Осень.09.09.21г
«Осень»
Дети должны знать:
- названия осенних месяцев, основные приметы осени;
- изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире;
- чем занимаются осенью люди, как одеваются;
- отличительные особенности ранней и поздней осени.
Дети должны уметь:
- обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений, заданий;
- интересоваться явлениями живой и неживой природы.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу) (детям от 5 лет)
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и
огородах (что?) — ....
Николай Сладков
Осень на пороге
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон.
- Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса: - Готовы, готовы, готовы... - А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон.
- Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери: - Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы: - Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт! - Пусть сдирает! - откликнулись птицы.
- Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери.
- Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы: - А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери: - А нам без мух-комаров спать будет спокойней! - Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет!
Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери.
- Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Вместе с детьми разбирает значение слов «мудрый», «оседлые» (птицы), «осень на пороге» (осень совсем близко), «день укоротит» (сделает день короче), «шелушить».
Вопросы по содержанию рассказа.
- Как белки, зайцы и лисицы встречают осень?
- Что делают осенью ежи и летучие мыши?
- Куда и почему улетают перелётные птицы?
- Чем питаются оставшиеся зимовать птицы?
- Как вы думаете, почему в лесу станет тише, когда опадут листья?
- Почему летний шум листвы, кажется нам весёлым, а осенний печальным?
Игра «Чего не бывает осенью?»
- Дети загорают, купаются.
- Под ногами шуршат листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Солнце светит ярко, греет сильно,
- Птицы собираются в стаи и улетают на юг,
- Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
- Бабье лето, паутинки летают по воздуху,
- Дети ходят в резиновых сапогах по лужам,
- Белка собирает шишки и орехи,
- Медведь спит в берлоге,
- Дети строят кормушки для птиц,
- Деревья сбрасывают листву,
- Колхозники собирают урожай яблок, орехов, винограда,
- Дни короткие, темнеет рано,
- Первый звонок в школе,
- В лесу собирают грибы и сушат их на зиму,
- Льёт сильный дождь
- Дети катаются на санках, коньках.
- Дикие животные запасают корм.
Прослушать предложения и ответить на вопросы.
- Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)
- На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)
- Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный?)
- Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)
- Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.)
- Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ковер.
- Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?