Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Документы для скачивания
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение « Минусинская школа- интернат » Рассмотрено на заседании методического объединения учителей- дефектологов Протокол №_ _ _ от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2020г. Руководитель: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Тарковская И. И. Согласовано Заместитель директора по УР_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Сумеркина М. С. «_ _ _ _ _ » «_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ » 2010 г «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2020г. Утверждено Директор КГБОУ «Минусинская школа- интернат»_ _ _ _ _ _ _ _ Кудрявцева Л. Ф. «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2020г. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Ф. И. ребёнка, дата рождения Составите ль: учитель- дефектолог Чупрова Н. А. Минусинск 2020 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа коррекционно- развивающей работы «Развитие слухового восприятия и обуче ние произношения» для глухой дошкольницы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ разработана на основе: ФЗ № 273 от 29. 12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации»( в ред. от 03. 07. 2016г) . Инструктивно- методическое письмо Министерства образования № 65/ 23- 16 от 14. 03. 2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС) ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013г. № 26 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13; Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухи х детей, 2019 г. Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучен ию произношения являются одной из важных организационных форм обучения глух ой дошкольни цы, позволяющие проводить специальную( коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуал ьных особенностей ребёнк а. Целью программы является формирование и развитие у_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ навыков восприятия( на слухозрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Работа по раз витию остаточного слуха и обуче нию произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения. Основные задачи по разв итию слухового восприятия у глухой дошкольницы следующие: формирование и совершенствование слуховой функции; обогащение представлений о мире неречевых звуков; обучение произношению – формирование у ребенка внятной, членораздельной, естественной речи. Р азвитие слухового восприятия и обуче ние произношения осуществляется на основе дифференцированного по дхода к обучению глух ого ребенка с учётом индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи. Формирование речевого слуха и формирование произносительной сто роны устной речи глухой дошкольни цы тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухозрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе обуче ния произношения. Развитие слухового восприятия речи происходит при реали зации слуховых резервов ребенка. Обучение произношению строится на основе данных о состоянии произносительных навыков, полученных при обследовании. Коррекционно- развивающая работа состоит из двух взаимосвязанных разделов: развитие слухового восприятия и обучение произношению. Время, отведенное на работу по этим разделам, распределяется равномерно в течение рабочей недели: половина времени отводится на работу по развитию слухового восприятия, половина времени – на работу по обучению произношения. Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях зак лючается в обучении дошкольницы восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой на речевом материале: з вукоподражания, отдельные слова. В случае необходимости они членятся на более мелкие элементы с обязательным последу ющим возвращением к целостному восп риятию и воспроизве дению слова. В процессе работы над произносительной стороной речи реализуется аналитико- синтетический, концентрический, полисенсорный методы обучения произношению. Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности. Основными единицами обучения произношению служат целые слова и фразы, при этом работа ведётся над такими элементами речи, как слоги и фонемы. На занятиях используются основные способы постановки, автоматизации и дифференциации звуков на основе подражания( на слуховой, зрительной или слухозрительной основе) меха нический или смешанный способы. Программный материал рассчитан на 2 часа в неделю на ребенка, и з них 1 час на раз витие слухового восприятия и 1 час на обуче ние произношени ю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА реагирование на речевые и неречевые сигналы: барабан, бубен, гармоника, дудка, металлофон, шарманка, голос; различение на слух звучания игрушек при выборе из 3 – 4; способ воспроизведения детьми соответствующие движения под звучание игрушки с произнесением слогосочетаний; различение на слух длительности звучания; способ воспроизведения детьми: соответствующие движения игрушкой с произнесением звука или слога; различение на слух при выборе из 2 – 3 звукоподражаний, лепетные и полные слова: ав- ав- ав или ам- ам- ам( собака) , у –( пароход) , в –( самолет) , прр( лошадка) , пи- пи- пи( птичка) , му –( корова) , мяу( кот) , би- би- би или би- би( машина) , ту- ту- ту или ту- ту( поезд) , ко- ко- ко( курица) , ква- ква- ква( лягушка) , ляля( кукла) , утя( утка) , дом, мяч, лопата, рыба, мама, папа, имя ребенка; различение на слух темпа звучания; различение на слух громкости звучаний; различение на слух количество звучаний: один – много, один – два – три; различение звукоподражаний и слов( при выборе из 3 – 4) ; желание детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей; воспроизведение звукоподражания, лепетных и полных слов, которые могут произноситься: точно, приближенно, с использованием звуковых замен, усечено. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Работа по развитию слухового восприятия проводится по четырем направлениям: выработка условно- двигательной реакции на звук; знакомство со звуками окружающего мира; обучение восприятию на слух неречевых с речевых сигналов; обучение восприятию на слух речевого материала. Разделы и содержание Количество часов Выработка условно- двигательной реакции 2 Различение громкости 2 Различение неречевых звучаний 3 Различение длительности звучания 2 Различение темпа звучания 4 Количество звучаний 4 Различение звукоподражаний 3 Тема «Игрушки» 4 Тема «Семья» 2 Тема «Фрукты» 4 Педагогическое обследование 4 Итого 34 Работа по обуче нию произношения включает в себя работу над речевым дыханием, голосом, словом, фразой, звуками и их сочетаниями. Разделы программы 1 полугодие 2 полугодие Работа над речевым дыханием учить правильно пользоваться дыханием; учить произносить протяжно гласные звуки; воспроизводить слитно на одном выдохе до 2 – 3 слогов. Работа над голосом учить пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра; изменять силу голоса в сопряженной и отраженной речи( на материале гласных звуков и слогосочетаний) Работа над темпо- ритмической стороной речи учить произносить речевые единицы в разном темпе; формировать умение воспроизводить равноударные и двухсоставные ритмы Слово развивать первичные навыки воспроизведения полных слов с выраженным выделением ударения, в темпе, близко к естественному произнесению. Звуки и их сочетания воспроизводить в речи близко к норме не менее трех гласных и четырех согласных звуков и их сочетаний Календарно- тематическое планирование коррекционно- развивающей работы по развитию слухового восприятия I четверть Сроки Содержание программного материала Виды работ Наглядность 1- 2 неделя 01. 09- 04. 09 07. 09- 11. 09 Педагогическое обследование 3- 4 недели 14. 09- 18. 09 21. 09- 25. 09 Выработка условно- двигательной реакции Реагирование разными способами на неречевые звуки и голос разговорной громкости пирамидка, кубики, фишки, барабан, бубен, трещётка, дудочка, гармошка 5- 6 неделя 28. 09- 02. 10 05. 10- 09. 10 Различение громкости Различение громкости звука через выбор картинки, игрушки Упражнения «Большой- маленький» Предметные картинки, игрушки( самолёты, мишки, куклы) разные по величине. 7- 8 недели 12. 10- 16. 10 19. 10- 23. 10 Различение неречевых звучаний Игра на музыкальных инструментах и восприятие их звучаний. Различение неречевых звуков через выбор картинки с изображением музыкального инструмента. барабан дудочка трещётка бубен картинки с изображением музыкальных инструментов II четверть Сроки Содержание программного материала Виды работ Наглядность 1 неделя 02. 11- 06. 11 Различение неречевых звучаний Игра на музыкальных инструментах и восприятие их звучаний. Различение неречевых звуков через выбор картинки с изображением музыкального инструмента. барабан дудочка трещётка бубен картинки с изображением музыкальных инструментов 2- 3 недели 09. 11- 13. 11 16. 11- 20. 11 Различение длительности звучания Различение длительности звучания через выбор картинки Игровые упражнения «Две дороги» «Кораблик» «Солнышко» барабан дудочка трещётка бубен картинки с изображением музыкальных инструментов 4- 5 недели 23. 11- 27. 11 30. 11- 04. 12 Различение темпа звучания Восприятие темпа произношения звучаний. Произнесение логотомов в определённом темпе с движением руки. Различение темпа звучаний и выбор таблички карточка с отображением темпа звучания( па- па- па- па и па_ _ _ _ па_ _ _ _ па_ _ ) барабан 6- 7 недели 07. 12- 11. 12 14. 12- 18. 12 Количество звучаний Различение количества звучаний( один – много) карточки барабан 8 неделя 21. 12- 25. 12 Различение звукоподражаний Чтение слов и подкладывание табличек к картинкам Игра «Составь картинку» Различение звукоподражаний игрушки таблички с речевым материалом III четверть Сроки Содержание программного материала Виды работ Наглядность 1- 2 недели 11. 01- 15. 01 18. 01- 22. 01 Различение звукоподражаний Называние игрушек Игра «Кто тут? » «Кто как кричит? » Различение звукоподражаний картинки с изображением игрушек таблички с речевым материалом 3- 4 недели 25. 01- 29. 01 01. 02- 05. 02 Различение темпа звучания Восприятие темпа произношения звучаний. Произнесение логотомов в определённом темпе с движением руки. Различение темпа звучаний и выбор таблички Игровое упражнение «Иду- бегу» карточка с отображением темпа звучания( па- па- па- па и па_ _ _ _ па_ _ _ _ па_ _ ) барабан 5- 6 недели 08. 02- 12. 02 15. 02- 19. 02 Количество звучаний( / / / / / / ) Отхлопывание, отстукивание и татакиваниеритмов. Различение ритмов на слухо- зрительной основе. Карточки с ритмами барабан 7- 8 недели 22. 02- 26. 02 01. 03- 05. 03 Тема «Игрушки» Чтение слов и подкладывание табличек к картинкам. Игра «Составь картинку» Различение слов( самолёт, мяч, зайка, мишка) игрушки таблички с речевым материалом 9- 10 недели 09. 03- 12. 03 15. 03- 19. 03 Тема «Игрушки». Поручение: дай. Называние игрушек Игра «Что тут? » «Чего нет? » Различение слов Выполнение поручений Картинки с изображением игрушек таблички с речевым материалом IV четверть Сроки Содержание программного материала Виды работ Наглядность 1- 2 недели 29. 03- 02. 04 05. 04- 09. 04 Тема «Семья» Чтение слов и подкладывание табличек к картинкам, фото Игра «Кого нет? » Различение слов картинки, фотографии таблички с речевым материалом 3- 4 недели 12. 04- 16. 04 19. 04- 23. 04 Тема «Фрукты» Чтение слов и подкладывание табличек к картинкам, муляжам Игра «Что пропало? » Различение слов картинки, фотографии таблички с речевым материалом 5- 7 недели 26. 04- 30. 04 04. 05- 07. 05 11. 05- 14. 05 Тема «Фрукты». Поручение: дай. Чтение слов и подкладывание картинок, фотографий Игра «Что тут? » Различение слов Выполнение поручений картинки, фотографии предметно- словесное лото таблички с речевым материалом 8- 9 недели 17. 05- 31. 05 Педагогическое обследование