Как и где обучиться педагогу работе с трудными детьми?
Понятие «трудный ребенок» нельзя считать научным, этот термин применяют не столько педагоги или психологи, сколько родители или просто сторонние наблюдатели. При этом под «трудными» понимаются как обычные дети-озорники, шумные или неусидчивые, так и воспитанники домов-интернатов, детских домов или те, кто живет в социально неблагополучных семьях. Еще более общая черта, по которой выделяют «трудных детей» из сообщества сверстников – это нежелание подчиняться общепринятым социальным нормам поведения, отсутствие стремления учиться, неуважение к социуму как таковому. И это проблема одна из самых серьезных, ведь невозможно заставить ребенка быть «хорошим», если он по своей природе до определенного возраста эгоцентричен. То, что хорошо для него – то должно быть хорошо и для всех, и сами родители часто побуждают к такому поведению.
Современное школьное обучение тоже не идеально, поэтому педагогам приходится не только обучать детей общеобразовательным знаниям, но и справляться порой с весьма неадекватным поведением школьников. Такое поведение в педагогике определяется как девиантное, т.е. не соответствующее нормам, которые признаны общими для группы либо для социума в целом. Подобное поведение наносит реальный вред не только окружению ребенка, но и ему самому, поэтому так много внимания уделяется профилактике, своевременной оценке поведения и коррекции деструктивного отношения детей к обществу и себе.
Кто выявляет детей с девиантным поведением?
В любой общеобразовательной школе, школе-интернате или другом детском образовательном учреждении есть школьная психолого-медико-педагогическая комиссия (обычно ее возглавляет заместитель директора по воспитательной работе) или совет профилактики (его возглавляет социальный педагог или педагог-психолог школы). Основная обязанность этих коллегиальных органов – это выявление детей с отклоняющимся поведением и разработка четких рекомендаций по коррекции поведения ребенка.
Если рекомендации и контроль осуществляется коллегиальными органами, то реальная работа ложится на плечи педагогов, у которых и так достаточно обязанностей. Чтобы понять, как работать с детьми-девиантами, надо не только знать признаки такого поведения, особенности проявления, но и владеть навыками общения с такими детьми и их родителями, уметь вовремя скорректировать конфликты ребенка со сверстниками, помочь ему справиться с собственной агрессией.
Обучение работе с «трудными» детьми
Получить специальное дополнительное образование по работе с девиантными детьми можно на специализированных курсах очно или дистанционно. Направление обычно дает школьный педсовет, но можно записаться на курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно. Кроме этого, глава школьной Пмпк обязан регулярно проводить семинары для педагогов по проблемам адаптации и дезадаптации детей, поэтому начальные знания педагоги получают в школе, где работают.
Начиная серьезно работать с поведенческими отклонениями, надо четко видеть черту между обычными нарушениями порядка, хулиганскими поступками и трудностями, вызванными особенностями развития ребенка. Для детей, чьи поведенческие нарушения определены психическими отклонениями развития, необходима помощь и медицинское наблюдение. Без этого внутреннее напряжение, проявление сильных эмоций снижают возможность ребенка контролировать свое поведение, что может привести к вспышкам ярости, агрессии к окружающим и самому себе.
Понимание педагогом природы отклоняющегося поведения детей, его спокойное, но требовательное отношение дает хорошие результаты при содействии родителей. Специализированное обучение – это не только знания, но и навыки, которые получают педагоги на семинарских занятиях, во время просмотра обучающих видео, при решении конкретных педагогических задач.