Доклад выступления на тему: "Эффективные формы экологического воспитания в дополнительном образовании"

Опубликовано: 23:13:26 29-08-2021

Автор: Супроненко Ирина Эдуардовна

Документы для скачивания:

59923_Doklad Formy ekol. vospitaniya.docx
Формат: .docx

59928_Prezentatsiya Ekologich. vospitanie.pptx
Формат: .pptx

Содержимое файтов:

59923_Doklad Formy ekol. vospitaniya.docx

Эффективные формы экологического воспитания в дополнительном образовании Воспитание – основа всего образовательного процесса, оно неразрывно связано с обучением, так как, обучая детей, мы их воспитываем, а воспитывая – обучаем. Экологическое воспитание подрастающего поколения является одним из ведущих направлений развития системы образования. Основная проблема экологического образования – воспитание ответственного и заботливого отношения к окружающей природе, понимание взаимозависимости процессов в окружающей среде, частью которого является человек. Дополнительное образование детей представляет собой перспективное направление в контексте развития образования в целом и способно решать задачи различной степени сложности в разной сфере жизнедеятельности. Станция юных натуралистов занимается вопросами экологического образования и воспитания более 20 лет. В своей работе педагоги Станции используют различные, как формальные, так и не формальные, формы и методы экологического образования и воспитания. К формальной форме мы относим занятия, проводимые по типу классно- урочной системы. Целью таких занятий является овладение обучающимися базовыми знаниями в области экологии и биологии, зоологии, формирование основных умений и навыков. Неформальные экологические методы включают в себя активную практическую, игровую и учебно- исследовательскую деятельность учащихся. Учебно- исследовательская деятельность имеет особое значение в экологическом образовании. Во- первых, такая деятельность связана с формированием у детей знаний и умений по изучению и оценке состояния природных систем, выработке умений по уходу, восстановлению, охране окружающей среды и созданию проектов по её сохранению. Во- вторых, она имеет социально- психологическую значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации образования, обогащения интеллектуального потенциала общества. Важной элементом интеграции общего и дополнительного экологического образования являются научно- практические конференции исследовательских работ школьников. В учебно- исследовательскую деятельность на Станции вовлечены ребята всех возрастов, так как эта деятельность является обязательным содержательным компонентом большинства образовательных программ. Результативность данной деятельности – это победы учащихся учреждения на олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня, это овладение практическими навыками исследований, это умение наблюдать, сравнивать, анализировать. Большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов в эколого- биологическом образовании и воспитании имеют игры и, в частности, игровые занятия. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучен6ия детей младшего школьного возраста, и поэтому игровые формы и приёмы обучения – важнейший путь включения ребёнка в учебную деятельность. Через игру возможно становление научно- познавательных, эмоционально- нравственных отношений детей к их природному и социальному окружению, основанное на соединении знаний, чувств и действий. С этой целью на Станции реализуются программы для детей младшего и дошкольного возраста «Юные натуралисты», «Охрана природы», «Я – эколог», «Мы – твои друзья» и другие, где в игровой форме даются знания о полезности всех природных объектов. О непрерывности жизни, её сложности, уникальности, хрупкости. Необходимо обновление содержание образования на основе деятельного подхода, при котором ребёнок из наблюдателя и слушателя переходит в разряд активного участника происходящего. В связи с этим проводимые в Станции мероприятия всё более приобретают практико- ориентированный характер. В последние годы в методическом плане экологического образования и воспитания используются различные эколо ги ческие проекты, предполагающие не только изучение состояния какого- либо объекта, но и мероприятия, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды: «Посади дерево», «Чистый берег», «Очистим планету от мусора» и другие. Ребята являются организаторами экологических акций, посвящённых защите окружающей среды: «Чистота спасёт мир», «Покормите птиц зимой», « Экоёлка » и так далее. Экскурсии – ещё одна из форм экологического образования, которая широко используется педагогами учреждения. Непосредственное общение с природой, изучение её в натуральном виде, умение наблюдать, фиксировать, сравнивать, анализировать. До 10% учебного времени отводится на проведение экскурсий и наблюдений. Именно на экскурсии дети могут лучше всего ознакомиться со своей местностью, рассмотреть экологические связи в природных сообществах, пронаблюдать за изменениями в окружающей среде под возде йствием антропогенного фактора. Привитие ребёнку увидеть проблемы на местном уровне, оценить ситуацию в глобальных масштабах не позволит ему остаться в стороне от экологических проблем современности. С этой целью проводятся практикумы на занятиях в объединениях, конкурсы плакатов и листовок, выставки детских поделок и рисунков. Эффективной формой экологического воспитания является проведение на Станции юннатов областных, районных конкурсов, акций и марафонов таких как, «Зелёная планета», «Летопись добрых дел», «Зеркало природы», «Не стреляйте в белых лебедей! », «Лес- наше богатство» и другие. Основная задача- поддержка школьников, проявляющих интерес к эколого- биологическим дисциплинам, вовлечение обучающихся в совместную коллективно- творческую деятельность, формирование экологической грамотности и бережного отношения к окружающей среде. Регулярно проводятся экскурсии по уголку живой природы, беседы по воспитанию бережного отношения к обитателям живого уголка. Среди разнообразия форм деятельности нашего учреждения особое место принадлежит детскому празднику. Годовой круг праздников содержит и календарные праздники, и праздники, которые направлены на развитие ребят, пробуждения их творческого и интеллектуального потенциала, что существенно дополняет образовательный процесс и обогащает основные направления деятельности. Особенно е значение в воспитании экологической культуры обучающихся имеют традиционные районные мероприятия «День птиц! » «Праздник урожая! », интерес к которым не только год от года не ослабевает, но и возрастает. Систематически проводятся праздники, конкурсы для кружковцев: «Посвящение в юннаты», «Масленица», «Здравствуй зимушка- зима! ». Конкурсы, выставки- как ждут их ребята, как хочется показать свои знания, умения, проявить свои таланты, лидерские качества, активную жизненную позицию. Всё это позволяет получить высокий воспитательный эффект. Чем больше и разнообразнее формы и методы работы, тем интереснее и продуктивнее деятельность учреждения. Основным условием эффективности экологического образования и воспитания является формирование у обучающихся устойчивого интереса к изучению проблем сохранения природной среды и убеждений в необходимости природоохранной деятельности. Поэтому необходимо активно применять различные формы и методы воспитания.

Оставить комментарий: