a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Городской обучающий семинар «Психолого-педагогическая характеристика и образовательные потребности разных нозологических групп», г. Минусинск, 2020 год

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2021-07-14 07:05:51

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Характеристика нарушений слуховой функции Существуют четыре категории детей с нарушением слуха: глухие, слабослышащие, глухие после КИ, позднооглохшие. ГЛУХОЙ – человек, у которого полное отсутствие слуха или он имеет так ую степень его понижения, при которой восприятие речи крайне затруднено и самостоятельно овлад ение речью становится невозможным. СЛАБОСЛЫШАЩИЙ – у которого произошло нарушение слуха с рождения или в начальном периоде формирования речи и который может самостоятельно овладеть речью в минимальной степени. ГЛУХОЙ ребенок после кохлеарной имплантации имеет уровень слуха приближенный к слабослышащего и овладевает речью в условиях специальной реабилитации. ПОЗДНООГЛОХЩИЙ – человек, который потерял слух после того, как речь была сформирована. У него сохраняются слуховые образы слов на протяжении длительного времени. Прежде чем говорить нарушениях слуховой функции, необходимо понимать, что человек с НОРМАЛЬНЫ М СЛУХ ОМ слышит звуки в диапазоне от 0 до 2 0 дБ на всех частотах. Это, например, звуки ше лест а листвы, журчание ручья, шум дождя и т. п. Р азличают следующие степени потери слуха: Тугоухость: I степень( легкая) – человек начинает слышать звуки в диапазоне от 2 0 –40 дБ. Человек понимает разговорную речь практически в полном объеме на расстоянии не более 6 м, а шепотную речь – не более 3 м. Они слышат обычный шум в доме, тиканье часов, журчание воды и другие звуки. II степень( умеренная) — порог восприятия звуков начинается от 40–55 дБ. Человек понимает разговорную речь практически на расстоянии не более 3 м, а шепотную речь – не более 1 м. Они слышат двигатель легкового автомобиля, звук сминаемой бумаги, шум бытовой техники. III степень( тяжелая) – слышит звуки от 5 5 –70 дБ. Общение друг с другом затруднено, в этом случае человек слышит хорошо речь на расстоянии до 1 м. О тмечается неразборчивое восприятие слов, некоторые отдельные фразы или слова приходится повторять несколько раз. Они слышат шум работы холодильника, стиральной машины, пылесоса. IV степень( глубокая) – от 7 0 –90 дБ. Речь обычной интенсивности уже не слышна. Больше читает по губам. Они слышат работу отбойного молотка, шум на стройплощадке, звук реактивного двигателя. Глухота –  это состояние, когда человек слы шит звук громкостью более 90 дБ, даже на крик реагирует с трудом. Для м аксимально успешного включения в образовательную среду дет ей с нарушениями слуха необходимо создать специальны е услови я: Разработка АОП на основе заключения ПМПК и ИПР и подбор соответствующего УМК. Включение ребенка в коррекционные занятия со специалистами в соответствии с заключением ПМПК. Оснащение группы( класса) специальными средствами реабилитации. 1) Разработка адаптированных программ Учреждение или организация разрабатывает адаптированн ые образовательн ые программы ДО на основе примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования г лухих, слабослышащих и позднооглохших детей, размещенных на сайте fgosreestr. ru. Индивидуальные АОП разрабатывает каждый педагог на основе АООП ДО с учётом рекомендаций ПМПК и ИПР. А даптированн ые основные образовательн ые программы НОО разрабат ываются учреждением на основе примерных адаптированных основных образовательных программ начального основного общего образования глухих и слабослышащих, позднооглохших обучающихся, размещенных на сайте fgosreestr. ru. Рабочие АОП разрабатывает каждый педагог по своему предмету или коррекционному курсу на основе АООП НОО с учётом рекомендаций ПМПК и ИПР. Адаптированн ые основн ые образовательн ые программ ы НОО глухих обучающихся разрабатываются в соответствии с 4 варианта ми обучения: Вариант 1. 1. глухи е обучающи е ся с сохран ным интеллектом, обучающи е ся в массовой школе, в те же сроки обучения( 1- 4 классы) , РАОП. Вариант 1. 2. глухи е обучающи е ся с сохранным интеллектом и недостаточным уровнем речевого развития, обучающи е ся в коррекционном учреждении, в пролонгированные сроки( 1- 5 кла ссы, 1- 6 классы( не имеющим ДО) , РАОП. Вариант 1. 3. г лухи е обучающи е ся с легкой умственной отсталостью, обучающи е ся в коррекционном учреждении, в прол онгированные сроки( 1- 6 классы) , РАОП. Вариант 1. 4. глухи е обучающи е ся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, обучающи е ся в коррекционном учреждении, в пролонгированные сроки( 1- 6 классы) , СИПР. Адаптированн ые основн ые образовательн ые программ ы НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся разрабатываются в соответствии с 3 вариантами обучения: Вариант 2. 1. слабослышащи е и позднооглохш ие обучающи е ся с сохранным интеллектом, достаточным уровнем речевого развития, обучающихся в массовой школе, в те же сроки обучения( 1- 4 классы) , Р АОП. Вариант 2. 2. слабослышащи е и позднооглохши е обуч ающи е ся с сохранным интеллектом, недостаточным уровнем речевого развития, обучающи е ся в коррекционном учреждении, в пролонгированные сроки( 1- 5 классы, 1- 6 классы, за счет введения 1 доп. класса) , Р АОП. Вариант 2. 3. слабослышащи е и позднооглохши е обучающи е ся с легкой умственной отсталостью, обучающи е ся в коррекционном учреждении, в пролонгированные сроки( 1- 6 классы, за счет введения 1 доп. класса) , РАОП. Использование УМК в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. УМК д ля обучающимся по вариантам 1. 1. , 2. 1. предусматривается использование базовых учебников в соответствии с ФГОС НОО. Но все тексты необходимо адаптировать с учетом индивидуальных особенностей ученика. УМК д ля обучающимся по вариантам 1. 2. , 1. 3. , 1. 4. , 2. 2. , 2. 3. используются учебники, разработанные в соответствии с ФГОС с ОВЗ. Работа с детьми с нарушением слуха на индивидуальных з анятиях по коррекционному курсу строится с использованием специальны х учебник ов: «Произношение» подготовительный- 4 класс, авторы А. Н. Пфафенродт, М. Е. Кочанова. 3) Организация коррекционных занятий узкими специалистами Обязательным условием является включение д етей с нарушением слуха в коррекционные индивидуальные и фронтальные занятия с логопедом, дефектологом( сурдопедагогом) , дефектологом( олигофренопедагогом) , педагогом- психологом, в соответствии с рекомендациями ПМПК. Кабинеты логопеда и сурдопедагога должны быть оснащены логопедическим столом с зеркалом, стационарной аппаратурой индивидуального пользования при необходимости с вибротактильным устройством, визуальными приборами, тональными и речевыми аудиометрами, специальными компьютерными программами для работы над произношением, развитием слухового восприятия. Учебные кабинеты, в которых обучаются дети с нарушением слуха оборудуются современной беспроводной звукоусиливающей аппаратурой( F М системой) или звукоусиливающей стационарной( проводной) аппаратурой коллективного пользования. В течение всего учебного дня ребенок должен в обязательном порядке пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами. Помимо специальной аппаратуры классы должны быть оснащены информационными стендовыми материалами, включающими таблицы –опор ы, различны е схем ы, речевы е конструкци и, достаточным наглядно- дидактическим материалом; о борудованием для сопровождения текстовой информации: интерактивными комплексами, световыми табло с возможностью трансляции субтитров. Рабочее место ребенка с нарушением слуха должно быть в классе на первы х парт ах и такое положение, чтобы он мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Методические рекомендации по организации работы с детьми нарушением слуха мы можем дать в рамках работы консультационного центра, который начал функционировать с сентября месяца в нашей школе. Информацию о центре вы можете узнать из буклетов, которые мы приготовили для учреждений и педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха.

Оставить комментарий: