a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Работа с родителями

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2021-07-14 06:26:41

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Слух дает ребенку возможность интеллектуально развиваться, слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух – это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Не повредит ли ребенку слуховой аппарат? Мнение, что слуховые аппараты вредны, что при их применении слух становится еще хуже, сложилось много лет назад, когда первые слуховые аппараты были довольно низкого качества. Современные слуховые аппараты – это сложнейшие микроэлектронные приборы высочайшего качества, которые успешно компенсируют практически любую потерю слуха. Правильно подобранный слуховой аппарат способствует развитию остатков слуха, тренируя слуховой анализатор, включая его центральные отделы в коре головного мозга. Современный слуховой аппарат, правильно подобранный и настроенный, может принести ребенку только пользу. Каким образом слух овой аппарат улучшает слух? Слуховой аппара т подбирается с учетом степени потери слуха. Для того, чтобы слуховой аппарат, который получил Ваш ребенок, стал ему надежным помощником в огромном мире звуков, необходим грамотный индивидуальный подбор и настройка. Что лучше – один или два слуховых аппарата? При двустороннем нарушении слуха применение двух слуховых аппаратов дает возможность лучше различать окружающие звуки и, что особенно важно, человеческую речь. Полноценная коррекция слуха может быть достигнута только при помощи двух слуховых аппаратов, т. е. п ри бинауральном слухопротезировании. Сколько часов в день рекомендуется ребенку носить слуховой аппарат? Слуховой аппарат должен стать постоянным спутником Вашего ребенка. Ребенок должен надевать слуховой аппарат сразу же после того, как проснется утром, носить в течение всего дня и снимать только вечером, ложась спать. Это должно стать непреложным правилом и для ребенка, и для Вас. Только тогда аппарат превратится в его верного помощника. Если ребенок будет носить аппарат от случая к случаю, он никогда не научится в полной мере использовать все его преимущества. Что делать, если ребенок отказывается носить аппарат? Если ребенок отказывается его носить, значит, аппарат чем- то ему мешает. Возможно, он плохо настроен и ребенка раздражают слишком громкие и резкие звуки. Или неудачно изготовлен ушной вкладыш. Необходимо как можно быстрее определить и устрани ть эту причину, для чего нужно обратиться к специалисту. Как правильно ухаживать за аппаратом? Слуховой аппарат – дорогой и очень чувствительный инструмент. Чтобы он верно и долго служил Вашему ребенку, с ним необходимо обращаться очень бережно. Научитесь этому сами и обязательно научите ребенка. Вот несколько полезных советов по уходу: 1. Вы должны помнить, что слуховой аппарат – крайне важный предмет в жизни Вашего ребенка, которой необходим ему каждый день. Чтобы ношение слухового аппарата не сковывало движений Вашего ребенка, чтобы играя на улице он не потерял свой аппарат – обязательно приобретите фиксирующее кольцо. Оно надежно закрепит заушный слуховой аппарат и предотвратит его случайное падение в любой ситуации. 2. Когда Вы берете аппарат в руки, обязательно держите его над столом или любой мягкой поверхностью, чтобы не повредить, если случайно уроните. 3. Не забывайте регулярно( не реже 1 раза в неделю) промывать ушные вкладыши у заушных аппаратов. Это необходимо, т. к. внутри уха выделяется сера, которая может закупорить слуховой канал аппарата. Ушной вкладыш нужно отсоединить от аппарата, потом вымыть теплой водой с мылом, после чего тщательно прополоскать. Затем вкладыш нужно протереть мягкой тряпочкой и подождать, когда высохнут капли воды, оставшиеся внутри канала или звуковода. Только после того, как Вы убедитесь, что вкладыш и звуковод абсолютно сухие, их можно присоединять к аппарату. 4. Категорически запрещается мыть сам аппарат в воде или протирать спиртом! Как ухаживать за ним, написано в прилагаемой к аппарату инструкции. 5. Не кладите слуховой аппарат возле батареи центрального отопления, не оставляйте лежать под прямыми лучами солнца. От жары и влаги аппарат может испортиться. Когда ребенок принимает ванну или душ, аппарат непременно следует снимать. 6. Что делать, если аппарат все же намок- например, попал под дождь? Выньте из него батарейку, протрите насухо ее и аппарат, после чего положите аппарат в баночку с силикагелем для просушки. ( Силикагель – вещество, которое активно впитывает влагу. Пакетик с силикагелем, например, обычно содержится в коробке с новой обувью, чтобы она не портилась) . Рекомендуется каждый раз помещать аппарат на ночь в баночку с силикагелем, который будет вытягивать собравшуюся за день влагу, и аппарат прослужит дольше. 7. Аппарат очень не любит таких химических средств, как косметический крем, лак для волос, духи, лосьон, средство от насекомых и др. Не берите аппарат в руки, если Ваши руки влажные от этих средств – подождите, пока руки высохнут. 8. Аппарат может испортиться, если попадет в сильное электромагнитное поле. Аппарат обязательно нужно снять, когда ребенок проходит такие медицинские обследования, как рентген, флюорогра фия, компьютерная томография. 9. Если ребенок по какой- то причине долгое время не носит слуховой аппарат, не забудьте выключить его и вынуть из него элемент питания. КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Памятка для родителей Верный помощник – слуховой аппарат

Заблуждения родителей в отношении использования дактильной речи Заблуждение первое Дактильная речь и жестовая речь – это одно и тоже. Жестовая речь- это речь, где целое слово или даже фраза передается с помощью одного жеста. При этом используется и указание на предметы, изображение отдельных действий, мимика лица. Жесты не имеют характерной для словесной речи грамматической формы, т. е. не изменяются по родам, числам и падежам. А дактильная речь – это форма словесной речи. Пользоваться ею – значит понимать значение слов, владеть грамматическим строем языка, поможет усвоению речи и в письменной и в устной форме. Заблуждение второе Детей не следует учить дактильной речи, так как ею нельзя пользоваться в общении со слышащими. Это заблуждение основано на недоразумении двоякого рода: во- первых, дактильная речь не цель, а только средство, облегчающее формирование у детей словесной речи в общепринятой устной и письменной форме; во- вторых, система обучения школьников с нарушениями слуха предусматривает обязательное обучение их устной речи, и подготовка к этому начинается с первого же дня прихода детей в школу. Дактильная речь используется в обучении, чтобы ускорить развитие словесной речи и ограничить развитие мимики. Заблуждение третье Пользование дактильной речью повредит произношению детей, что, привыкнув общаться дактильно, дети пойдут по линии наименьшего сопротивления, и не будут пользоваться устной речью. Многолетний опыт показывает, что опасения эти неосновательны. В том случае, когда параллельно с использованием дактилологии детей правильно, квалифицированно обучают произношению, систематически упражняют в чтении с губ, устная речь детей развивается в соответствии с их индивидуальными возможностями. Чем внятнее будет устная речь ребенка, тем скорее он начнет ею пользоваться, не прибегая к дактилологии. Мы попытались отвергнуть возражения против применения дактильной речи, доказать их несостоятельность, чтобы вы убедились в необходимости и эффективности использования ее при обучении вашего ребенка. Мы так подробно остановились на данном вопросе, потому что разобраться в его сущности очень важно для родителей. Но одно понимание значения дактильной речи еще не обеспечит вам успеха. Результаты будут зависеть от того, насколько умело вы будете показывать ребенку знаки и как вы сами научитесь понимать у ребенка речь с руки. Важную роль в формировании устной речи играет дактилология, в основе которой лежит та же звуко- буквенная система, что и в алфавите. Использование дактильной речи совместно с устной позволяет неслышащему ребенку быстрее овладеть звуко- буквенным составом слова, служит важным средством для обогащения словаря. Дактильная речь рассматривается как вспомогательное средство в процессе обучения устной и письменной речи. По своей основе дактильная речь сходна с письменной, по своей функции – с устной речью. Общение по средствам дактилирования требует соблюдение определенных правил. Правила дактилирования: Дактилируют в соответствии с нормами правописания. Дактильная речь сопровождается артикуляцией( проговариванием сообщения) . Дактильные знаки показывают точно и четко. Дактилируемые слова разделяются паузами, фразы – остановкой. При дактилировании рука согнута в локте, кисть руки находится на уровне плеча, слегка вынесена вперед и обращена ладонью от себя, к собеседнику. В случае ошибки или непонимания повторно дактилируется все слово. Дактилирующий смотрит на собеседника. КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Памятка для родителей Изучаем д актильн ую азбуку 46355152971600

При использовании слуховых аппаратов часто возникают проблемы, связанные с накоплением ушной серы. Даже небольшое количество ушной серы может вызвать неисправности. Из- за этого слуховые аппараты, которые размещаются в ушном канале, естественно, требуют более частой чистки, чем заушные модели. После того, как вы вынули слуховой аппарат из ушного канала, всегда проверяйте, не накопилась ли на нем грязь или ушная сера. Чистка слухового аппарата должна стать естественной частью вашей жизни- точно так же, как и чистка зубов. Отверстие выхода звука Если вокруг отверстия выхода звука слухового аппарата накопилась ушная сера, удалите ее с помощью мягкой сухой ткани или щеточки, которую вы получили вместе со слуховым аппаратом. Если вы дадите ушной сере высохнуть в течени е ночи, ее легче будет удалить. Внимание! Не вставляйте посторонние предметы в отверстие выхода звука слухового аппарата. Большинство внутриушных слуховых аппаратов имеет длинное вентиляционное отверстие, проходящее через весь слуховой аппарат. Для чистки вентиляционного отверстия используйте длинный инст румент для удаления ушной серы. Вход микрофона Вам следует чистить вход микрофона ежедневно, после использования слухового аппарата. Внимание! Н е вставляйте посторонни е предмет ы в микрофон. На некоторых внутриушных аппаратах вход микрофона защищен крышечкой. В этом случае для чистки микрофона следует использовать щеточку. Серный фильтр Серный фильтр расположен в отверстии выхода звука слухового аппарата. Обычно его заменяет сам пользователь слухового аппарата. Серный фильтр предохраняет звуковое отверстие от накопления в нем грязи и ушной серы. Если ваш слуховой аппарат оснащен серным фильтром. важно регулярно удалять грязь и ушную серу, накопленную вокруг него. Для этого используйте мягкую сухую ткань или щеточку. КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Памятка для родителей Наш друг – слуховой аппарат Может ли навредить человеку слуховой аппарат? Да, но не больше, чем громко включенный телевизор или радиоприемник. Согласно заключения Всемирной организации здравоохранения, слуховой аппарат должен быть подобран правильно, тогда он не только не принесет вред, но и спасет слух от дальнейшего разрушения, а также окажет положительное воздействие на психику и нервную систему человека, поможет быть полноценным членом общества, будет способствовать успешной учебе и продвижению по службе. Для слабослышащего человека качество слухового аппарата, его возможности имеют значение? Известно, что человек слышит не ушами, а, говоря простым языком, головой. Рождаясь, мы попадаем в мир звуков, которые вначале не можем осознавать или разбирать. В наш компьютер- головной мозг, день за днем откладываются звукосочетания гласные и согласные, причем каждый звук имеет свою отдельную частоту и силу. Мы запоминаем слова, распознаем речь и параллельно учимся говорить. Если человек с рождения не слышит, то и говорить, как правило, не может. Не все знают, что если человека с нормальным слухом поместить в мир тишины, то через несколько лет он перестанет разбирать слова и речь. С памяти нашего компьютера- головного мозга, стираются слова, знакомые звуки. Примерно то же происходит со слабослышащим человеком. День за днем он не слышит отдельные словосочет а ния, которые со временем стираются с памяти. Восстановить разборчивость слышимой речи легче, если слуховым аппаратом начать пользоваться в раннем возрасте. Чтобы сохранить остатки разборчивости слов и речи, необходимо пользоваться слуховым аппа ратом. С помощью сурдопедагога разборчивость речи можно улучшить и даже восстановить. В реабилитации слуха слуховые аппараты занимают большое место. Известно, что все живое находится в постоянном движении, без которого невозможна жизнь. Для рецепторов органа слуха источником движения( его тренажером) является звук. Если не подавать звук( в первую очередь речевой) необходимой силы и частоты, то слух человеческого уха угасает. Для слабослышащего человека слуховой аппарат становится источником звука( своего рода тренажером) стимулятором рецепторов слухопроводящего и слуховоспринимающего анализатора. 5905501206500 Общие прав ила ухода за слуховым аппаратом Обращайтесь со слуховым аппаратом бережно и не подвергайте его чрезмерному давлению или ударам. Замену батарейки в слуховом аппарате всегда производите над столом или в комнате с ковровым покрытием, чтобы слуховой аппарат не повредился в результате падения. Когда вы не используете слуховой аппарат, выключайте его, удаляйте из него батарейку и кладите его в предназначенный для него футляр. Всегда храните апп арат вдали от детей и животных. Никогда не подвергайте слуховой аппарат воздействию высоких температур или влажности. Всегда снимайте слуховой аппарат перед тем, когда идти в душ или бассейн, пользуясь феном, лаком для волос или другими распылителями и когда принимаете процедуры, например, рентген. Чистка слухового аппарата Никогда не используйте воду или другие жидкости для чистки слухового аппарата, независимо от модели аппарата. Вместо этого протирайте слуховой аппарат мягкой, сухой тканью. Для чистки отверстия выхода звука слухового аппарата, микрофонного и вентиляционного отверстий, воспользуйтесь специальной щеточкой и инструментом для чистки, которые вы получили вместе со слуховым аппаратом.

Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное её использование в условия общения является организация речевой среды в естественных условиях жизни ребёнка. Это предполагает постоянное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. Все упражнения выполняются обязательно в слуховых аппаратах. Поддерживайте все проявления речи у ребёнка, побуждайте его к активному применению речи. Радуйтесь любой победе ребёнка. Контролируйте речь ребёнка и соблюдайте единые требования к речи взрослых в семье. Слова и фразы в этом возрасте дети могут произносить приближенно, усеченно. Речь взрослых не должна быть очень многословной, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами. Взрослый называет предметы и выполняемые действия. Малыш должен хорошо видеть лицо говорящего. Не нагружайте ребёнка. Делайте интервалы между упражнениями. Длительность занятий с ребёнком до 15 – 20 минут. В первой половине дня и после дневного сна. Привлекайте ребёнка и дома, и на улице к различным бытовым шумам, звукам природы и музыке, сигналам транспорта. Постепенно вводить слова из слухо- зрителных отработо к в таблички. Постоянно консультироваться с сурдопедагогам по возникающим вопросам обучения и воспитания неслышащего ребёнка. Таблички пишутся на плотной бумаге, печатным шрифтом. Вводите письменную речь постепенно, начиная с двух слов, затем увеличить количество предлагаемых слов до трёх – четырёх. Глобальное чтение, т. е. узнавание слова по табличке, помогает набрать пассивный словарь тогда, когда ребёнок, ещё не умея произносить слова, знакомится с его графическим образом и смысловым значением. Обучение глобальному чтению начинается с простых слов. К предмету или его изображению на картинке подкладывать необходимую табличку. КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Памятка для родителей Организация работы с ребёнком дошкольного возраста с нарушенным слухом в домашних условиях Упражнения для развития сильной, направленной воздушной струи. «Сдуй листочек с ладошки »- положить на ладонь любой листок, упавший с дерева, и сильно подуть на него так, чтобы он упал вниз на пол. «Задуй свечу»- зажечь свечу, подуть на неё так, чтобы она погасла. «Поиграй на дудочке( свистульке) »- необходимо взять дудочку и подуть в неё так, чтобы из неё послышалась песенка. «Надуй шарик»- необходимо взять воздушный шарик и дуть в него до тех пор, пока он не наполнится воздухом «Мыльные пузыри»- научить ребёнка пускать мыльные пузыри. Исследованиями института физиологии детей установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Упражнения для развития мелкой моторики. « Соб е р и мозаику »- составить узор или картинку. «Бусы»- нанизыва ть на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание. «Пройди по дорожке»- н арисуйте на листе несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее. «Фигурки»- с 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами «Сюрприз»- з аверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить. «Прищепки на корзинке»- п оставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки. «Угощение»- п редложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек( сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения. «Шишки на тарелке»- п редложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д. Перелистывать, скатывать, разрывать бумагу. Отвинчивать и завинчивать пробки. Выполнять пальчиковую гимнастику. Массаж ладоней и пальцев рук.

5. Обращаясь к ребенку, употребляйте короткие предложения. Избегайте говорить отдельными словами. При этом говорите слитно не только слоги в словах, но и сами слова в предложении( не делайте пауз между двумя тесно связанными по смыслу словами: Дай чашку! Принеси машину! ) . 6. Новое слово не вводите с губ( это почти всегда бесполезно) , а сказав незнакомое слово, тут же дайте ребенку возможность прочитать его с руки или с табличк и, а затем уже повторите устно. 7. Если ребенок с первого раза не понял знакомое слово с губ, повторите второй раз, но не более. При повторении не усиливайте артикуляции, чтобы он вас скорее понял. Это даст только отрицательный результат. Ребенка необходимо научить понимать нормальную речь. Скажите только громче, что естественно сделает вашу артикуляцию более выразительной. А еще лучше, напомните ребенку слово, написав его или сказав дактильно( при этом ребенок также должен его отраженно повторить сначала пальцами) , затем устно. 8. Усвоенные ребенком слова, особенно те, которые используются в специальных упражнениях, не следует сопровождать дактилированием. Прибегать к знакам нужно лишь при затруднении ребенка понять с губ. 9. Используйте ситуацию и интерес ребенка к предмету, к его названию для того, чтобы лишний раз употребить устное слово. Интерес повышает его восприимчивость. Ситуация облегчает догадку, что очень важно для развития навыка чтения с губ. 10. Откажитесь от желания устно рассказать ребенку- дошкольнику что- либо новое, занимательное. Для этой очень важной и нужной цели используйте действия с предметами, игрушками, доступные картинки в сочетании со знакомыми словами, а по мере развития речи- написанный текст. Лишь после того, как ребенок прочтет текст, поймет его, можно повторить рассказ устно. Но главным образом развивайте навык чтения с губ, используя слова и фразы разговорной речи.   Если в дошкольном возрасте правильным обучением вы добьетесь того, что ребенок научится считывать с губ обиходные выражения в общении с окружающими, значит, вы сделали большой шаг в формировании его устной речи. Но ребенок д олжен также научиться говорить. КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Памятка для родителей Пойми меня, мама Родные и близкие неслышащего ребёнка! Будьте терпеливы при общении с ним. В преодолении глухоты многое зависит от вас самих, вашей воли, упорства. Знайте состояние произношения вашего ребёнка. Обращайтесь к ребёнку словесной речью и не принимайте от него никаких мимических сообщений, всячески побуждая его к высказываниям разговорного типа. Чаще сами обращайтесь к ребёнку с вопросами, сообщениями, побуждайте его к тому же. Используйте любую возможность для разговора на различные темы. Не сердитесь на ребёнка, если он неправильно произносит слова. Доброжелательно, спокойно помогите ему. Если ребёнок не знает, как сказать то или иное слово, подскажите ему, заставьте повторить сказанное правильно. Добивайтесь правильного произношения ребёнком слов, фраз. Ни один дефект произношения не оставляйте неисправленным. Сначала дайте образец правильного произношения слова. Если ребёнок снова сделает ошибку, начните со слога, затем включайте его в слово, а слово в предложение. Поддерживайте стремление ребёнка к общению со слышащими. Хорошо знайте состояние слуха вашего ребёнка: а) какое ухо слышит лучше; б) на каком расстоянии от лучше слышащего уха ребёнок воспринимает речь нормальной громкости без звукоусиливающей аппаратуры и с индивидуальным слуховым аппаратом. Требуйте от ребёнка постоянного ношения индивидуального слухового аппарата. Следите за состоянием индивидуальных слуховых аппаратов. Держи те постоянную связь с учителем- дефектологом и воспитателем. Правила общения с ребе нком 1. Прежде чем начать говорить, сосредоточьте внимание ребенка на своем лице. 2. Лицо ваше должно быть хорошо освещено( на него должен падать свет) и находиться на одном уровне с лицом ребенка( для этого можно взять его на руки или сесть против него, нагнуться к нему) . Голова ваша должна быть неподвижна. Расстояние между вами и ребенком от 0, 5 м, но не более 1, 5 м. 3. Произносить слова следует естественно, не преувеличивая мимику лица и артикуляцию( т. е. не двигать преувеличенно губами, не показывать специально положение языка) , нормальной громкости. И то, и другое искажает артикуляцию. Привыкнув к такой подчеркнутой артикуляции, ребенок не сможет читать с губ у нормально говорящих. Говорить нужно в слегка замедленном темпе, но не разделяя для этого слова на слога, а лишь более протяжно произнося гласные, чуть- чуть протягивая слог, например: водааа. 4. Следить за тем, чтобы ребенок отраженно повторял за говорящим, начиная с простого шевеления губами отдельных видимых звуков до повторения знакомых слов с той или иной степенью внятности( в зависимости от его подготовки) . Однако не допускайте, чтобы он произносил звуки неправильно. Отраженное повторение не только облегчает ребенку чтение с губ, но одновременно будет хорошим упражнением для развития органов речи.

Особенности внимания детей с нарушениями слуха сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринимать меньшее количество элементов; у детей с нарушенным слухом меньшая устойчивость внимания, большая утомляемость, т. к. получение информации происходит на слухо- зрительной основе. У слышащего дошкольника в течение занятия происходит смена анализаторов – зрительного и слухового, то у ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора; глухие и слабослышащие дошкольники переключаются медленнее, чем их слышащие сверстники; неслышащие дети не могут распределить внимание, т. е. одновременно слушать и писать. Советы для родителей не прячьте свои эмоции. Играя с ребенком, проявляйте интерес, восторг или удивление; придумывайте неординарные способы привлечь внимание ребенка. Не забывайте, что привлечь его можно с помощью чего- то неожиданного, наглядного или эмоционального; в любом упражнении давая ребенку задание, следите за тем, чтобы оно было внятным, конкретным и пошаговым; занимайтесь с ребенком, когда ему располагают его настроение и самочувствие, а также когда рядом нет помех, в виде ярких игрушек, шумов и различных движущихся объектов. Желаю Вам удачи! КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Памятка для родителей Развиваем внимани е у ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха В игры играем – внимание развиваем «Найди предмет по его тени» Ход игры: Ребенку предлагаются картинки с изображением предмета, к которому он должен подобрать его тень. Инструкция: «Найди к картинке ее тень и положи вместе» « Лабиринт » Ход игры: Педагог дает ребенку карточку с лабиринтом и предлагает найти дорожку к грибам, помочь ежику. Ребенок вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно. Инструкция: « Помоги ежику найти дорогу к грибам » «Найди отличия» Ход игры: Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться( от 2- 3 до 5- 6) . В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в л апках кот» и т. д. Инструкция: «Помоги художнику найти ошибки. Найди на картинках 5 отличий». «Выкладывание узора из мозаики» Ход игры: Р ебенку пр едлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. Инструкция: «Посмотри, н а этом рисунке изображена цифра( буква, узор, силуэт) . Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру( букву, узо р, силуэт, как на рисунке. Будь внимателен» «Что изменилось? » Ход игры: Н а стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек. «Гимнастика внимания» Ход игры: Взрослый, называя части своего тела, показывать их на себе( кладет на них руку) . Дети повторяют движения. Затем взрослый начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую. Инструкция: «Проверим, кто из вас самый внимательный. Я назову часть тела, покажи её на себе»

Игры для развития речи детей Помогите животным найти свой дом Н а столе разные животные( дикие и домашние) . Предлагае м детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия, затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». П редлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса? » Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». После того как все животные нашли свой дом, уточняе м: «Кто живет в лесу( около дома) ? Как называются эти животные? » Разложи фрукты Предъявляя ребенку поочередно муляжи или картинки фрукт ов спрашивае м: «Что это? ». Затем просим «Маша, возьми грушу». После того, как ребенок правильно выбрал картинку, предлагае м положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку. П рочитывае м слово, прикрепленное к корзинке и уточняет: «Тут лежит груша( яблоко) ». Таким же образом раскладываются по корзинкам другие картинки с изображением фруктов. 197675565341500 Магазин На столе стоят полки с игрушками. Рядом с полками на столе лежат таблички с названиями игрушек. Взрослый показывает на полки и говорит: «Будем играть. Это магазин. Я буду продавцом. Саша, какую игрушку ты хочешь? » В зависимости от речевых возможностей ребенка можно ограничиваться только названием игрушки, другой использовать фразу «Я хочу( купить) куклу». Игра продолжается, пока не будут «распроданы» все игрушки. КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Памятка для родителей Развитие речи ребёнка с недостатками слуха в семье Н ужно знать и помнить, что ребенок с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те, и другие кричат, когда они голодны, что- нибудь болит, холодно. Глухой( слабослышащий) ребенок «гулит» так же, как слышащий, но к 8- 10 месяцам слышащий начинает лепетать, появляются первые слова, интонация, а у глухого( слабослышащего) остаются неразборчивые звуки. Р ебенок с недостатками слуха имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Малыш часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него. Задача родителей использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть на лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих. Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь. Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что- нибудь малышу, нужно произносить: « Саша, возьми! » Прося что- нибудь у него, следует говорить: « Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. В игре у ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи. Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами. Родителям нужно знать, что в условиях семьи неслышащий ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.

У нас есть несколько месяцев до первого сентября и несколько месяцев после- то самое время, когда можно и нужно задать будущей школьной жизни хороший старт. Тогда ваш первоклассник обязательно будет успешным, здоровым и спокойным, у него сложатся добрые отно шения с учительницей и ребятами. Давайте рассмотрим первый вопрос: «Пора ребенку в школу или не пора? » Часто возникает такая ситуация: родители смотрят на своего развитого, умненького ребенка- шестилетку и очень хотят, чтобы он не «валял дурака», а приступал к учебе в школе, как вы. у важаемые родители, считаете: разве это плохо- снять интеллектуальный недогруз? Нейрофизиологи считают, что ребенок готов к школе в среднем возрасте 7 лет, потому что именно в 7 лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Мозг семилетки готов к тому, чтобы просто высидеть 45 минут урока. Но если отдать ребенка в школу позже будет только лучше. По наблюдениям психологов и педагогов, дети, которые идут в школу в 7, 5 лет, лучше адаптируются, часто занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не гарантирует, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный «запас прочности», - гарантию стабильности его успехов и базу для его дальнейшего развития. Результат несвоевременного начала школьной жизни будет виден, но только через несколько лет. Подавляющее число двоечников 5- 7 классов- это незрелые первоклашки с ярко выраженным ослабленным здоровьем. Давайте сделаем вывод: «Ребенок должен созреть для школы. Родители, не спешите! » Следующий вопрос: «Могут ли родители формировать личностную и эмоциональную готовность к школе? » Дошкольника практически невозможно научить тому, чему он не хочет. Поэтому все обучение детей до 6- 7летнего возраста основано на игровых методиках. А к 7 годам ребенок от «хочу» уже движется к «надо». Начинается переход к школьной позиции, ведущий мотив деятельности меняется с игрового на учебный, это напоминает передачу палочки в эстафете. Вот один бегун поравнялся с другим. Какое- то время они бегут вместе, палочка предана, и постепенно первый бегун отстает, второй вырывается вперед. Теперь эстафету ведет он. Игровой мотив при такой эстафете может остаться, но он делается подчиненным. Это происходит у детей в разное время- у кого- то в дошкольном возрасте, у кого- то прямо в августе, у ког о- Уважаемые мамы и папы! Скоро вы станете родителями первоклассника, и главное для вас сейчас- четко понять: чего вы ждете от своего ребенка, когда он станет школьником. Ожидания родителей могут быть самыми разнообразными. В то же время взрослые должны понимать, что именно от них зависит, станет ли первое сентября праздником, с которого начинается увлекательное путешествие к знаниям, или первым днем одиннадцатилетнего заключения в учреждении под названием «школа». Сможете ли создать ребенку психологически комфортные условия, при которых адаптация к школе пройдет легко и безболезненно. т о в процессе адаптации, именно поэтому ребенок может брать с собой и школу игрушку. Вывод такой: «От «хочу» к «надо» переход долгий. Родители, не ждите его за один день». К семилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка: - самостоятельно называть предметы по лексическим темам предусмотренной программой; - выполнять поручения, предъявленные в устно- дактильной или письменной форме, и давать отчёт о выполненном действии; - уметь обратиться с просьбой; - понимать значение вопросов: кто это? что это? где? чья? чьё? чьи? ; - знать названия основных цветов и их оттенков; составлять словосочетания вида: кто? какой( какая, какое) по цвету? ; - изменять имена существительные по числам; - составлять предложения с глаголами настоящего времени по демонстрации действия или по картинке с изображением действия; - составлять описание предметов по опорным схемам и угадывать предметы по описанию; - читать тексты, подбирать картинки и отвечать на вопросы по содержанию; - составлять рассказ на заданную тему из рассыпного текста( 3 – 5 предложений) ; - самостоятельно складывать из разрезной азбуки или писать печатными буквами знакомые слова; копировать предложения из 3- 4 слов; - выделять предметы из множества; - владеть количественным и порядковым счётом в пределах 10; - соотносить количество предметов с числом в пределах 10; - выделять итоговое число; - сопоставлять группы предметов по количеству с помощью наложения, приложения, пересчёта; - преобразовывать неравенства в равенства; - сравнивать числа в пределах 10; - записывать и решать примеры на сложение и вычитание, используя рисунок; - сравнивать предметы по величине; раскладывать предметы в порядке убывающей и возрастающей длины, ширины, высоты, соблюдая точку отсчёта; - воспринимать форму предмета и самостоятельно называть геометрические фигуры( круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) ; - ориентироваться в пространстве относительно себя и на листе бумаги. КГБОУ «Минусинская школа- интернат» Памятка для родителей Ребёнок на пороге школы

Оставить комментарий: