a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Финансовая грамотность.

Автор: Маринина Кристина Сергевна Опубликовано: 2021-05-24 18:31:18

МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 Ёлочка « Ф инансист ы, будущего » из опыта работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности Подготовили: педагоги Городнова Н. В. ; Черненко К. С. Введение Проект по формированию финансовой грамотности « Финансисты, будущего» включает следующую информацию: актуальность экономического воспитания на современно м этапе и социальную значимость принципы реализации проекта цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта сроки и этапы реализации проекта; управление и обеспечение проекта; ож и даемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта; планируемые мероприятия в рамках проекта; заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования( далее ФГОС ДО) . Проект по формир ованию финансовой грамотности «Финансисты, будущего » разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно- тематического планирования образовательной деятельности. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Актуальность Финансовое просвещение и экономическое воспитание- сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Также, не все семьи имеют возможность регулярно заниматься финансовым образованием детей. Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам: повысить уровень финансовой грамотности: получ ить первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, приобщ ить их к миру экономической действительности. Новизна опыта Новшество опыта заключается в разработке, подборке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных фо рмах взаимодействия с ребенком. Постановка проблемы Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посре дством разнообразных видов детской деятельности; Совершенствовать коммуникативные качества детей. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. Участники проекта: д ети подготовительной группы; воспитатели группы; родители. Сроки реализации проекта: долгосрочный Тип проекта: информационно- практико- ориентированный Этапы проекта: 1этап – Организационный: - изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - информирование родителей о планирова нии работы с детьми по проекту «Финансисты, экономисты будущего». - подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. - Создание развивающей среды по теме. 2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов( Уроки тетушки совы) , презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно- ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. 3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально- познавательной игры- квеста « В поисках клада» Предполагаемые результаты Д ети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей. План мероприятий по финансовой грамоте детей Сентябрь Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара. Демонстрация презентации «История денег» Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» НОД «Дом, в котором «живут» деньги» Задачи: дать первоначальные знания о банке( банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг) . Материал: комикс «Жила- была денежка», картинки с изображением героев. Игра «Купи другу подарок»[ см. приложение № 2] Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Октябрь: Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха- Цокотуха». НОД «Доход семьи» Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги. Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/ р игры «Супермаркет». Д\ и «Угадай, где продаются»[ см. приложение № 2] Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. Ноябрь: «Презентация семейный бюджет» Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет»; НОД «Путешествие денежки» Д\ и «Что быстрее купят? »[ см. приложение № 2] Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой( стоимостью) и спросом на него. Декабрь: Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»[ см. приложение № 2] Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»» Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки Д\ И «Кто трудится, кто играет»[ см. приложение № 2] Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности( трудовой – нетрудовой) Январь: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо»- на тему «О рекламе товара»[ см. приложение № 2] Просмотр мультфильма « Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. «Ярмарка поделок»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене. Февраль Дискуссия на тему: «Д еньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке» Д/ игра « Что быстрее купят? » Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой( стоимостью) и спросом на него. Март Дискуссия на тему: «А вторитетные качества человека–хозяина »: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. , Д/ игр а «Хочу- надо» Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Проблемная ситуация, пути её решения. Например, одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки? Апрель Чтение пословиц о труде. Отгадывание загадок о профессиях Д/ игра «Монополия» Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты( аналог налогов) , когда другие игроки оказываются на этих полях. С/ р игра «Путешествие» Май НОД «В поисках клада »[ см. приложение № 3] Свою работу по обучению детей финансовой грамотности  мы начали с опроса родителей. ( Приложение 1) Результат анкетирования среди родителей показал: 23% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 12% считают, что эта тема детям не интересна, 18% ещё не думали об этом. Остальные 47% родителей согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию старших дошкольников. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность? », «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам». Был оформлен информационный уголок, п роведены консультации и распространены листовки «Уроки финансовой грамотности в семье». ( Приложение 2) Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка. Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, мы убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребенка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком. В своей работе мы использ овали различные принципы. Примен яли разнообразные методы и приемы. Работа по формированию у детей финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог- воспитанник, воспитанники- родители. Схема педагог- воспитанник включает в себя: комплексно- тематические занятия, сю жетно- ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения- все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Были проведены виртуальные э кскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, провод ились беседы, презентации. Для лучшей реализации поставленных задач в своей работе использ овали чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок, что воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Логические задачи, задачи- шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. З адания такого характера несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. В группе б ыли созданы такие условия и предметно- развивающая среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственное и личностное развитие. Знакомство детей с потребностями происход ило в процессе непосредственно- образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», « Потребности современного человека». Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно по влия ло на развитие мышления, фантазии, развит ие речи и кругозор а воспитанников. Дети приобре ли навыки правильно ведения домашне го хозяйств а, экономи и семейного бюджет а. Это было заметно, когда было провела с детьми итоговое мероприятие. Таким образом, проведя целенаправленную работу, мы убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Результат нашего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками. Список использованных литературных источников 1. Аменд А. Ф. , Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания/ / Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55. 2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями/ / Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103. 3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки/ / Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8. 4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк. , 2007. – 48 с. : ил. 5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно- ролевые игры и дидактические игры/ авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с. 6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику/ / Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75. 7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с. 8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с. 9. Смоленцева А. А. Проблемно- игровая технология экономического образования дошкольников/ / Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63. 10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности/ / Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128. 11. Интернет ресурсы https: / / www. minfin. ru/ ru/ document https: / / dohcolonoc. ru/ http: / / e. stvospitatel. ru/ П риложение № 1 Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»( Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть- чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ) 1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах? - Да- Нет. 2. Нужно ли детей знакомить с экономикой? - Да. - Нет. 3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку? - Положительно. - Отрицательно. 4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги? - Да. - Нет. 5. Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе? - Да. - Нет. 6. Как ребенок относится к труду? - Охотно принимается за дело. - Неохотно принимается за дело. 7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома? - Да. - Нет. 8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок? - Да. - Нет. 9. Знают ли дети профессии родителей? - Да. - Нет. 10. Знает ли ребенок на, что тратятся деньги? - - Да. - Нет. 11. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги? - Да. - Нет. Спасибо! Приложение № 2 Игры с экономическим содержанием Игра «Хочу- надо» Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; игровое поле. Игра «Купи другу подарок» Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета. «Кто что делает? » Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Правила: Дети подбирают инструменты( картинки) , которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках. ТСО: карточки с изображением профессии( продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия( взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др. ) . «Угадай, где продаются» Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются. ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д. «Магазин игрушек» Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену( стоимость) . Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые. ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги. «Что быстрее купят? » Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой( стоимостью) и спросом на него. Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора. ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров( платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц) ; ботинки( на одном нет шнурка) . «Монополия» Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты( аналог налогов) , когда другие игроки оказываются на этих полях. Приложение 3 МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» Конспект квест- игры « В поисках клада » по финансовой грамотности дошкольников в подготовительной группе №1 Подготовили педагоги: Н. В. Городнова; Черненко К. С. Цель:  формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений. Задачи. Образовательные: - применять первичные экономические знания на практике; - продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы; - расширять и активизировать словарный запас дошкольников; Развивающие: - развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; - развивать память, мышление, воображение; - закрепить понятие «категория товара»- Воспитывающие: - воспитывать социально- нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность; - воспитывать всестороннему развитию личности. Предварительная работа:   знакомство с профессиями финансового направления, предметы труда финансового направления, изготовление мини- книжек «Юный финансист», рисунки на тему «Дети и экономика», разучивание игры «Мы не детки» оформление выставки «Финансовая грамотность» Оборудование: доска ИКТ, музыкальное сопровождение, мольберт, магниты, предметные картинки, карта – схема путешествия, стаканчики с водой, лупы, коллекция «Деньги». ХОД квест- игры. Воспитатель: показывает книгу К. И Чуковского «Муха цокотуха », а также конверт. Ребята, в нашу группу кто- то инкогнито принёс книгу, карту и приглашение поиграть в увлекательную квест – игру  « В поисках клада ». Для того, чтобы найти клад, придется выполнить большое количество интересных заданий, которые будут нас ждать на станциях. Каждое задание, будет приближать нас к самому настоящему кладу. Вы согласны принять это приглашение? - Итак ребята, кто автор этого произведения и как оно называется? Напомните мне пожалуйста, первые строки. - Дети называют автора и декламируют первые строки произведения. Воспитатель: Муха по полю пошла, муха денежку нашла. Станция 1 «Деньги». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги? Дети: люди получают деньги за свой труд. Воспитатель: Для чего нужны деньги? Дети: Для того, чтобы купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте- Воспитатель. Как появились деньги? Ответы детей. Воспитатель. Давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом- Как вы думаете, удобно это было? ( ответы детей) - Верно и тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые назвали – деньги. Предлагаю посмотреть презентацию «История монет и денег» А сейчас физкультминутка! Продаются в магазине( руки вверх подняли и сделали крышу над головой) Йогурт, молоко, кефир, ( соединять пальчики левой и правой руки) Ряженка, сметана, сыр, ( поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр»- делаем хлопок) Чай, конфеты, шоколад, ( разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу) Яблоки и виноград. Детский мячик в магазине( крутят руки влево вправо упр. «цветок»- запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены) Продают в большой корзине( пальцы в замок и вытянуть перед собой) Нужно важное купить, ( хлопнуть в ладоши над головой) Чтобы экономным быть! ( хлопнуть в ладоши перед собой) Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь у меня к вам следующий вопрос. - Ребята, как вы думаете, как в семье появляются деньги? Ответы детей Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители? Ответы детей Воспитатель: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи? Ответы детей Воспитател ь: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье? Ответы детей Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги? Например, взрослые дети, которые закончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию. Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать- семейный бюджет. Сегодня вы будете тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты вы сможете потратить в конце нашей увлекательной квест –игры. Хранение ваших накоплений доверим банку. Что такое банк, банкомат? Дать определение, после предположений и ответов детей. Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет» Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра- стипендию 1 рубль. Выложите нужное число. ( Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10) . ( Получили первую монету за правильный ответ) Второе практическое задание. «Найди российские деньги» Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей- Посмотрите сколько у меня разных денег. ( Демонстрация разных купюр) Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины. Ответы детей( дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли) - Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? ( Рубль) . - Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? Ответы детей Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по- другому? Ответы детей Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги как называются? ( купюрами) . ( Получили вторую монету) А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Ответы детей Третье практическое задание Воспитатель: Давайте проверим. Сейчас мы с вами пройдем в мини- лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая – бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод. Начинаем проводить эксперименты. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? ( помялась, не помялась) . Теперь давайте попробуем порвать. ( бумага мнётся, рвется; монета- нет. ) Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Ответы детей Воспитатель: Правильно монета не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. ВЫВОД: монетка( За правильный ответ – монетка) Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Кладем бумагу в воду. Что происходит? Ответы детей Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? Ответы детей Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? ВЫВОД: опять монетка( Получаем монетку за правильный ответ) - Предлагаю, в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру. Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Ответы детей Воспитатель: - Подуем? - Что происходит с монетой? - А что происходит с купюрой? - Какой вывод сделаем? Что легче? Воспитатель: Теперь возьмите бумажную купюру в 10 рублей и 10 монеток( монетки берем по одной) . Скажите пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее? Правильно – бумажные( Заработали еще монетку) Давайте посмотрим на наши колонки, ( По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры) , а в наших колонках одинаковое количество плюсов. Какой можно сделать вывод? Правильно, нужны нам и монеты, и купюры. ( Получили еще одну монету) - Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? - Что кроме денег можно использовать при оплате? Ответы детей. Правильно – банковская карта( Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту) . Денег не видим, но они есть! ( Еще монета в нашу копилку) Воспитатель. Пошла муха на базар и купила самовар. Станция 2: Базар Отгадайте загадку: Угадай, как это зовется, Что за деньги продается. Это не чудесный дар, А просто– напросто …. ( товар) Воспитатель: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать? Дети: Нет. Игра «Что продается, что не продается»[ см. приложение № 2] Куда мы идём чтобы приобрести подходящий товар по выгодной цене. - Ребята, какими бывают магазины( овощные, спортивные, мясные…. ) - Типы магазинов: гипермаркет, супермаркет, минимаркет, интернет магазин. - В чем отличие магазина и базара. Дать детям понятие этих определений. Понятия: фиксированная цена, ценник, скидка. Просмотр презентации: «История возникновения магазинов»- Чтобы что- то купить в магазине, нужно за товар, что сделать? ( ответы детей) . Чем мы платим за товар? ( ответы детей) С/ р игра «Супермаркет» Станция 3. Основы маркетинга Воспитатель: Послушайте очередные задания: - Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы обоим остаться довольными? ( ответы детей) Воспитатель: правильно, ребята, такой обмен называется бартером, слушайте следующее задание. - У одного продавца на прилавке сливы красивые, наливные, крепкие, да еще и вкусные. А у другого продавца, сливы ароматные, но переспелые, мягкие. Что делать чтобы быстрей продать товар? - Надо снизить цену на переспелые сливы, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились. Изготовление буклетов и рекламных баннеров, визиток, придумывание рекламных слоганов. станция:  «Труд- оплата» Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся. Интер- активная игра «Вставь пропущенное слово» Каков работник, такова ему и плата. Дело мастера боится. Маленькое дело лучше большого безделья. Нелегко деньги нажить, а легко прожить. Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться. Труд кормит, а лень портит. Терпенье и труд все перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Кто не работает, тот не ест. Кто сидит на печи, тот не ест калачи. Воспитатель: Молодцы, справились. Ребята, давайте вспомним, какие бывают профессии связанные с деньгами, торговлей …. А для этого мы поиграем в игру «Загадки». ( Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки) Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски? Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок? Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет? Кто шьет из ткани сарафан для Тани? Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? Кто границы охраняет и наш сон оберегает? Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус? Воспитатель: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит? »( Дети подбирают к картинке профессии- его результат труда) Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег 5 Станция:   « Покупки»- не будем мы стоять ни минутки. На этой станции разобьемся на 2 команды девочек и мальчиков. Одна команда называет, что можно купить за деньги, а другая показывает этот товар. Другая команда называет, что купить это нельзя. Воспитатель: — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются. Воспитатель: Посмотрите, ( показывает картинки отделов в магазине) все «отделы» перепутались. Исправьте ошибки и разложите товары по категориям. ( Дети работают двумя командами) . Воспитатель: Молодцы! Вы постарались, но до клада ещё не добрались. Пора поиграть, дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек. Остальные дети– это монетки. П/ Игра «Монетки»: «Мы не детки, мы не детки, А веселые монетки.  ( Идут по кругу, держась за руки. ) Звонко катимся по кругу,  ( Идут вприпрыжку. ) Жмемся спинками друг к другу.  ( Прижимаются спинкой к соседу. ) Дружно скачем: скок да скок… — ( Прыгают на месте. ) И обратно в кошелек. ( Монетки- дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг. ) Игра повторяется – дети меняются ролями. Полетели дальше. 6 Станция «Клад» А сейчас обратите внимание, у нас есть все составляющие схемы, где спрятан клад. Нам осталось только найти его. ( задание на ориентирование в пространстве группового помещения) Дети находят клад. Рефлексия. Воспитатель: Молодцы! Скажите, вам понравилась наша игра? Что мы с вами искали? Что мы с вами должны делать, чтобы у родителей оставалось больше денег? На чем можно экономить? Приложение 4 Консультации и рекомендации для родителей Зачем нужна ребенку финансовая грамотность? «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: 1. Что такое деньги 2. Где их взять 3. Как ими правильно распоряжаться Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи. В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой- нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку. На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений. Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги: •для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары; •когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить; •ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить; •чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата; •никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а и нструментом для манипулирования людьми; •чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом. Рекомендации для родителей. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. Возьмите ребенка в банк. Поговорите с детьми о вложении денег. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. Научите детей зарабатывать деньги. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели. Будьте для ребенка примером. Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности! Приложение 5 Кроссворд Цель: Закрепление знаний по финансовой грамотности. 1 э 2 к 3 о 4 н 5 о 6 м 7 и 8 ч 9 е 10 с 11 к 12 о 13 е в 15 о 16 с 17 п 18 и 19 т 20 а 21 н 22 и 23 е Вопросы Бережливо расходующий, требующий умеренных затрат человек, какой он? Приобретение товара за определенную плату. Востребованная профессия у Ханты- Манси Где можно купить продукты, кроме магазина Материальные ценности или средства, полученные нами в результате какой- либо работы. Деньги, изготовленные из металла. Ежемесячная денежная выплата студентам. Выдают после того, как расплатишься в магазине. Определенная денежная сумма, которую вы планируете потратить Т орговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам. К редитно- финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием Пластиковая … О собый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг. Д енежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства О сновное занятие, дело, которому человек обучен Д еньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Д еньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. З атраты, необх одимые для создания товара. Д еятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей. Продуктовый, промтоварный, книжный … В ид бумажных денег. Д еньги, предоставленные в долг с уплатой процента. К оличество денег, которые над о заплатить за товар или услугу. Ответы: 1. Экономный. 2. Покупка. 3. Оленевод. 4. Рынок. 5. Доход 6. Монета. 7. Стипендия. 8. Чек. 9. 10. Распродажа. 11. Банк. 12. Карточка. 13. Деньги. 14. Валюта. 15. Профессия. 16. Расход. 17. Премия. 18. Стоимость. 19. Труд. 20. Магазин. 21. Банкнота. 22. Кредит. 23. Цена Приложения 1. Приложение № 1 – Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота». Анкета для детей «Формирование финансовой культуры у детей». 2. Приложение № 2- Игры с экономическим содержанием 3. Приложение № 3 – Конспект квест- игры «В поисках клада» по финансовой грамотности дошкольников в старшей группе 4. Приложение № 4 – Консультации и рекомендации для родителей? Зачем нужна ребенку финансовая грамотность? 5. Экономически й кроссворд для детей старшего дошкольного возраста

Оставить комментарий: