Проект в рамках STEM- образования "Юные исследователи"
Документы для скачивания
ПРОЕКТ «Юный исследователь » средняя группа №2А «Ягодки» Автор проекта: Тихоненко К. В. - воспитатель 20 21 г. Вид и тип проекта Познавательно- исследовательский, групповой, долгосрочный Участники проекта Дети, воспитатели, родители. Сроки реализации проекта с 15. 09. по 15. 07. 2020 г. Образовательная область: Познавательное развитие – основная. Интегрируется со всеми образовательными областями. Актуальность проблемы: В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM- технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. С помощью STEM- подхода дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике. Задачи: 1. Образовательные: Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др. ) . Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Формировать познавательные действия, становление сознания 2. Развивающие: Развивать познавательный интерес детей. Развивать воображение и творческую активность. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. 3. Воспитательные: В оспитывать бережное отношение к живой и не живой природе; Предполагаемый результат: Стимулирование в детях интереса к поисково- исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря. План реализации проекта « Юный исследователь » № п/ п Мероприятия Сроки Ответственные Подготовительный этап 1 Формирование цели и задач создание необходимых условий для реализации проекта 1 неделя сентября Воспитатель 2 создание необходимых условий для реализации проекта 1 неделя сентября Воспитатель 3 перспективное планирование проекта Сбор информации, материала для реализации проекта, подборка методической литературы Разработка конспектов ООД, дидактических игр и пособий. 2 неделя сентября Воспитатель 4 Подбор оборудования для организации экспериментальной деятельности по проекту 2 неделя сентября Воспитатель 5 Проведение бесед, консультаций с родителями по теме проекта. 1- 2 недел и сентября Воспитатель Основной этап Консультация для родителей- " Природа вокруг нас" 3 неделя сентября Воспитатель совместная работа по созданию картотеки опытов- экспериментов для детей среднего дошкольного возраста 1 неделя октября Воспитатель проведение цикла наблюдений с детьми по ознакомлению с объектами неживой и живой природы 2 неделя октября Воспитатель 6 Опытно- экспериментальная деятельность: Знакомство детей с лабораторией по экспериментированию. Знакомство с новыми для детей предметами для опытов Знакомство со свойствами воздуха Опыт 1. Опыты с воздухом. Дать представление о свойствах воздуха. Опыт 2. «Человек. Звук и слух»( «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем») Знакомство со свойствами земли Опыт 1. Опыт: «Какая бывает земля? » Опыт 2. Свойства песка Опыт 3. Глина. Рассматривание, определение ее свойства. Знакомства со свойствами воды. Формирование представлений о свойствах воды. Опыт 1. «Что в шарике» Формировать представление о свойствах воды и воздуха. Опыт 2 «Потребность живой природы в воде» Формировать представление о важности воды для жизни живой природы Опыт 3. «Цветные льдинки» Знакомство со льдом, снегом и его свойствами. Рассматривание снежинок с помощью лупы. Опыт 4. «Капельки» Закреплять представления о свойствах воды. Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей Опыт 5. «Таяние снега» Знакомство со свойствами предметов Опыт 1. «Тонет не тонет» Опыт 2. «Волшебные камни» Рассмотреть камни, определить из свойства. Учить классифицировать по видам. Знакомство с магнитом Опыт 1. «А ну магнитик притяни» Опыт 2. «Достань монетку из воды» Знакомство с живой природой «Семена» Опыт 1. «Семена и плоды» Опыт 2. «Зачем нужна вода семенам» Опыт 3. «Что же вырастит» Опыты с электричеством Формировать представление о статическом электричестве Длительность опыта 1 неделя 2 недели 4 недели 2 месяца 3 недели 1 месяц 1 месяц 2 месяца 2 недели Воспитатель 7 Тематические беседы с детьми: « Безопасность в уголке экспериментирования », « Наши помощники для опытов », « Что ты знаешь о воде », « Для чего нужен воздух», «Морской песок» Весь период проекта Воспитатель 8 Восприятие художественной литературы: Весь период проекта Воспитатель 9 Игровая деятельность: Дидактические игры: « Мой помощник- магнитик », «Что из менилось? », «Найди по описанию », « Живое неживое», , «Найди такой же», «Чего не стало», «Найди, о чем расскажу», «Большие и маленькие», ». Весь период проекта Воспитатель 10 Самостоятельная и совместная художественно- продуктивная деятельность: Весь период проекта Воспитатель 11 Организация выставок: изготовление фотоколлажа с иллюстрациями: «Юные исследователь» Весь период проекта Воспитатель родители 12 Взаимодействие с родителями: - о формление информационного стенда с консультациями для родител ей: «Экспериментирования для детей»- Консультация для родителей «Природа вокруг нас" Формировать представление у родителей об экспериментальной деятельности с детьми. - оформление фоторепортажей о ходе реализации проекта в информационном уголке для родителей- привлечение родителей к созданию совместных творческих работ с детьми для выставок Весь период проекта Воспитатель Заключительный этап 13 Подведение итогов проекта: - создание уголка экспериментирования «Юный исследователь»- статья о ходе реализации проектной деятельности на официальном сайте учреждения- отчёт о реализации проекта на педагогическом совете по итогам летнего оздоровительного периода- презентация опыта работы по проекту на региональном мероприятии Август Воспитатель Информационное( м етодическое) обеспечение Литература: 1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально- исследовательскую деятельность. Проект « Любознайка »/ М. Г. Бурнышева/ / Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5- 7 лет/ Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности/ А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с. 4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5. 5. Кирсанова, Т. В. , Кузьмина С. П. , Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ/ Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова/ / Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15. 6. Королева, Л. А. Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л. А. Королева. – СПб: Детство- Пресс, 2015. – 64с. 7. Короткова, Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников/ / Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4 – 12. 8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с. 9. Локтионова, З. А. , Варыгина, В. В. Поисково- познавательная работа в детском саду/ З. А. Локтионова, В. В. Варыгина/ / Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64. 10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы/ Е. В. Лосева. – СПб: Детство- Пресс, 2015. – 128 с. 11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб: Детство- Пресс, 2015, 128 с. 12. Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство- Пресс, 2015. – 240с. 13. Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство- Пресс, 2015. – 240с. 14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд. , испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с. 15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство- Пресс, 2015. – 240 с. 16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования/ Рыжова Л. В. – СПб: Детство- Пресс, 2015. – 208 с. 17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования/ И. А. Савинова/ / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118. 18. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Тугушева Г. П. – СПб: Детство- Пресс, 2015. – 128 с. 19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности/ О. Чехонина/ / Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13. 20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. 21. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира/ А. В. Хаярова/ / Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16. 22. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике/ Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2010. – 230 с. 23. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с. 24. Мартынова, Е. А. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет/ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с. 25. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры- занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.