновационных технологий в художественно- эстетическом развитии: Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста: • рисование пальчиками • рисование ладошками • рисование ватными палочками • оттиск печатками из овощей • тычок жёсткой сухой кистью • печать поролоном • пластилинография( представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. ) • набрызг( заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой ( или кистью)  проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. ) • рисование на манке( • рисование мятой бумагой( занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами. ) • ниткография( В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек. ) • рисование песком • граттаж( пособ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. ) • кляксография( разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен- клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью. ) • рисование солью • монотипия( графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. ) • мраморная бумага( нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок. ) • фроттаж( техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша. ) Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка. Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира. В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно- творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции,  развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д. , но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Оставить комментарий: