мастер-класс для педагогов "Чудеса из пластилина"
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер - класса:
передача воспитателем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
обогащение знаний и представлений педагогов о нетрадиционных техниках лепки;
развитие коммуникативных качеств педагогов, умение работать в коллективе;
раскрытие творческого потенциала педагогов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, тем ярче творческая стихия детского разума»
В.А.Сухомлинский
Лепка – это объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина, теста.
Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте: обычный пластилин, глина; соленое тесто, воздушная масса, масса для лепки, бумажная масса, шариковый пластилин, пластик и др.
Больше ста лет прошло с того момента, когда в 1899 г. Уильям Харбутт запатентовал свое чудесное открытие, получившее название «Plastilin».
Лепка в детском саду является частью изобразительного искусства, при помощи которой дети отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка, а именно: Развивают у детей наблюдательность, воображение, чувство осязания, пространственное мышление, творческие способности; Вырабатывают более полные образные представления; Укрепляют зрительную память, мелкую мускулатуру рук; Синхронизируют работу обеих рук; Отвечают возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.
В процессе лепки ребенок знакомится с материалом и его свойствами. Он осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия», исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Виды лепки в детском саду
Лепкой начинают заниматься с 2 лет. В младшей группе – предметная лепка. В средней группе – предметная и сюжетная лепка (два предмета, например, колобок встретил лису). В старшей группе – предметная, сюжетная лепка и декоративная лепка, которая требует украшения. В подготовительной группе – все виды лепки.
Способы лепки
Конструктивный способ. При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2-3 года – и часто сами «открывают» его для себя.
Скульптурный (пластический) способ. Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Образ создается, путем вытягивания отдельных, более мелких частей (но не отрывая их), передавая характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).
Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.
Из пластилина можно создавать не только объемные фигурки всевозможных объектов: животных, птиц, рыб, предметов или игрушек, но и картины различной сложности. Другими словами, пластилином можно рисовать, так же, как фломастерами или карандашами.
Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.
Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Обратная пластилинография (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Полезные советы при организации работы в технике пластилинография:
Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотные материалы.
Предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка.
Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой.
Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить подкладку, соответствующую выпуклости изображения.
Пластилиновые картины не должны подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком так же продлит ее "жизнь".
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сегодня я хочу поближе познакомить вас с таким нетрадиционным способом лепки из пластилина, как контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
«Жгутики» из пластилина. Берём шприц без иглы. Берётся пластилин, отщипывается небольшой кусочек и скатывается валик такого размера, чтобы можно было его поместить внутрь шприца без особых усилий. Затем шприц с пластилином внутри помещается в кружку с горячей водой на несколько секунд. Далее вытаскиваем шприц и выдавливаем разогретый пластилин. Получаются равномерные по толщине жгутики, похожие на шнурки. Из полученных «шнурков» можно выкладывать различные узоры, рисунки.
В целях безопасности (т. к. речь идёт о горячей воде, в которой разогревается пластилин) детям младшего дошкольного возраста можно делать заготовки из таких шнурков, разложив их аккуратно по цветам в отдельные небольшие контейнеры и давать их детям выкладывать простейшие рисунки и узоры.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял вам всем настроение!