Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Картотека сюжетно- ролевых игр по военно- патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «ПОГРАНИЧНИКИ» Цель: закреп ление знани й детей о военны х профессия х, знакомство с распорядк ом дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспит ание смелост и, ловкост и, умени я четко выполнять приказы командира, расшир ение словарн ого запас а детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод». Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки. Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь. «КОСМОНАВТЫ» Цель: расшир ение тематик и сюжетных игр, знакомство с работой космонавтов в космосе, воспита ние смелост и, выдержк и, расшир ение словарн ого запас а детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты. Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? ( Сильным, смелым, ловким, умным. ) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей. «ВОЕННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ» Цель: расширен ие тематик и военизированных игр, формирование умения детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспит ание уважени я к военным профессиям, желани я служить в армии, расшир ение словарн ого запас а детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты». Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие. Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением. «КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ» Цель: формирование умения детей применять свои знания и умения на практике, созда ние между детьми дружеск ой атмосфер ы, развит ие у них ответственност и, интерес а, расшир ение словарн ого запас а – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром». Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса. Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? ( Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым. ) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают( картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой( большая часть покрыта водой) . Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю. «МЧС»- СПАСАТЕЛИ» Цель: знакомство детей с трудной и почетной профессией спасателя, формирование умения детей в случае необходимости действовать четко и слаженно. Игровые действия: Организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей – на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из—под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить; даже показывать концерт для «пострадавших». Ход игры: Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т. п. 1. Определение места нахождения острова на карте. 2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места. 3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т. д. 4. Постройка «корабля»( «самолета» и т. д. ) 5. Сбор необходимых вещей. 6. Путь до острова. 7. Спасательные мероприятия: моряки ремонтируют «корабль»; пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы; строители строят новые дома; врачи оказывают медицинскую помощь. 8. Возвращение домой. Игровой материал: - крупный строительный материал; костюмы( капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки) ; оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы- заменители. «ЛЕТЧИКИ» Цель: расшир ение знани й детей о профессии «летчик». Формирование умения детей с амостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствова ние формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспит ание патриотическо го отношени я к своей Родине, друг к другу, к своим близким. Предварительная работа: 1. Беседа с детьми о военных профессиях. 2. ( ИКТ- технологии) Просмотр видеофильмов, мульт фильмов о летчиках. 3. Чтение художественной литературы о летчиках. 4. Рассматривание иллюстраций, фотографий. 5. Дидактическая игра: «Военная техника» 6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война- 20 век. 7. Разучивание песен на военную тематику. 8. Изготовление атрибутов для военизированных игр. Предметно- игровая среда: Макет самолета, строительный материал, штурвал, карта, рация. Игровые действия и ситуации: Летчики тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом. Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе. «МОРЯКИ» Цель: уточн ение и закреп ление знани й детей о моряках, их делах, особенностях службы. Задачи: 1. Воспитывать у детей желание быть сильными, ловкими, смелыми, опрятными; умение следить за собой. 2. Воспитывать умение вежливо обращаться друг к другу, считаться с желаниями других детей. 3. Воспитывать уважение к службе моряков. 4. Закреплять знания детей о службе моряков, углублять их. 5. Знать, какую пользу приносит морская служба. 6. Обогащение словаря детей за счет слов: морская граница, маяк, капитан, штурвал, штурман, мичман, сигнальные огни, фуражка, бескозырка. 7. Воспитывать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью. 8. Поощрять умение, учить определять место для игры, использовать атрибуты по назначению. Обогащение содержания: 1. Рассматривание иллюстраций и картин о моряках. 2. Беседа о моряках. 3. Чтение книг, стихов на морскую тему. 4. Изготовление с детьми атрибутов: пилотки, автоматы, бинокли, погоны. Атрибуты: бескозырки, якорь, штурвал. «ТАНКИСТЫ» Цель: ра сширение тематик и военизированных игр, формирование умения детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспит ание уважени я к военным профессиям, желани я служить в армии, расшир ение словарн ого запас а детей – «танк», «танкист», «охрана», «солдаты». Оборудование: элементы военной одежды для детей, макет танка, крупный строительный материал. Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни танкистов, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Танкистов, Командиров, определяют цели и задачи, следят за их выполнением. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь. «РОССИЙСКАЯ АРМИЯ» Цель: Формирова ние умени я детей творчески развивать сюжет игры. Разви тие у дошкольников конкретны х представлени й о герое- воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащ ение знани й детей о подвиге воинов- танкистов и воинов- моряков. Расшир ение представлени й детей о типах военных кораблей. Воспит ание чувств а патриотизма, гордости за свою Родину, восхищени я героизм ом людей. Активизация словаря: пограничники, летчики, моряки, пехота. Охранять границы нашей Родины. Предварительная работа: 1. Беседа с детьми о военных профессиях. 2. ( ИКТ- технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о военных. Презентации. 3. Чтение художественной литературы о военных. 4. Рассматривание иллюстраций, фотографий. 5. Дидактическая игра: «Военная техника» 6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война- 20 век. 7. Разучивание песен на военную тематику. 8. Изготовление подарков папам на праздники 23 февраля, 9 мая. 9. Изготовление атрибутов для военизированных игр Роли: Пограничники, моряки, пехотинцы, летчики, медсестры Предметно- игровая среда: Пилотки солдат( 2- 3 шт. , шлем танкиста( 2- 3 шт. , берет десантника( 2 шт, бинокли( 2- 3 шт. , силуэты оружия( автоматы, пистолеты, карта, рация, планшет для командира. Ход игры: солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.