Рекомендация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"
Документы для скачивания
Фонематический слух – основа правильной речи- 24257024066500 Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи? Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Фонематический слух – это умение слышать, выделять и различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «дом- том», «коза- коса», «бочка- почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных н а рушений реч и вполне может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим стр оем речи, успешного овладения письма и чтения. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоят ельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления. Упраж нения на развитие фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Фундаментом и основой развития фонематического слуха является умение различать на слух неречевые звуки. Игры на различение неречевых звуков. * * * Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. * * * Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. * * * Игра «Что за машина? ». Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону? * * * Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме. В олшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. * * * Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаз, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка. Игры на развитие фонематического слуха. * * * Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков или слов. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук или слово с заданным звуком. * * * Игра «Отбери картинки». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например, звук[ м] . * * * Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и назы вает первый звук в слове. * * * Игра «Назови слова». Ребенок вспоминает слова с заданным звуком. * * * Игра «Цепочка слов». Что общего в словах мак и кот? В обоих слова есть звук[ к] . Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканч ивается слово кот? Придумай слов, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру. * * * Игра «Зоопарк». Посмотри на игрушки( или картинки) . По первым звукам названий игрушек отгадай слово: м ышь, ослик, лев( моль) ; собака, обруч, кот( сок) ; кот, обруч, соб ака, тигр( кость) . * * * Игра «Рыболов». Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый( последний) звук в слове. 35598102730500