«Использование нетрадиционного оборудования для оптимизации двигательной активности детей»

Опубликовано: 21:27:13 30-08-2021

Автор: Баландина Елена Александровна

    Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дошкольники в большинстве своем испытывают дефицит движения, им грозит опасность гиподинамии. Одними из причинами данной проблемы является длительное пребывание детей в сидячем положении, малоподвижный образ жизни семьи, предпочтение двигательной активности  просмотру телевизора  и  компьютерным  играм, и как следствие – низкая  потребность в движении.  Но и педагоги, к сожалению, не всегда применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности воспитанников. Особенно это касается детей с нарушениями речи.  Тем более что двигаться можно как на различных занятиях - логопедических, художественных, математических и других, так и во время проведения многих режимных моментов, особенно после сна и на прогулке.  Удовлетворить естественную потребность детей в движении, увеличить двигательную активность дошкольников и избавить их от синдрома гиподинамии поможет систематическое использование  разнообразных  форм занятий физической культурой и активного отдыха.

    Не последнюю роль в создании атмосферы, позволяющей удовлетворять двигательные потребности детей дошкольного возраста, играет нетрадиционное оборудование, т.е. оборудование, изготовленное своими руками  из подручного материала. При его использовании  быстро формируются умения и навыки, такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться из одного в другой и даже в несколько видов. Педагог может моделировать сюжетные занятия, варьировать игры, разнообразить праздники и развлечения. Кроме того, имея уникальные спортивно – игровые возможности, это оборудование почти не требует финансовых затрат, не создает шума, очень компактное, выглядит необычно и занятно и достаточно простое в изготовлении. А самое главное, оно вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, интерес к занятиям. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое - помогать сказочным героям, преодолевать интересные препятствия, участвовать в сюжетной игре, или,  например, массировать стопы ног и ладошки рук  необычными массажерами.

    К нетрадиционному оборудованию можно придумать различные  варианты  игр и упражнений.

    Вот некоторые виды нетрадиционного оборудования, которые помогут превратить обычные занятия в интересную игру.

«Клоун»

Оборудование  в виде веселого и смешного клоуна, под рукой и ногой которого можно  подлезать, как под дугой и набрасывать кольца на руку и ногу клоуна (горизонтальная и вертикальная цели).

«Радуга»

Висящие  длинные,  разноцветные  ленты  –  используются для проведения общеразвивающих упражнений и для игр различной подвижности, хороводных игр.

«Мухомор»

          Это оборудование в виде  среднего или большого гриба, на шляпке которого вырезаны кружочки - отверстия для метания маленьких мячей, шариков, шишек и т.п.

«Гантели-конфеты»

          Пластиковые бутылки с водой, песком, горохом и т.п., завернутые в яркую ткань, оберточную бумагу и оформленные в виде больших конфет. Используются для силовых упражнений, как обычные гантели.

«Моталочки»

          Это привязанная к палочке веревка или  лента, на конце которой закреплена игрушка. Ребенок старается быстрее всех намотать на палочку ленту и добраться до игрушки. Данное оборудование развивает мелкую моторику рук. Можно также привязать к длинной палке одну ленту, чтобы ее наматывали сразу несколько детей.                                                        

«Удав

Удав длиной  4,5 метра сшит из кожзаменителя и набит поролоном, глаза можно сделать из крышек или пуговиц. Применение  этого оборудования очень широко – оно используется для ходьбы, перешагивания, перепрыгивания, переползания, перебрасывания через него мячей и др.

«Сказочные рыбки»

          К фигуркам рыбок прикреплены петли, за которые можно прицепиться крючком и «поймать» рыбку. Такое оборудование развивает глазомер, меткость, ловкость, сноровку и терпение.

          К перечисленному можно добавить:

  • массажные, ребристые  и   многофункциональные складные дорожки и следы для   профилактики плоскостопия (с нашитыми крышками, палочками, пробками и пуговицами);
  • кольцебросы в виде смешных зверей, гномов, героев мультфильмов (кольца набрасываются на носы, хвосты, уши, руки и ноги);
  • мишени (горизонтальные и вертикальные);
  • попрыгунчики;
  • туннели;
  • балансиры;
  • цепочки из ткани, верёвочек, шнурков, которые можно соединить между собой разными способами;
  • башмачки (изготовлены из пластиковых бутылок, старых мячей, небольших коробок и т.п.).

И многое другое, так как пределов фантазии нет. Таким  образом, нетрадиционное спортивное оборудование может использоваться в разных формах организации физического воспитания и решать сразу несколько образовательных и коррекционных задач в работе с детьми, и особенно с теми, кто имеет речевые нарушения. Применение нетрадиционного оборудования объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, вызывает радость и положительные эмоции.

 Список использованной литературы:

1. Добророднова О.В., Бредихина Ю.Ю. Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. // «Инструктор по физкультуре», № 4 – 2010, стр. 60-68.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.

3. Федорова С.А. Нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре. // «Инструктор по физкультуре» № 1 – 2010, стр. 95-98.

 

 

Оставить комментарий: