«Использование нетрадиционного оборудования для оптимизации двигательной активности детей»
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дошкольники в большинстве своем испытывают дефицит движения, им грозит опасность гиподинамии. Одними из причинами данной проблемы является длительное пребывание детей в сидячем положении, малоподвижный образ жизни семьи, предпочтение двигательной активности просмотру телевизора и компьютерным играм, и как следствие – низкая потребность в движении. Но и педагоги, к сожалению, не всегда применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности воспитанников. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Тем более что двигаться можно как на различных занятиях - логопедических, художественных, математических и других, так и во время проведения многих режимных моментов, особенно после сна и на прогулке. Удовлетворить естественную потребность детей в движении, увеличить двигательную активность дошкольников и избавить их от синдрома гиподинамии поможет систематическое использование разнообразных форм занятий физической культурой и активного отдыха.
Не последнюю роль в создании атмосферы, позволяющей удовлетворять двигательные потребности детей дошкольного возраста, играет нетрадиционное оборудование, т.е. оборудование, изготовленное своими руками из подручного материала. При его использовании быстро формируются умения и навыки, такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться из одного в другой и даже в несколько видов. Педагог может моделировать сюжетные занятия, варьировать игры, разнообразить праздники и развлечения. Кроме того, имея уникальные спортивно – игровые возможности, это оборудование почти не требует финансовых затрат, не создает шума, очень компактное, выглядит необычно и занятно и достаточно простое в изготовлении. А самое главное, оно вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, интерес к занятиям. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое - помогать сказочным героям, преодолевать интересные препятствия, участвовать в сюжетной игре, или, например, массировать стопы ног и ладошки рук необычными массажерами.
К нетрадиционному оборудованию можно придумать различные варианты игр и упражнений.
Вот некоторые виды нетрадиционного оборудования, которые помогут превратить обычные занятия в интересную игру.
«Клоун»
Оборудование в виде веселого и смешного клоуна, под рукой и ногой которого можно подлезать, как под дугой и набрасывать кольца на руку и ногу клоуна (горизонтальная и вертикальная цели).
«Радуга»
Висящие длинные, разноцветные ленты – используются для проведения общеразвивающих упражнений и для игр различной подвижности, хороводных игр.
«Мухомор»
Это оборудование в виде среднего или большого гриба, на шляпке которого вырезаны кружочки - отверстия для метания маленьких мячей, шариков, шишек и т.п.
«Гантели-конфеты»
Пластиковые бутылки с водой, песком, горохом и т.п., завернутые в яркую ткань, оберточную бумагу и оформленные в виде больших конфет. Используются для силовых упражнений, как обычные гантели.
«Моталочки»
Это привязанная к палочке веревка или лента, на конце которой закреплена игрушка. Ребенок старается быстрее всех намотать на палочку ленту и добраться до игрушки. Данное оборудование развивает мелкую моторику рук. Можно также привязать к длинной палке одну ленту, чтобы ее наматывали сразу несколько детей.
«Удав
Удав длиной 4,5 метра сшит из кожзаменителя и набит поролоном, глаза можно сделать из крышек или пуговиц. Применение этого оборудования очень широко – оно используется для ходьбы, перешагивания, перепрыгивания, переползания, перебрасывания через него мячей и др.
«Сказочные рыбки»
К фигуркам рыбок прикреплены петли, за которые можно прицепиться крючком и «поймать» рыбку. Такое оборудование развивает глазомер, меткость, ловкость, сноровку и терпение.
К перечисленному можно добавить:
- массажные, ребристые и многофункциональные складные дорожки и следы для профилактики плоскостопия (с нашитыми крышками, палочками, пробками и пуговицами);
- кольцебросы в виде смешных зверей, гномов, героев мультфильмов (кольца набрасываются на носы, хвосты, уши, руки и ноги);
- мишени (горизонтальные и вертикальные);
- попрыгунчики;
- туннели;
- балансиры;
- цепочки из ткани, верёвочек, шнурков, которые можно соединить между собой разными способами;
- башмачки (изготовлены из пластиковых бутылок, старых мячей, небольших коробок и т.п.).
И многое другое, так как пределов фантазии нет. Таким образом, нетрадиционное спортивное оборудование может использоваться в разных формах организации физического воспитания и решать сразу несколько образовательных и коррекционных задач в работе с детьми, и особенно с теми, кто имеет речевые нарушения. Применение нетрадиционного оборудования объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, вызывает радость и положительные эмоции.
Список использованной литературы:
1. Добророднова О.В., Бредихина Ю.Ю. Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. // «Инструктор по физкультуре», № 4 – 2010, стр. 60-68.
2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
3. Федорова С.А. Нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре. // «Инструктор по физкультуре» № 1 – 2010, стр. 95-98.