Проект "Мой город Мыски"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Ласточка» «Мой город Мыски» П ознавательно – творческий проект Срок реализации 3 месяца Мысковский городской округ, 2021 Авторы- составители: Матыцина Мария Валерьевна, воспитатель МБДОУ№3 «Ласточка» Котова Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ№3 «Ласточка» Данный проект направлен на социальное развитие и воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к своей малой родине. На расширение и углубление знаний дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях. Содержание Паспорт проекта…………………………………………………………………. . 3 Этапы проекта……………………………………………………………………11 Результаты реализации проекта………………………………………………. . . 15 График мероприятий……………………………………………………………. 16 Список литературы………………………………………………………………19 Приложение………………………………………………………………………20 Паспорт проекта Наименование проекта: « Мой город мыски » Вид проекта: познавательно – творческий. Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников. Сроки реализации проекта: 3 месяца( с января по март) . Проблема: недостаточная сформированность представлений у детей о родном городе. Актуальность проекта: воспитание патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе формируется личность ребенка. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представ лений о малой Родине , о социокультурных ценностях нашего народа, об традициях и праздниках. Поэтому перед педагогическими работниками дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социо значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых, является проектная деятельность, интегрирующая все образовательные области( речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие) . Патриотическое воспитание детей до школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о малой родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы. Воспитывая у детей любовь к своему родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых, есть много общего: - повсюду люди трудятся для всех( учителя учат детей, врачи лечат больных и. т. д. ) ; - повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; - люди берегут и охраняют природу ; - есть общие профессиональные и общественные праздники и. т. д. При разработке проекта была использована модель «трех вопросов» Модель «трех вопросов» Что дети уже знают? Что хочу узнать? ( План- тема проекта) Как узнать? ( Источники новых знаний – средства) Вопрос воспитателя: «Что вы знаете о нашем городе? » Ответ Миши С: «Наш город называется Мыски. У нас в городе много магазинов, больниц, детских садов, домов». Ответ Дарины К: «Есть ДК, я хожу туда на танцы». Вопрос воспитателя: «Что вы хотели бы узнать о нашем городе? » Таня Г: «Как строили наш город» Алиса А. «А почему город назвали «Мыски? » Вопрос воспитателя: «Как нам узнать что- то новое о нашем городе? » Влад К. предложил: «Давайте спросим у папы, или у бабушки» Дарина К: «В интернете найти» Цель проекта: социальное развитие и воспитание нравственно - п атриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к своей малой родине. Задачи проекта: 1. Способствоват ь расшир ению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города. 2. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно культурные традиции в разных видах детской деятельности. 3. Расширять и углубля ть знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях. 4. Сообща ть детям первоначальные сведения о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях. 5. Развивать нравственно- патриотические качества. 6. Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город. Предполагаемый результат: реализация проекта положительно повлияет на развитие познавательной активности у детей. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество. Дети знают название своего города, предприятия родного города, символику города; знакомы с историей города Мыски в различные временные этапы и его достопримечательностями; у воспитанников расширены представления о детских учреждениях и организациях горо да; они смогут ориентироваться в родном городе; у детей сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. Предварительная работа: - Рассказы воспитателя о родном городе- Рассматривание ил люстраций по теме «Мой город»- Рассматривание альбома «Национальный костюм шорцев»- Рассматривание альбома «Профессия моих родителей»- Блиц- опрос детей по данной теме с целью выявления имеющихся у них знаний- Рассматривание альбома «Растительный мир»- Заучивание пословиц о Родине. Краткое содержание: проект «Мой город Мыски» включает в себя три этапа: п одготовительный; организационно – практический и заключительный. Работа велась по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. В проекте реализовывались образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие. Этапы: 1 этап Подготовительный: ( 2– я неделя января) Разработка проекта: Формулировка целей и задач проекта; Составление плана реализации проекта; Изучение методической литературы по теме проекта; Подбор демонстрационного материала и художественной литературы; Приобщение родителей и детей к сбору информации об историческом прошлом нашего города; Блиц – опрос детей по теме проекта; Заучивание пословиц на тему «Родина». 2 этап Организационно- практический: ( 2, 3, 4 недели января, февраль, 1, 2 неделя марта) . Планирование деятельности воспитателя: проведение мероприятий по плану, разработанного в подготовительном этапе. Материал проведённых мероприятий собирается в печатном виде и оформляется в «Приложении». Непосредственно- образовательная деятельность: Познавательное развитие: - Беседа «Знакомство с культурой, традициями коренных жителей» Цель: формирование первичных представлений об истории коренного народа нашего города. - К онспект занятия «История родного города» Цель: знакомство с историей возникновения, строительства родного города. - Итоговая беседа «Мыски- таёжный городок». Цель: обобщение, систематизация знаний о Мысках. - Конспект занятия «Красота родной природы». Цель: формирование представлений о природе родного города. - Знакомства с альбомом «Растения нашего края» Цель: ознакомление с растительным миром нашего края. Художественно эстетическое развитие: - Рисование на тему «Мой родной дом» Цель: формирование умения создавать изображение дома и его территории при помощи карандашей и красок. - Рисование на тему «Профессии нашего города Мыски» Цель: формирование навыка изображения профессий карандашами и восковыми мелками. Продуктивная деятельность: - Лепка «Дары нашей тайги» Цель: закрепление навыков работы с пластилином, умения создавать формы грибов, ягод шишек методом катания, вытягивания; закрепление умения скреплять детали между собой. - Аппликация в технике обрывания «Герб города Мыски» Цель: закрепление знаний у детей о гербе. Речевое развитие: - Составление рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Город, в котором я живу». Цель: развитие связной речи детей. - Чтение и заучивание наизусть стихотворений о родном городе. Цель: развитие интонационной стороны речи. - Дидактические иг ры и разгадывание загадок о профессиях людей нашего города. Создание альбома с профессиями. Цель: формиров ание образного мышления, активизация и пополнение словарного запаса- Чтение художественной литературы «Сказки Шапкая » С. Тотыша, шорские легенды Цель: умение слушать художественный текст, следить за развитиями в произведениях, отвечать на вопросы по их содержанию. - Чтение художественной литературы «Сын тайги» С. Тотыша Цель: ознакомление с рассказами шорского писателя С. Тотыша, рассказывающими о природе родной тайги. - НОД игра- викторина «Прогулка по род но му городу» Цель: закрепление знаний детей о родном городе; развитие умения детей узнавать по иллюстрации и уметь рассказать о достопримечательностях родного города. Социально коммуникативное развитие: - Сюжетно – ролевые игры: «Профессии нашего города» Цель: формирование представлений о профессиональных видах деятельности людей в родном городе. Деятельность детей в реализации проекта: разучивание стихов, пословиц по теме проекта. Участие в продуктивных видах деятельности( рисовании, лепке, аппликации) , поиск совместно педагогов и родителей новой информации об изучаемом, изготовление книги с фотографиями работ детского творчества. Деятельность родителей в реализации проекта: 1. Беседы с детьми 2. Участие родителей в продуктивной деятельности совместно с детьми: аппликация из ткани на тему « Шорский национальный костюм». 3. Поделки на тему « Мой город Мыски» 3. Подбор интересной информации, иллюстраций, книг. 3 этап Заключительный: ( 3, 4недели марта) 1. Оформление паспорта проекта 2. Оформление приложения к проекту 3. Создание мини – музея « Мой город Мыски» Результаты реализации проекта: В результате реализации данного п р оекта дети заинтересовались данной темой, проявляли познавательную активность при знакомстве со сведениями о родном городе. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, во время занятий, в сюжетно- ролевых играх. Дети познакомились с историей города Мыски, традициями и бытом кореного народа; главными предприятиями города, профессиями людей, работающих там; достопримечательно стями нашего города. Узнали сведения о животном и растительном мире нашего края, названия главных рек. Разучивали стихотворения о городе, пословицы о Родине. Мотив «хотим узнать» на начальной стадии реализации проекта к его окончанию сменился на мотив «хотим рассказать другим ». Заключительный этап проекта- развились нравственно- патриотические качества: желания сохранять богатства города. График мероприятий Неделя проведения мероприятий Мероприятие Исполнители 2 неделя января Блиц – опрос детей на тему «Город, в котором ты живёшь» воспитатели Изучение литературы по теме проекта воспитатели Подбор художественной литературы, демонстрационного материала Воспитатели Приобщение родителей и детей к сбору информации об историческом прошлом нашего города родители Заучивание пословиц о Родине Воспитатели, родители 3, 4неделя января Чтение художественной литературы. Шорские народные сказки «Сказки Шапкая ». Воспитатели Занятие по познавательному развитию «История родного города» Воспитатели Беседа «Знакомство с культурой, традициями коренных жителей нашего города» Воспитатели Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Обойди хоть сто дорог…», «Где болота …» Воспитатели, родители, дети Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме проекта Воспитатели НОД по художественно- эстетическому развитию «Мой родной дом» Воспитатели февраль Чтение и заучивание наизусть стихотворения «И пускай он пока неприметен …» Воспитатели Составление рассказов на тему: «Как я люблю отдыхать», «Моя улица» Воспитатели, дети Продуктивная деятельность: аппликация «Герб города Мыски»; рисование «Профессии нашего города » Воспитатели, дети Использование дидак тических игр, отгадывание загадок о профессиях Воспитатели, дети Чтение художественной литературы « Сын тайги» С. Тотыша Воспитатели, родители, дети НОД по познавательному развитию «Красота родной природы» Воспитатели, дети Участие родителей в продуктивной де ятельности совместно с детьми: аппли кация из ткани на тему « Шорский национальный костюм», поделки на тему «Мой город Мыски» Родители, дети НОД игра- викторина по развитию речи «Прогулка по родному городу» Воспитатели 1, 2, 3 недели марта Составление рассказов «Город, в котором я живу» Воспитатели, дети Продуктивная деят ельность: рисование «Мой родной дом» Воспитатели, дети Знакомства с альбомом « Р астения нашего края» Воспитатели Продуктивная деятельность: лепка «Дары нашей тайги» Воспитатели, дети 4неделя марта Итоговая беседа на тему «Мыски- таёжный городок» Воспитатели Создание альбо ма «Красота родной природы» Воспитатели Создание мини – музея « Мой город Мыски» Воспитатели Список литературы Кропочева Т. Б. Родной край: учебное пособие. Новокузнецк: Изд- во КузГПА, 2004. 126 с. Сорокина Л. В. Край родной Тек ст: Сценарии о живой природе. М. : ТЦ Сфера, 2001. Сибикин В. Д. Мыски. Кемеровское книжное издательство, 1986. Тотыш С. С. Сказки Шапкая. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1985. Тотыш С. С. Сын тайги. Рассказы. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980. Томь- Усинская ГРЭС. Кемерово/ ред. кол. : Б. А. Гуляшко, М. Д. Серых, В. А. Ширяев. Кемерово: изд- во « Притомское », 1993. 246 с. Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно- патр иотическое воспитание[ Текст] . М. : Прометей; Книголюб, 2004. Приложение 1 Блиц – опрос детей на тему «Город, в котором ты живёшь» Как называется наша страна? Как на з ывается город, в котором ты живёшь? Как называется детский сад, в который ты ходишь? На какой улице он находится? Кто был коренными жителями нашего города? Чем занимались шорцы? Какие реки протекают в нашем городе? Назовите животных наших лесов. Назовите достопримечательности нашего города. Назовите рабочие профессии нашего города. Чем занимаются шахтёры? Приложение 2 Пословицы о Родине Всякому мила родная сторона. Родная землица и во сне снится. Своя земля и горсть мила. На чужбине родная землица во сне снится. Родная сторона мать, чужая – мачеха. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Родина – мать, умей за неё постоять. Родина краше солнца, дороже золота. Человек без Родины – что соловей без песни. На родной стороне и камешек знаком. Одна у человека мать – одна и Родина. Где кто родится, там и пригодится. Народы нашей страны дружбой сильны. От Родины теплом веет. Приложение 3 Конспект образовательной деятельности с детьми по закреплению знаний о родном городе. «Прогулка по родному городу» Цель: закрепление знаний у детей о родном городе. Задачи: 1. Р азвивать умение детей узнавать по иллюстрации и уметь рассказать о достопримечательностях родного города; всп омнить стихи о Мысках, о Родине 2. Р азвивать воображение, фантазию и творческие спос обности детей 3. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине; чувство гордости и уважения к родному городу. Ход: Воспитатель: Ребята, сегодняшняя викторина посвящена родному городу Мыски. Как сказал поэт о нашем городе: Тайга зеленеет над городом нашим Венком опоясала город родной. Так сделаем город наш лучше и краше Тот город, в котором с тобой мы живём( С. Кучин) Мы живём с вами в огромной стране…( Россия) и столица нашей Родины…( Москва) . Наш город и другие, небольшие и большие города являются частью нашей огромной страны. А теперь слушаем задания. Задание №1- Как называется наша страна? - Как называется город, в котором ты живёшь? На какой улице ты живёшь? - Сколько этажей в твоём доме? Продолжение приложения 3- Как зовут твоих родителей? - Как называется детский сад, в который ты ходишь? - Назови свой домашний адрес Воспитатель: Молодцы, правильно и быстро отвечали на вопрос ы. А теперь следующее задание. Это задание называется – загадки. Добрым делом он увлекся- Поперёк реки улёгся. По нему, забыв о чуде Переходят реку люди. ( Мост) Три глаза, три приказа, Красный – самый опасный. ( Светофор) Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. ( Автомобили) Воспи т атель: Хорошо и с загадками справились, все отгадали. А сейчас я хочу пригласить к себе несколько ребят для выполнения следующего задания. Делать надо вот что – собрать разрезные картинки с изображением достопримечательностей нашего гор ода ( Томь – У синская ГРЭС, ДК им. Горького) , а потом рас сказать о них. Пока одни дети выполняют это задание, другие читают стихи: 1. Поезжай за моря- океаны, Надо всею землёй пролети. Есть на свете различные страны Но такой, как у нас не найти 2. С каждым годом всё краше. ( М. Исаковский) Продолжение приложения 3 Родные края… Лучше Родины нашей Нет на свете друзья! ( А. Прокофьев) Воспитатель: Я хочу проч итать вам замечательные строчки: Строим мы в Мысках дома красивые Солнце на моих лежит руках Я хочу, чтоб мысковчане счастливые Жили в солнечных домах. Эти прекрасные строки, так и подсказывают, что сейчас вы можете стать и архитекторами и строителями одновременно. Я предлагаю вам, вот из этого строительного материала построить свои солнечные дома. Воспитатель: Ребята, а мы с вами перейдем к следующему заданию. П о очереди брать открытку и рассказать о том, что на ней изображено( достопримечательности нашего города) . Мыски – красивый город, для нас это наша малая Родина. Ведь у каждого человека есть своя Родина. Давайте вспомним пословицы о Родине: - Человек без Родины, что соловей без песни. - Родина – мать, сумей за неё постоять. - Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Вос п итатель: Молодцы, спасибо вам за интересное и поучительное путеше ствие по родному городу. Продолжение приложения 3 Конспект образовательной деятельности с детьми по формированию представлений о природе родного города. Тема: «Красота родной природы» Цель: формирование представлений о природе родного города. Задачи: 1. Д ать детям представление о разнообразии родной природы( погода, леса) , познакомить с растительным и животным миром родных мест, природоохранной деятельностью человека. 2. Развивать связную речь, память, внимание. 3. Способствовать воспитанию любви к родной природе. Ход: 1. Воспитатель показывает карту Кемеровской области, обводит территорию указкой и объясняет значение слова «территория». Коротко рассказывает об истории родного города Мыски, его окрестных местах. 2. Игровое упражнение «Дорисуй то, что не дорисовал художник»( раздаются листочки с половиной дерева и дети и инопланетяне дорисовывают вторую половину) . Вопросы: - Какие деревья растут у нас в городе? - Какие растения растут в нашем крае? 3. Физкультминутка «Времена года». 4. Ребята, а кто знает животных нашего края? - Ребята, а где живут животные которых охраняют люди? - Для чего созданы заповедники? - Что это такое? 5. Предлагаю: вылепить или сделать поделку из природного материала – любого животного нашего края. Продолжение приложения 3 Конспект образовательной деятельности с детьми по закреплению знаний о родном городе. Тема: «Путешествие по реке времени». Цель: закрепление, систематизация знаний детей о родном городе через игру. З адачи: 1. Углублять представления детей о родном городе, его истории и достопримечательностях через игру «Путешествие по реке времени». 2. Развивать воображение, конструктивные умения через игру «Фантазеры». 3. Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему. Ход занятия: Дети встают полу кругом. Воспитатель: Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь мне, чтоб у нас с вами было хорошее настроение. Конверт с пи сьмом, с изображением реки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто- то пр ислал нам письмо. Давайте откроем его. Воспит атель: Как вы думаете, что это? Дети: Река, ручей. ( Вариант – вода) Воспитатель: Какие реки вы знаете? Дети: Томь, Мрас - Су. Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, что это? Дети: Это герб города Мыски. Воспитатель: А что обозначает этот герб? Дети: Это символ города, он обозначает красоту природы, молодость, мечты, богатства нашего края. Огонек- это красота природы в Мысках. И ещё, Продолжение приложения 3 огонёк- символ шорского народа. Зеленый цвет- природа. Синие волны- это речки- Томь и Мрас- Су. Черный цвет- цвет угля. Воспитатель: Да, всё правильно. А кто строил наш город? ( ответы детей) . Воспитатель: Мыски строили молодые люди, они мечтали о прекрасном городе среди гор в глухой тайге. Таким и стал наш город Мыски. Строители нашего города жили в шалашах и землянках. Им было очень трудно, холодно. Не хватало еды. Они варили еду себе на кострах. Много работали. Вырубали и пилили деревья, строили до роги. Но они справились, потому что о чень хотели построить красивый город. Воспитатель: Ребята, а почему наш город называется Мыски? Дети: Вокруг на шего города много небольших гор - мысков. Воспитатель: Город строили долго. Сначала построили невысокие деревянные дома, улицы – просеки среди тайги. А каким наш город стал сейчас? Дети: Наш город небольшой, но уютный, красивый, зеленый. В нем широкие проспекты, высокие дома, красивые парки, улицы, памятники. Много школ, д ет ских садов, магазинов. Воспитатель: Скоро у нашего города день ро ждения. Сколько лет исполняется нашему городу? Нашему городу исполняется 65лет, э тот праздник отмечают 8мая. Воспитатель: Ребята, посмотрите что это? ( открываю коробку) . Дети: Это уголь. Его добывают на шахтах нашего города. Он нужен для того, чтобы работали заводы и фабрики нашей страны. А это значок элекричества, которое вырабатывает наша Томь – Усинская ГРЭС, чтобы в нашем городе были свет и тепло и чтобы работали заводы и фабрики в нашей стране. Воспитатель: Отправляемся дальше. Вы узнали, что это? ( на доске памятник) Дети: Памятник. Продолжение приложения 3 Воспитатель: А теперь соберите разрезные кар тинки и узнайте памятник нашего города. Дети: У нас памятник погибшим на войне солдатам, которые жили в нашем городе. Они защищали нашу Родину от фашистов, это Куюков, Чульжанов, Апонькин. Воспитатель: Ребята, где вы любите отдыхать с родителями? Дети: В парке … ( мне нравится парк, потому, что там есть горки, качели и детский городок) Воспитатель: На какой улице находится наш детский сад? Дети: На улице Ленина . Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Фантазеры» и построить город будущего, город в котором бы вы хотели жить…( Анализ продуктов деятельности детей) - Миша, расскажи, какой город ты построил? - В моем городе будут корабли, на которых люди смогут плавать по реке Томь. - Вика, какие дома будут в твоем городе? - В моем городе будут дома , парки и сад …( и другие варианты) . Предложить детям обыграть постройки( самостоятельная деятельность детей) . Продолжение приложения 3 Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию «Дом, в котором ты живёшь»( средняя группа) Цель: Научить детей рисовать дом прямоугольной формы с треугольной крышей. Задачи: 1. Учить детей рисовать дом, передавая прямоугольную форму стен и треугольную форму крыши, начиная с пола, проведя прямую линию слева- направо; стены; соединять стены прямой линией слева- направо, получая потолок; крышу, проведя линию сверху вниз к потолку. 2. Закреплять представление о форме предметов, величине. Уточнить представление о родном посёлке. 3. Развивать внимание, память, творческие способности в выборе цвета. 4. Воспитывать интерес, аккуратность к работе. Ход: Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель проводит с детьми пальчиковую игру, знакомую детям. «Семья». Раз, два, три, четыре! Кто живет в моей квартире? Один, два, три, четыре, пять – Всех могу пересчитать! Папа, мама, брат, сестренка, Кошка мурка, Два котенка, Мой щегол, сверчок и я – Вот и вся моя семья. В оспитатель: Ребята, у каждого из нас есть свой дом, своя квартира, в которой мы живём. Все мы живём в одном посёлке. Скажите, как наз ывается наш город? ( Мыски) . Правильно. Ребята, город Мыски большой или маленький? ( большой) Скажите, что ещё находится в нашем городе? ( ответы детей) . Вы всё правильно сказали, ребята, наш город большой, красивый, с большими домами, с магазинами, с больницами, со школами, с детскими садиками. Нам очень приятно ж ить в нашем городе Мыски. Утром рано мы встаём, наш город за окном. Он проснулся, он живёт, нас на улицу зовёт. Раздаётся стук в дверь. В оспитатель: Ребята кто- то стучится. Сейчас я посмотрю. Воспитатель заходит с куклой. Кукла: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Как меня зовут ( _ _ _ _ _ _ _ _ _ ) . Как приятно, что вы запомнили моё имя. Молодцы! Я приготовил для вас загадку, попробуйте отгадать. В него стремлюсь всегда и всюду, Прод олжение приложение 3 К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой родной и тёплый. ( Дом) Молодца ребята, справились с заданием. Ребята, в вашем городе много домов, какие они? ( ответы детей) . Мне так нравится ваш город Мыски, он большой, в нём много красивых мест и красивая природа, но мне бы очень хотелось чтоб ваш город украсили ещё разноцветные дома. Вы мне ребятки в этом поможете? ( да) В оспитатель: Чтобы помочь нашему гостю, вы, эти разноцветные дома нарисуете. А я вам в этом помогу. Давайте, ребята рассмотрим дома, какие они бывают? ( высокие, низкие, а бывают узкие, широкие) . Какой формы стены дома ( прямоугольные) . Какой формы крыша? ( треугольная) Что ещё есть у дома? ( окна, двери) Молодцы! Воспитатель показывает, как правильно нарисовать дом В оспитатель: Дети, давайте вспомним, как мы набираем краску на кисточку ( обмакиваем кисточку в краску, а остаток убираем о край баночки) . Когда нам нужно взять краску другого цвета, мы тщательно промываем кисточку в воде, и обмакиваем её о салфетку. В оспитатель: Начинаю рисовать дом с пола – провожу зелёной краской прямую линию слева – направо. Теперь построю у дома стены – сначала одну – проведу линию сверху до пола, а теперь вторую ( показ) . Стены готовы. Теперь рисую потолок – соединю стены прямой линией слева – направо. Закрашу домик. Теперь буду строить крышу у домика. Её я буду рисовать красной краской. Чтобы крыша хорошо держалась поставлю балку – проведу линию сверху- вниз к потолку ( показ) . Теперь построю крышу от балки, вот так ( показ) . Закрашу крышу дома красной краской. Закрашиваем слева направо, стараясь не проводить кисточкой по одному и тому же месту несколько раз. Цвет стен и крыши вашего дома можете выбирать по желанию. В оспитатель: Ребята, встанем на ноги, поиграем в строителей: Строим дом мы выше, выше( Выпрямить ладони перед грудью в горизонтальном положении, по очереди накладывая нижнюю на верхнюю, постепенно передвигая руки вверх) Так достали мы до крыши( Сложить ладони на уровне глаз домиком, т. е. пальцы должны соприкасаться своими кончиками) У кого же крыша выше? Выше, выше, выше всех ( Вытянуть вверх руки, сложенные домиком, как можно выше) . Отворили мы окошко( Соединить большие и указательные пальцы обеих рук, чтобы получился четырехугольник «окошко») . Дверку сделали для кошки. Окончание приложение 3( Соединяем большие и средние пальцы, средние пальцы немного сгибаем и получаем арку) . Прорубили дырку мышке( Снова соединяем большие и указательные пальчики обеих рук и получаем аккуратное колечко) . Не попадайся, мышка, кошке ( Погрозить выпрямленным пальчиком, согнув остальные. ) . В оспитатель: Рассаживайтесь по местам. Сядьте правильно: спинку выпрямите, ноги вместе, кисточку возьмите тремя пальчиками. Сначала давайте попробуем нарисовать большой дом в воздухе. Можете приступать. Самостоятельная творческая деятельность детей в сопровождении музыки. ( п омощь, подсказка воспитателя затрудняющимся детям) В оспитатель: Ребята, предлагаю рассмотреть ваши рисунки. Все они очень хороши. Дети, вам самим понравилось рисовать дом? Вы все сегодня очень по старались. Молодцы! Наш гость пообещал прийти, когда ваши рисунки подсохнут, он превратит ваши разноцветные дома в настоящие, и они украсят наш город. Спасибо вам за работу! Предлагаю вам убрать свои рабочие места. Приложение 4 Беседа «Знакомство с культурой, традициями коренных жителей нашего города» Когда русские казаки в начале XVII в. пришли на кузнецкую землю, они обнаружили здесь местный народ – кузнецких татар или шорцев. Долгое время шорцы более- менее благополучно соседствовали с русскими, продолжали жить своим укладом, платили русскому государю дань пушниной, питались рыбой, дичью и другими дарами рек и тайги, выращивали ячмень, из которого делали толкан( муку из жареного ячменя) . Шорцев часто называют «жителями тайги». - Как вы думаете, почему? Много лет тому назад этот народ расселился по берегам рек Мрас- су, Кондома, Томь. Трудно жилось людям, не хватало еды. Вот и решили они пойти в тайгу охотиться. Не было у шорцев ружей, только сети для зверей да ножи. Шорские охотники были сильными, умными, ловкими и добрыми. Они хорошо знали лес, повадки обитателей тайги. Ловили зверя столько, сколько было нужно для жизни. Никогда не убивали зазря. Жалели маленьких зверушек. А в холодные зимы даже прикармливали таежных зверей. Старые охотники говорили: зверя не будет – шорца не будет. Понимали, что тайга кормит их народ. Поэтому всегда заботились о лесе и его зверях. Самым смелым охотникам давали меткие имена и прозвища: «Хитрая Лиса», «Зоркий Глаз», «Быстрая Рука», «Отважное сердце». - Почему такие прозвища давали охотникам? Охотники уходили в тайгу на несколько дней, выслеживали зверя, а потом приносили в шорскую деревню мясо и мех. Мясо делилось между всеми родственниками, а из меха женщины и девушки шили одежду. Одежда получалась красивая и теплая. Мужская и женская одежда состояла из рубахи( кунек) , штанов( чембар, штан) и халата( шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Женская рубаха- Продолжение приложения 4 длинная с разрезом на груди. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой- осокой. Женщины носили платки, мужчины- шапки: картузы из ткани, кожи или бересты, круглые холщовые шапки в форме колпака, на макушке собранной в сборки, зимой- меховые. До 19 века одним из основных занятий Шорцев были выплавка и ковка железа. Русские называли их" кузнецкими людьми" , их землю- " Кузнецкая земля" . Осно вным и источником питания служило рыболовство. Дополнительным занятием было собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Сегодня лишь 2% шорцев говорят на родном языке. Единицы остаются жить в отдалённых посёлках прежним укладом, им нелегко приходится без света, без работы, а большинство переехало в город. У шорцев остаётся вера в духов земли, воды, леса. Один из шорских обрядов «ушёл» в широкие массы: дети и туристы охотно завязывают ленточки- чаламы на дереве. По шорским поверьям, ленточки вяжут только на берёзу. Считается, что через это священное дерево просьбы доходят до духов. Обряд проводят на Чыл- пажи( Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия 21 марта) , заранее готовят ленты чёрного, голубого, розового и белого цвета. Во время празднования чёрный чалам полагается кинуть в огонь – с ним сгорят все беды и болезни. Оставшиеся ленты вяжут на берёзу с пожеланиями благополучия всем людям, своему народу, семье и только в последнюю очередь себе. - Что узнали нового про шорцев? - Почему их называли «кузнецкими людьми»? - Какие основные занятия были у шорцев? - Какая национальная одежда была у шорцев? Окончание приложения 4- Какие шорские обряды дошли до нашего времени? Приложение 5 Стихотворения о городе Мыски Обойди хоть сто дорог Обогни планету Невелик наш городок А дороже нет Ветерком несёт с реки Стынет вечер близкий Ой, Мыски мои, Мыски, Городок сибирский. И пускай он пока неприметен, И пускай он совсем небольшой Но милее всего мне на свете И Мыски я люблю всей душой! Как толкуется слово Шория? Я совсем не знаток- лингвист. Мне поведал твою историю Беспокойного ветра свист. Ты веселою, беспечальною С тала, родина шор- анчы. Звезды ГРЭС, а не плошки сальные, Освещают тебя в ночи. Позабыты дни горя и бедности. Радуй сердце мое и взор, Сторона небывалой щедрости. Рыбных рек и лесистых гор… Автор: С. Торбоков Окончание приложения 5 Люблю тебя мой добрый город Над синей ласковой рекой. Горишь в созвездиях ты гордо Своей прекрасною звездой. Я люблю эти дивные горы, Облачённые в бархат лесов, Я люблю этот ласковый город, Здесь раздолье мне дышит в лицо. И пускай, он пока не приметен, И пускай он совсем небольшой, Но милее всего мне на свете, И Мыски я люблю всей душой. Автор: Л. Паршукова Сибирский городишко, да горы, да река, И солнца здесь не слишком – всё больше облака. Закат в тисках дремучей, синеющей тайги, И кто придумал это название – Мыски? Автор: С. Кучин Приложение 6 Творчество детей на тему животные нашего края center450853784604831080 Нетрадиционная техника рисования на тему « Цветы которые занесены в красную книгу» Продолжение приложения 6 18415396240 Творчество детей на тему «Герб города Мыски» Продолжение приложения 6 Рисун ок детей на тему « Мой дом»- 394335399415 Окончание приложения 6 center405130 Творчество детей на тему « Профессии города» center149225 Приложение 7 Образовательная деятельность center62230 652780177800 Продолжение приложения 7 5397566040 Продолжение приложения 7 center455739540005137795 Продолжение приложения 7 center1562106311902540 Продолжение приложения 7 Продолжение приложения 7 20955889003162300142240- 34290014224010795287020 Окончание приложения 7 533403385185center94615 Приложение 8 Закреплен ие темы « Дары нашей тайги » в самостоятельной деятельности center187325 Окончание приложения 8- 80327517767302865120388620 Приложение 9 Сюжетно- ролевые игр ы: «Профессии нашего города»- 33401048260- 178435262255 Продолжение приложения 9- 352425128270- 15240146050 Окончание приложения 9- 35242547625- 352425404495 Приложение 10 Дидактические игры- 62738098425- 1733554109720 Приложение 11 Рассматривание альбома « Профессии моих родителей». - 12509559690 Приложение 12 Участие родителей в продуктивной деятельности совместно с детьми: аппликация из ткани на тему « Шорский национальный костюм» и п оделки на тему « Мой город Мыски»- 58864541910- 100330723265 Окончание приложения 12 12680954902200center136525 Приложение 13 114303343910- 59690310515 Создание мини – музея « Мой город Мыски» 21844023495 Окончание приложение 13 151828510414037414202247900- 8636002247900