«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры В. В. Воскобовича»

Опубликовано: 18:42:20 07-09-2021

Автор: Северинова Марина Барисовна

Документы для скачивания:

59963_FEMP predstavleniy u detey doshkolnogo vozrasta cherez razvivaushchie igry V. V. Voskobovicha».docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

59963_FEMP predstavleniy u detey doshkolnogo vozrasta cherez razvivaushchie igry V. V. Voskobovicha».docx

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разв ивающие игры В. В. Воскобовича » Методическая разработка дополнительного образования социально- педагогической направленности" Формирование элементарных математических представлений через развивающие игры Воскобовича" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования( Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:            - Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11. 12. 2006г. 06- 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;  - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  - Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года. Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка. Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – пр ежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника  играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему  новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего                                                                                                             дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр. Использование развивающих игр Воскобовича  позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей. Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в         дошкольном учреждении радостным. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.   Актуальность данной работы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, потому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета!         Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.  Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Прививание ребенку знание из области математики, научить его выполнять различные действия – разовьет у него память, мышление, творческие способности.  Программа предполагает личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, а именно ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, быть партнером, что позволяет детям применить свои способности, развивать свои склонности, сформировать опыт собственной творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Цель:   развивать познавательную активность и творческие способности дошкольников. Основные задачи: Формирование необходимого уровня математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях( числовая грамотность) , величине и геометрических фигурах; Развитие  логического  мышления( мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, сериации, классификации) и  других психических  процессов( памяти, восприятия, произвольного внимания, творческого воображения и т. д. ) ; Развитие личностных качеств детей( мотивационной готовности, нравственных качеств, воли, трудолюбия и т. д. ) Увеличение объема внимания и памяти; Развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных в организованной деятельности( на занятиях) .  Исходя из возрастных и психологических особенностей детей, материал данной разработки «Формирование элементарных математических представлений у детей через развивающие игры В. В. Воскобовича » подбирался по следующим  принципам: принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; принцип природосообразности: образовательный проце сс стр оится согласно  логике( природе) развития личности ребенка; принцип индивидуализации: создаются условия для наиболее полного появления индивидуальности, как ребенка, так и педагога; принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные условия для их развития; принцип гуманистичности: ребенок рассматривается как активный     субъект совместно с педагогом деятельности.                                                             Специально организованная деятельность( занятие) состоит из нескольких частей, объединенной одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, со счетным материалом и т. д.                  Продолжительность и интенсивность занятий на протяжения всего года увеличивается постепенно. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения, продолжительностью 1- 3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнения для релаксации( физминутки) . В конце каждого занятия подводится итог вместе с детьми, и ставится задача на следующее занятие( интригуется) . Детям необходимо задать вопросы: «Что нового узнали? »  «Чему сегодня научились? ». Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценки  деятельности.   Средства реализации программы: Комплекты развивающих игр Воскобовича, сказочные герои фиолетового леса. Планируемые результаты: Ожидаемые результаты. В результате обучения к концу года дети должны Знать: числа от 1 до 10; порядковый счет в пределах 10; состав числа первого  десятка; предшествующее число, последующее, числа- соседи, предпоследнее, последнее; понятия: до, между, после, рядом; знаки( + ) , ( - ) , ( = ) , ( & lt; ) , ( & gt; ) , неравно и правильно их использовать; направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки; плоскостные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы; Уметь: считать от 1 до10 и от 10 до 1; считать с использованием порядковых числительных( первый, второй …) в пределах 10; знать состав числа первого  десятка; правильно использовать знаки( - ) , ( + ) , ( & lt; ) , ( & gt; ) , ( = ) , неравно, при решение задач и примеров; преобразовывать равенства и неравенства и наоборот; сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота, длина, ширина, толщина, вес; правильно называть и показывать все известные геометрические фигуры, их вершины, стороны и углы; делить фигуры на равные и неравные части; собирать фигуры из нескольких частей; собирать из геометрических фигур предметы окружающего мира; ориентироваться в пространстве; выбирать и называть направления движения; правильно использовать в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через; ориентироваться по плану и по словесной инструкции; ориентироваться в сутках, в днях недели, в месяцах, во временах года; определять время и правильно устанавливать время на макете часов; выполнять графические диктанты на слух; раскрашивать и штриховать, рисовать по памяти; срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и по клеточкам; в разных масштабах; собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу, по словесной инструкции, по плану, по заданной теме, по замыслу; описывать последовательность сборки конструктора; находить отличия у 3- 5 предметов; находить отличия в двух одинаковых картинках; организовать свою работу и работу своих друзей; находить и исправлять ошибки; грамотно отвечать на поставленный вопрос. Всего в методической разработке 27 авторских конспектов занятий, представляем один из них. «Число и цифра 4». Программное содержание. Формирование понятия о цифре 4 и составе числа 4, развивать слуховое внимание, пространственную ориентацию, умение понимать и выполнять указания взрослого, решать интеллектуальные задачи. Материалы и оборудование: игровое поле « Коврограф Ларчик». На каждого ребенка: «Мини Ларчик», набор карточек «Разноцветные гномы», набор «Разноцветные кружочки», комплект «Разноцветные квадраты», конструктор «Волшебная восьмерка», конструктор «Чудо – крестики 2», пособие  « Игровизор ».    Ход занятия. Отгадай загадку и сделай картинку. На четырех ногах стою, Ходить же вовсе не могу. На мне ты сможешь отдохнуть И даже чуточку вздремнуть.                            ( Стул) . Раздать на каждого ребенка коврограф  мини ларчик. Педагог на коврографе  Ларчик, а дети на мини коврографах выкладывают с помощью цветного квадрата и разноцветных веревочек и кружочка стул. Педагог задает вопрос: Ребята, что еще может быть на четырех ножках? ( стол, шкаф, кровать) . А вы знаете, что конечности копытных животных тоже называются ноги. У каких животных четыре ноги? ( Лошадь, корова, поросенок) .  А вот конечности слона тоже можно называть ногами, хотя слон не является копытным животным. Ребята, мы с вами познакомимся с числом и цифрой 4. Педагог показывает на карточке цифру 4. Выкладываем на коврографе с помощью разноцветных веревочек цифру 4. Затем с помощью разноцветных кружочков выкладываем свою, не похожую на других, цифру 4( важно, чтобы дети понимали графический образ цифры) . Раздать на каждого ребенка конструктор букв. Педагог совместно с детьми конструирует цифру 4 с помощью деталей конструктора букв( без схемы) . Затем конструируем цифру 4 с помощью конструктора “Прозрачная цифра”. Раздать на каждого ребенка игровизоры, маркеры, салфетки. В игровизор вложить листы с прописями цифры 4 по точкам. Предложить детям обвести по точкам цифру 4, а затем написать самостоятельно. Отгадай загадку и запиши решение. ( Конструктор “Чудо – крестики 2”) . Шел квадрат на водопой, Три прямоугольника вел с собой. Сколько вместе их считайте. Ответ быстро называйте. Дети из конструктора  “Чудо – крестики 2” выкладывают 1 квадрат и 3 прямоугольника. Считают сколько всего геометрических фигур. На мини коврографе Ларчик с помощью веревочек выкладывают пример 1+ 3= 4. Читаем запись. Физкультминутка: Педагог делает предварительно  на коврографе  циферблат с указанным временем 16- 00. Вышли мыши как – то раз( шагаем на цыпочках на месте, руки на поясе) Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре! ( хлопаем в ладоши 4 раза) Мыши дернули за гири. ( п одпрыгнули на месте) Вдруг раздался страшный звон, Убежали мыши вон! ( бег на месте или если есть возможность по группе) Выучим пословицу Без четырех углов изба не строится. Решаем примеры на игровизоре. 1+ 3= 2+ 2= 3+ 1= Можно раздать ”Математические корзинки” использовать грибочки как счетный материал. Далее  решаем эти же примеры с помощью паровозика- счетовозика. Отгадайте загадку и запишите  решение с помощью паровозика – счетовозика. Пять гномов Кохле, Охле,  Желе,  Зеле, Селе, Пришли в школу на урок, Один из гномов не знал урок. Сколько прилежно трудилось гномов? Записываем  решение на игровизорах. 5- 1= 4 Выполняем вместе с педагогом упражнение, соответственно тексту стихотворения. Мы становимся все выше, Достаем руками крыш. Один, два – поднялись, Три, четыре – руки вниз. Педагог: Ребята, вам понравилось занятие?  Какое задание было трудным?  Что показалось самым интересным?         

Оставить комментарий: