Пространственная ориентировка и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста
Пространственная ориентировка и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста
Термин «пространственная ориентировка», «пространственная ориентация», «ориентировка в пространстве», «ориентация» в психологии и в других областях знаний является общепринятым. Однако различными авторами он понимается и определяется по-разному.
А.Г. Литвак характеризует понятие «ориентация» или «ориентировка в пространстве» как процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета. Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализировать себя в определенной его точке, например в определенном пункте местности, а также локализировать окружающие предметы .
B.C. Сверлов отмечает, что «ориентировка» − это умение человека разобраться в обстановке, главным образом в обстановке окружающего пространства. Ориентироваться в окружающем пространстве − это значит определить величину и форму предметов, его наполняющих, пространственное их размещение и свое положение относительно каждого из них.
Ф.Н. Шемякин пишет, что под «ориентацией в пространстве» подразумевается уяснение и определение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам или, что то же, их положения по отношению друг к другу. Положение тел по отношению друг к другу представляет собой их размещенность в пространстве. Определить положение какого-либо тела, значит указать его место в совокупности мест, занимаемых данной группой тел. Общий порядок расположения тел определяется при помощи какой-либо системы отсчета.
Пространственная ориентировка, по мнению В.С. Сверлова – это умение человека в каждый момент времени правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и своё положение относительно каждого из них.
Таким образом, понятие «ориентация» (ориентировка в пространстве) включает в себя такие компоненты как:
− определения своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета;
− умение разобраться в обстановке окружающего пространства;
− определение величины и формы предметов, наполняющих пространство, их размещение и свое положение относительно каждого из них;
− уяснение и определение своего положения по отношению к некоторым избранным материальным телам.
Вышесказанное подтверждает, что ориентация в пространстве предполагает определение с помощью различных органов чувств и каких-либо ориентиров и систем отсчета формы, величины, местонахождения и перемещения предметов относительно друг друга, а также собственного положения человека и его движения относительно окружающих предметов.
Считаем главным в работе опираться на определение А.Г. Литвака, который характеризует понятие «ориентация» как процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета, так как оно наиболее полно раскрыто и охарактеризовано. Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализировать себя в определенной его точке, например в определенном пункте местности, а также локализировать окружающие предметы.