Проект "Волшебный мир пчелы"

Опубликовано: 11:48:31 02-09-2021

Автор: Климова Яна Юрьевна

Документы для скачивания:

Проект "Волшебный мир пчелы"
Формат: .docx

Содержимое файтов:

Проект "Волшебный мир пчелы"

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ МО «СГО»- д/ с № 2 «Светлячок»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. А. Харченко «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ г. ПРОЕКТ « Волшебный мир пчелы » Подготовительная группа № 4 « Солнечные зайчики » Автор проекта: К лимова Я. Ю. - воспитатель Рассмотрено и одобрено на педагогическом совете Протокол №_ _ о т «_ _ » 2021 г. г. Светлый 2021г. Вид и тип проекта Познавательно- исследовательский, краткосрочный Участники проекта Воспитатели, дети, родители Сроки реализации проекта с 4 по 31 мая Образовательная область: познавательное развитие, интегрируется со всеми образовательными областями Актуальность: в 2019 год у в разных регионах России была зафиксирована массовая гибель пчел. В частности, такие случаи наблюдались в Удмуртии, Марий Эл, Татарстане, Башкирии, Томской, Орловской, Липецкой, Ростовской, Ульяновской, Курской областях и в Алтайском крае. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представление о насекомых, о жизни пчел и природных взаимосвязях, развивать творческие способности детей, чувство любви к природе, желание беречь и охранять ее. Цель: приобщение детей к природоохранной деятельности, экологического образования и развития познавательной активности через проведение исследовани я жизни пчёл,  истории возникновения пчел оводства и его продуктов, их значении в жизни человека. Задачи: 1. Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы( внешний вид, особенности, образ жизни) ; об истории пчеловодства, продуктах пчеловодства. 2. Развивать познавательно– исследовательскую и продуктивную деятельность воспитанников. 3. Способствовать развитию связной речи, расширять активный словарь детей словами: трудолюбивая пчела, улей, нектар, пыльца, соты, пчеловод, матка, трутень, рабочая пчела, маточное молочко, бортничество, колода, дуплянки, прополис, перга, вощина. 4. Воспитывать любознательность, инт ерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел. 5. Предложить экскурсии детей вместе с родителями: в магазин «Чай и мед», аптеку, библиотеку. Предполагаемый результат: - у детей сформированы элементарные представления о жизни пчелы( внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком) ; - сформированы навыки проведения познавательно – исследовательск ой и продуктивн ой деятельност и по теме проекта в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. - пополнился активный словарь детей слова ми: т рудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод. - проявляется любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел. П лан реализации проекта « апрель- май » № п/ п Мероприятия Сроки Ответственные Подготовительный этап 1 Сбор информации, материала для реализации проекта, подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстраций и т. п. 1 неделя мая Воспитатель 2 Составление плана проекта. Разработка конспектов ООД, дидактических игр и пособий. 1 неделя мая Воспитатель 3 Подбор оборудования для организации деятельности по проекту 2 неделя мая Воспитатель 4 Проведение бесед, консультаций с родителями по теме проекта. 2 неделя мая Воспитатель Основной этап 5 Организация совместной( с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности. Работа над частями проекта. Выставка детских работ, опыты, исследовательская деятельность. Весь период проекта Воспитатель 6 Тематические беседы с детьми:   «А как выглядит пчела? », «Чем питаются пчелы? », « Где живут пчелы? », «Как живут пчелы? », «Что производят пчелы? », «Зачем делают мед? » Весь период проекта Воспитатель 7 Восприятие художественной литературы: «Маша пчелка», Татьяна Дашкевич «Пчёлы», Петр Сохо Весь период проекта Воспитатель 8 Игровая деятельность:   П. И. «Медведь и пчёлы» П. И. «Пчёлы» П. И. «Цветы и пчелы» Весь период проекта Воспитатель 9 Самостоятельная и совместная художественно- продуктивная деятельность Аппликация «В мире пчел» Рисование «Моя любимая пчелка» Лепка «Пчелка» Лепка «Буквы для мультфильма» Весь период проекта Воспитатель 10 Организация выставок: Выставка «Наши пчелки» Воспитатель родители 11 Взаимодействие с родителями: Подготовка атрибутов к мультфильму Весь период проекта Воспитатель 12 Познавательное развитие «Увлекательное путешествие в мир пчеловодства»- рассказ воспитателя о пчеловодстве, о труде пчеловода;   Занятие по экологии «В гостях у пчелки»; Занятие «Пчеловод»; Интегрированное занятие «Чей дом под листом? Комплексное занятие «Чудесный мешочек»; Занятие по развитию познавательных интересов «Тайны царства насекомых»; Занятие по экологии «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых»; Беседа о полезных свойствах меда «Мед – источник здоровья и красоты»; Беседа о правилах поведения на пасеке; Беседа «Как растения привлекают пчел»; Викторина «Знатоки пчеловодства»; Речевое развитие Составление творческих рассказов «Если бы я был пчелой»; Занятие по сюжету сказки «Медведь и пчелы»; Чтение и пересказ рассказов К. Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»; Заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о пчеле; Детское словотворчество: стихи, сказки, загадки, реклама о пчеле и меде; Чтение и обсуждение   сказки «Медведь и пчелы». Социально- коммуникативное развитие Сюжетно- ролевые игры «Пасека»,  «Пчелиная семья». Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде. Дидактические игры:  «Кто больше назовет отличий»( пчела, оса, шмель) , «Найди пары. С каких цветов собирают пчелы нектар», «Пчеловод и его инструменты», «Растения- медоносы», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства»; Игры- эмпатии: «Пчела на цветочном лугу», «Разговор пчелы и цветка»; Заключительный этап 13 Создание мультфильма «Медовик» Май 14 Подведение итогов проекта: - статья о ходе реализации проектной деятельности на официальном сайте учреждения- отчёт о реализации проекта на педагогическом совете- презентация опыта работы по проекту Воспитатель Информационное( методическое) обеспечение Литература: 1Детская энциклопедия: Я познаю мир. / Под ред. Хинн О. М. : АСТ, 1996. 2. Неизвесное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников. / М. : ТЦ «Сфера»2001- 192с. 3. Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006г. 4. 3. Лавренов В. К. Все о меде и других продуктах пчеловодства: Энциклопедия. Донецк: Сталкер, 2003. 12700120015 Кто такая пчела? Пчела — это насекомое. У пчелы яркая окраска.  Овальное туловище жёлтого цвета с чёрными полосками.  У нее есть голова, грудь, брюшко, усики, крылья и три пары ног. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видит пчела синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. В полете пчела жужжит. Домик, в котором живёт пчела называется улей. Улей построил для пчелиной семьи человек. Место, где много ульев называется пасека. Живет пчела в улье вместе с большой дружной пчелиной семьей. В ней есть королева( матка) и очень много рабочих пчёл и трутней. У кажд ой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, кормят личинок, греют, проветривают домик, охраняют от врагов, собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Пчёл очень много, но в их семье всегда порядок. Как же они понимают друг друга, не умея разговаривать? Как вы думаете? А разговаривают они с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар, пыльцу, вернувшись домой, своим танцем «рассказывает» другим пчёлам сколько там корма много или мало, далеко надо лететь или близко. Пчелы, танцуя, делают круги м аленькие, если корма мало, и большие, если много. А по запаху, определяют, какой цветок нужно искать. Пчелка собирает нектар с цветов и это ее пища. Перелетая с цвет ка на цветок, пчела их опыляет. Пчелы очень трудолюбивы. Всего в мире существует более 20 т ысяч видов пчёл!  Между собой виды отличаются размерами особей — от 2 мм до 4 см, особенностями строения, окрасом( брюшко украшают яркие жёлтые полосы или почти коричневые) , способом добывания нектара Дикие и домашние пчёлы Дикие пчёлы внешне практически не отличаются от домашних. Но «дикари» более выносливые, выживают даже при 50- градусных морозах, редко болеют, летают на огромные расстояния. Домашние пчёлки избалованы заботой человека, поэтому чаще болеют, могут погибнуть и при- 15…- 20 градусах, не улетают слишком далеко от улья.   Мёд от диких пчёл ценится намного выше, чем от обычных  домашних. Среди всех известных нам растений, распространенных на земном шаре, насекомоопыляемые растения составляют восемь ч астей из десяти всего количества, то есть подавляющее большинство. Человек, довольствуясь продуктами пчеловодства — медом и воском, долго не знал, что, перелетая с цветка на цветок, пчелы бессознательно переносят пыльцу, которая прилипает к их мохнатому, п ушистому телу, и производят опыление растений и тем самым способствуют повышению урожаев зерна, плодов и овощей многих сельскохозяйственных культур. Одна треть сельскохозяйственных культур дают свой урожай благодаря именно пчеле, например, клевер, подсолне чник, гречиха, люцерна, горчица, хлопчатник, лен, кориандр, чайный куст, капуста, репа, брюква, редис, редька, лук, арбузы, дыни, тыквы, кабачки, огурцы, яблоня, груша, вишня, черешня, слива, абрикос, персик, миндаль, мандарин, апельсин, лимон, малина, еже вика, клубника, смородина, крыжовник, виноград и многие другие культуры. Известен классический случай, выявивший исключительную роль пчел как опылителей. В Австралии и Новой Зеландии не было пчел. Когда во время колонизации этих стран туда впервые были зав езены плодовые деревья, они, к удивлению плантаторов, не давали плодов, хотя развивались и цвели нормально. И только после того, как сюда завезли пчёл, земледельцы стали собирать нормальные урожаи плодов. Пчёлы в качестве опылителей крайне важны в сельском хозяйстве, и это приводит к тому, что фермеры во многих странах договариваются с пчеловодами о взаимовыгодном разведении пчёл вблизи сельскохозяйственных угодий. Пчеловодство. Польза мёда Россия — страна, в которой очень развито пчеловодство. При этом добываются: Мёд  — это частично переваренный пчелой нектар. Чтобы получить 1 столовую ложку меда, 400 рабочих пчелок без устали трудятся целый день. Перга  — особым образом переработанная цветочная пыльца. Пергу называют «пчелиным хлебом», ею рабочие пчёлы к ормят личинок. Маточное молочко  — похожий на белый кисель продукт с очень сложным составом. Его выделяют рабочие пчёлы из специальных подчелюстных желез и используют для кормления личинок. Прополис  — клейкое вещество тёмно- коричневого цвета, которое получа ется путём переработки пчёлками смолы с почек и коры деревьев. Прополис используется насекомыми для дезинфекции сот, ремонта улья. Пчелиный воск  — сложное органическое вещество, выделяемое пчёлами из специальных желез на брюшке. Используется для строительс тва сот. Пчелиный яд  — токсичная прозрачная светло- жёлтая жидкость, выделяется из желез, соединенных с жалом. Яд предназначен для защиты от врагов. Все продукты пчеловодства высоко ценятся и используются в кулинарии, косметологии, медицине. Вымирание пчёл Популяция пчёл в Европе и Америке стремительно сокращается, начиная с зимы 2006 года. Явление CCD( Синдром разрушения колоний) неизвестной природы уничтожает миллионы пчелиных семей. Осложняет ситуацию то, что пестициды и другие химические вещества, испол ьзуемые в сельском хозяйстве, ослабляют иммунитет пчёл и делают их ещё более уязвимыми к болезням. Кроме того, рост городов и сокращение количества дикорастущих растений- медоносов заставляет пчёл в поисках нектара летать очень далеко, что повышает риск рас пространения вируса. Также возможной причиной потери ориентации и, как следствие, гибели пчёл, которые не могли найти дорогу в улей, учёные предполагают резкое увеличение масштабов сотовой связи, которая несомненно влияет на пчёл. Если сокращение популяции пчёл продолжится такими же темпами, к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли. Исчезновение пчёл грозит не только утратой мёда, но и ставит под угрозу урожаи фруктов, овощей, ягод, орехов и злаков. Опыление многих растении и, следовательно, их урожа йность полностью зависят от активности пчёл. Одна пчелиная семья может опылить за день около 3 миллионов цветов. По эффективности с пчёлами не могут сравниться другие насекомые: шмели, бабочки, жуки и мухи. На местном уровне помощь пчёлам может выражаться в отказе от использования пестицидов на приусадебном участке и посадке разнообразных растений- медоносов.  Пчелки нужны человеку не только для получения сладкого полезного продукта. Главную свою миссию труженики выполняют, опыляя львиную долю сельскохозяйств енных растений, садов. Без опыления пчелами не только снизится количество продуктов питания. Многие растения не смогут размножаться без опыления, и постепенно исчезают с поверхности Земли. Сначала произойдет сокращение урожая гречишных и других культур. Сады без опыления перестанут радовать нас фруктами. Известен интересный факт, что в Китае в некоторых провинциях, где пчелы отсутствуют, сады опыляют вручную. Но такой метод не способен заменить опыление садов пчелами. Какие же продукты могут исчезнуть из нашего рациона? Кроме меда, которым люди лакомятся и лечатся тысячелетия, не будет фруктов, арбузов, винограда, и как ни удивительно, кофе. Без некоторых трав, например, люцерны, которая опыляется пчелами, невозможно полноценное питание молочного поголовья: коров, коз. Следом за пчелами вымрут многие животные, которые питаются растительной пищей. Исчезновение элементов пищевой цепочки приведет к массовому голоду. Многие слышали высказывание гениального физика Эйнштейна, что после гибели последней пчелы чело вечество не проживет более четырех лет и погибнет от голода. Болгарская целительница Ванга также предрекала гибель пчел и культурных растений, служащих пищей для людей и животных. А многие ли знают, что без пчел мы лишимся такого натурального продукта, как хлопок. Ведь его опыление невозможно без пчелок, и у нас не только не будет одежды из легкого хлопка, батиста. Но и на синтетические ткани цены вырастут значительно. Интересные факты о пчёлах. - В поисках богатых мест пчёлы могут улетать от улья более ч ем на 8 км и безошибочно находить дорогу домой. - Вес пчелинного роя может достигнуть до 9 кг. При этом у пчёл находится до 3 кг мёда. - Пчелинная сесья может собрать до 20 кг мёда за день. - При полёте пчела машет крыльями до 200 раз в секунду. - Пчелинную матку спокойно можно брать в руки. И она никогда не ужалит. Она может ужалить только матку соперницу. - Пчёлы не могут отличить красный цвет, но зато могут видеть в ультрафиолетовом диапазоне, который не видит человек. - Пчёл можно натренировать к добыче определённого вида пыльцы и нектара. - Из пчелинной семьи, матка может прожить до 5 лет, в то время как рабочие пчёлы живут 40 дней. - Одна пчелинная семья заготавливает за лето до 150 кг мёда, чтобы заготовить 1 кг мёда, пчела должна посетить 10 миллионов цветков и принести 100 тысяч порций нектара. - Скорость полёта пчилы – 22, 4 км в час. Экспериментальная деятельность «Как узнать, какой мёд настоящий» Опыт №1   «С медовой водой и йодом» Гипотеза: если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий. Проведение эксперимента: растворила ложечку мёда в ста граммах теплой воды, хорошо перемешала до получения однородного раствора и капнула в него йод. Если в продукт добавлен крахмал или мука, то содержимое чашки посинеет. Вывод: в результате исс ледования вода стала просто темнее оттенком, не посинела- мед настоящий. center3175 Опыт №2: «Рисунок сот» Гипотез а: Виден ли рисунок сот, если налить в мед воду и мешать по часовой стрелке 30 сек. Проведение опыта: в тарелку налила мед гречишный, добавила 20 гр. воды и мешала по часовой стрелке 30 сек. По истечении времени в тарелке появился Вывод: рисунок сот появился – мед настоящий. На данной картинке мед не является натуральным, т. к. никакого рисунка обнаружено не было! Конструирование « Пол яна для пчелы» 1. Формировать умение конструировать по замыслу. 2. Развивать конструктивное, вербальное, пространственно- образное мышление; воображение, крупную и мелкую моторики. 3. Развивать устную речь детей и их свободное общение со взрослыми и детьми. Материал: игровые наборы «Дары Фребеля». С помощью игрового набора «Дары Фребеля», ребята построили поляну с цветами для пчелы, собаку для охраны, территорию для собаки. Соты, построены с помощью дидактического пособия «Соты Кайе». center635 Вот такая поляна для пчелки получилась у наших ребят! Образовательная ситуация « В поисках бочонка с медом» Задачи: Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку посредством программирования мини- робота Bee- Bot «Пчёлк а». Развивать зрительное внимание, память, пространственное и логическое мышление, воображение С помощью робота пчелки Bee- Bot, ребятам необходимо найти спрятанный бочонок меда в одном из улья. center635 Бочонок с медом ребята нашли в последнем улье! Теперь медвежонок обязательно поправится! Мультфильм «Медовик» Задачи: Формирование речевых навыков. В процессе озвучивания происходит обогащение словарного запаса, дети знакомятся с книжной культурой, развивается связная грамматическая речь, интонация, в том числе фонематический слух; Развитие художественно- эстетического восприятия. Дети дошкольных образовательных учреждений в процессе изготовления персонажей учатся сопереживать персонажам своих произведений, вовлекаться в роль героя. Э то содействует развитию творческого потенциала и приобретению полезных качеств; Формирование познавательных навыков. Создание собственных мультипликационных произведений способствует формированию произвольного внимания, зрительной памяти, воображения; Развитие социальных коммуникативных способностей. В процессе создания всеобщего продукта дети учатся общаться между собой и с педагогом, приобретают коммуникативные навыки, что очень необходимо во взрослой жизни. Сказка «Медовик» Жила- была в одном улье пчела, по имени Рози. Пчелка была очень трудолюбивой, доброй и отзывчивой. С раннего утра до позднего вечера она собирала цветочный сок- нектар и цветочную пыльцу с цветов, затем готовила мед. Однажды, Рози захотела пригласить к себ е в гости своих подружек пчел на чай. По этому случаю решила она испечь свой любимый торт «Медовик». Узнав о том, что Рози приглашает к себе своих подружек на чаепитие, пчелка Клара решила этому помешать. Пока пчелка Рози приглашала подружек, Клара решил а припрятать мед, предназначенный для торта, в укромный уголок. Рози вернулась домой вечером и хотела было начать приготовление торта, как вдруг увидела, что самого главного продута нет — меда. Расстроилась пчелка Рози. Вот беда, гости придут, а угостить и х будет нечем. В это время мимо пролетала пчелка Молли. Увидела она, что Рози расстроена и решила ей помочь, она поделилась своим медом и помогла испечь самый вкусный и ароматный торт «Медовик». center635 Ребята ответственно подошли к лепке букв для назв ания нашего мультфильма «Медовик» 5803906350center635950595179705 Атрибуты для мультфильма, ребята приготовили дома, вместе со своими родителями! center635

Оставить комментарий: