Проект по волонтерству.
Документы для скачивания
«Если постараться, можно всех увлечь, Добрыми делами радуги зажечь. Пусть радуга сияет людям с высоты, Все на свете сможем вместе – Я и Ты! » Проект Волонтерское движение «Добро» в МАДОУ № 29 детский сад «Ёлочка» Содержание. Пояснительная записка………………………………………. Основная часть………………………………………………. Мероприятия волонтерского движения в детском саду……. Литература……………………………………………… Пояснительная записка Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу. В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России. Волонтёр( фр. volontaire- доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы- не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это: • посадка цветов, кустов и деревьев; • помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями( инвалиды) , мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие; • благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; • помощь животным; • просветительские беседы; • благотворительные концерты и театральные выступления; • экологические марши, уборка мусора и загрязнений; • пропаганда здорового образа жизни; и др. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В. А. Сухомлинского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. И. А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего- то значимого, интересного для ребенка. Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л. М. Шипицыной, О. В. Заширинской, Е. И. Кульчицкой. П. Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе. Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении. Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности; милосердия; самостоятельности; умение общаться с разными социальными группами людей; личностный позитивизм. Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей. Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада. Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников. Организация в детском саду волонтерского движения «Данко» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста, и их участие в добровольческих мероприятиях. Задачи: Расширить представления о волонтерском движении у детей 6- 7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса; Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении; Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2020 – 2021 учебного года. Вид проекта: образовательный, творческий. Продолжительность: долгосрочный 20 20- 2021 уч. г. Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников. Образовательная область: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Тип проекта: Групповой, информационно- просветительский, индивидуально – развивающий. Основная часть. Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду. Детский сад- социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов. Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями( инвалиды) ; повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 6- 7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду. В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы: • работа с детьми 6- 7 лет( волонтёрское движение) ; • работа с педагогами; • работа с семьёй. Рассмотрим основные психолого- педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”: • формирование милосердия. • развитие трудолюбия • воспитание потребности к здоровому образу жизни. • Формирование толерантности • Формирование сознательного, не прагматичного отношения к природе, • Формирование доброжелательности в общении со сверстниками. Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности. Таким образом, волонтёры- это, во – первых, дети- старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников. Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа: 1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду 2 этап. Социально- психологическая подготовка волонтёров. 3 этап. Развитие волонтёрского движения. На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр». На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения. На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско- профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения. Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду- это воспитатели подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности. Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой- высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка. Практическая значимость проекта: Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров. План работы волонтерского движения детского сада с детьми: № п/ п Название мероприятия и цель Ответственные Сроки 1. Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. Беседа «Мы – маленькие волонтеры». Цель: формиро вание у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитатели: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Сентябрь 20 20 г. 2. . Благотворительная акция «Покормите бездомных животных» Сотрудничество с фондом помощи бездомным животным « ЧиЖ » Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме бездомных животных. Напомнить родителям и детям об ответственности за тех, кого приручили. родителей и детей к Подготовка подарков ко Дню пожилого человека. Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника. Воспитатель: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Октябрь 2019г. 3. Встречи с инспекторами ГИБДД. Цель: Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма. Акция «Безопасные дороги детям». Распространение памяток «Внимание водитель! », «Безопасные дороги детям». Цель: детского дорожно- транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля. . День российского флага. Акция «Под флагом России». Цель: Воспитание юных граждан нашей страны через любовь к главным символам Родины. Подготовка к празднику «День матери» Цель: формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме. Воспитатель: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Ноябрь 20 20 г. 4. Акция «Доброе дело- доброе сердце». Сбор средств: канцелярии, игрушек, средстве гигиены, открыток поздравительных и рисунков. Цель: Поздравить детей, находящихся в онкологическом отделении в канун Нового года. Вызвать положительные эмоции и настроить их на скорейшее выздоровление. «День волонтера». Цель: Популяризация бл аготворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность. Воспитатели: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Декабрь 2020 г. 5. Акция «Корзинка радости». Сбор подарков( игрушек) для «Детей младшей группы». Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость. Всемирный день бабушек и дедушек. Цель: Информировать о новом празднике в России. Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Развивать у них чувства сострадания, любви, теплоты и нежности по отношению к бабушкам и дедушкам. Воспитывать любовь и уважение к старым людям, побуждать проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, желание им помочь. Воспитатель: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Январь 2021 г. 6. Акции «Доброе сердце». Цель: оказание помощи нуждающимся детям, формирование гуманного отношения к людям- способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста. Всемирный день приветствия. Цель: Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств, созданию положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание Воспитатель: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Февраль 20 21 г. 7. Беседа «Легко ли быть добрым? » Цель: Создать условия для воспитания доброты, милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях. «Самый главный человек на земле». ( Изготовление подарка для мамы) . Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям- мамам, бабушкам. «Международный день счастья». Цель: Дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастье»; развивать эстетические чувства; воспитывать толерантность. Воспитатель: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Март 20 21 г. 8. Выпуск видеофильма «Спешите делать добрые дела». Цель: сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает. Акция «Подари книгу детскому саду». Цель: пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств гуманизма и благотворительности. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем». Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Флешмоб «Мы выбираем спорт! ». Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни; Воспитатель: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Апрель 202 1 г. 9. Проведение акций «Георгиевская ленточка». Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти. Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…». Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим; Участие в «Бессмертном полке». Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России. Воспитатель: Городнова Н. В. , Черненко К. С. Май 2021 г. Используемая литература. 1. Социальная работа с молодежью/ Учебное пособие/ Под ред. Д. п. н. проф. Н. Ф. Басова- М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382. 2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров/ О. Д. Соколова/ / Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3- 20. 5. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова- 4- е изд. , дополненное. - М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94. 6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности/ А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51- 54. 7. Циткилов П. Я. Информационно- методические материалы по организации работы с волонтерами/ П. Я. Циткилов/ / Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58- 60.